Теоретическая глубина

Главное — это то, что функцией этих фильтров является работа, направленная на недопущение риска поставить под сомнение господствующие антропологические концепции. Речь идет о совокупности антропологических концепций и представ­лений, на которые опираются общества, в которых мы живем и основы которых отсылают не только к научному или рациональному анализу человека и его взаи­модействий: разнообразные ценности, схемы действия, мифические образы, смут­ная интуиция, ненадежные знания. Для того чтобы не дать поставить под сомнение этот сложный комплекс, на основе которого создается представление о «чело­веке», и даже о «Человеке», отдельные процессы — назовем их когнитивными — фиЛьтруют имеющиеся эмпирические данные (полученные непосредственно или сообщенные) о поступках, поведении и аттитюдах человека.

Эти поступки, это поведение и эти аттитюды, особенно когда речь идет о со­племенниках, человек повседневно старается приписать различным причинам. а теориях атрибуции эти причины рассматриваются как «внутренние» и «диспо-3Иционные» или как «внешние» и «ситуационные». Во многих работах эта типо-л°гия поддерживается, а термины аксиоматизируются. Гораздо реже предприни­маются попытки выявить стратегии, с помощью которых человек приписывает


366 Глава 12. Верования, убеждения и идеологии. Системы представлений...

причины поступков (в том числе и своих), поведения (в том числе и своего) ТА и аттитюдов (также и своих) естественным закономерностям, универсальным по Ж отношению к испытуемым, и в некоторых условиях конституирующим род челоч Ч веческий: закономерности и условия формирования, составляющие именно пред­мет наук о человеке, как только этого человека начинают рассматривать как есте­ственную данность. Одна из гипотез направления исследований, о котором мы сейчас говорим, заключается в том, что человек, малоприобщенный к чужой куль­туре (если говорить только о нем), защищает себя когнитивно от эмпирических данных и информации, основанной на эмпирических данных, которые экспли­цитно и адекватно соотносят формирование поступков, поведения и аттитюдов человека с естественными закономерностями, конституирующими человеческий род. Эти данные и эта информация, с точки зрения авторов соответствующих теорий, фильтруются так, чтобы не заглушались такие понятия, как свобода чело­века или абсолютная уникальность каждого человеческого индивида (Deconchy, 199 lb).

2. Несколько осей когнитивной «иммунизации» На этом теоретическом фоне были получены результаты, позволяющие говорить об этом типе фильтрования, может быть, даже как о минимальном когнитивном сегменте того, что называют идеологией. В настоящее время имеется более под­робный обзор этих работ (Deconchy, 19916).

а. Когнитивное сопротивление соотнесению поступков, поведения и аттитю­дов человека с закономерностями природы, которые могли бы быть их адекват­ным источником, может проявляться по-разному: сопротивление переноса на че­ловека знаний, полученных на животных, экспериментально (идея причинности), а не путем наблюдения (идея простой случайности) (Deconchy, 1984); недооценка релевантности экспериментального исследования, в котором биологические дан­ные считаются способными объяснять идеологические изменения по отношению к симметричному экспериментальному исследованию, где идеологический выбор рассматривается как способ объяснения биологических изменений (Deconchy,

1990).

Эта «когнитивная иммунизация» отсылает, может быть, к оценкам другого по­рядка, которые можно было бы назвать «этическими» (что в конечном счете отсы­лает к применению особой идеологии). Так, при определенных обстоятельствах испытуемые создают когнитивную иммунизацию против результатов исследо­ваний (фиктивных), якобы показывающих, что поведение, высокооцениваемое в обществе (деятельность в области искусств), внутренне детерминировано общи­ми законами поведения человека, но самозащита проявляется в гораздо меньшей степени, когда речь идет об исследованиях (фиктивных), якобы показывающих, что деятельность, отрицательно оцениваемая обществом (проституция), внутрен­не детерминирована общими законами поведения человека (Deconchy, 19910)-Может быть, таким образом действует мысль, что «быть детерминированным» общими законами — «морально плохо» и даже является отклонением.

б. Одновременно с этой гипотезой была предложена другая. Была высказана идея, что на границе раздела с этой когнитивной иммунизацией человек создает представление о неком числе мест (воображаемых, «существ»...), в отношении ко-, торых существует имплицитная социальная договоренность о том, что они имею!


_____ _______________________________ В. Верования, убеждения и идеология... 367

две характеристики: с одной стороны, их невозможно выявить экспериментально и объяснить рационально; с другой стороны, все же эти места (воображаемое, «су­щество»...) якобы объясняют частично то, что в человеке можно установить экс­периментальным путем: его поступки, поведение и аттитюды, а также — почему бы нет? — его биологию. Эти метарепрезентации, как, может быть, сказал бы Ду-аз, и эти гипотетические «существа» были названы онтемами (по аналогии с мор­фемами, доксемами или даже мифемами).

Некоторым образом создание, репрезентация и объяснительная функция того, что обычно называют богами, отсылают к перспективе такого рода. Нельзя все же быть уверенными, что это наилучший угол зрения для анализа функции «онтем». Была выдвинута гипотеза, что, например, представление о человеческом роде в том виде, в каком оно используется довольно часто в аргументации и в аполо­гетике антропологического, экологического и даже религиозного типа, могло бы послужить хорошим примером. В некоторых работах начали доказывать, что в ситуациях, сложных в антропологическом отношении (искусственное оплодотво­рение, генетические манипуляции и т. д.), то, что испытуемые считают известным им в идеологическом плане о роде человеческом (даже о биологической сторо­не), в большей мере определяет их прогнозы относительно судьбы отдельного ин­дивида (матери, ребенка...), чем эмпирические сведения об отдельном индивиде способствуют созданию у них представления о человеческом роде. Как если бы не эмпирическое, воображаемое брало верх в когнитивном плане над эмпириче­скими знаниями, когда речь идет об эмпирических знаниях о человеке (Deconchy, Brebec, Dumas, Menin, 1990; Deconchy, Maze, 1992; Deconchy, De Koning, Medioni, 1993). Когда речь идет о животном (отдельной особи или виде), то находят меха­низмы обратного (противоположного) направления (Deconchy, Housiau et Pham Van, 1992).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: