Ильтр, роль которого в интерпретации социального пространства показал Лер-НеР, непосредственно соотносится с верованием, имеющим распространенное воз-Действие, и с когнитивными моделями относительно фундаментального характера:
364 Глава 12. Верования, убеждения и идеологии. Системы представлений...
Б. Верования, убеждения и идеология... 365
мир, к тому же предсказуемый и упорядоченный, — справедлив. Только при вторичном анализе, несомненно близком к некоторым философским и религиозным вопросам, касающимся страдания, несправедливости и смерти, он приходит к учету высказываний о верованиях, которые сформировались в той или иной идеологической системе, а также — в другом плане — к созданию особой шкалы аттитю-дов, разработанной Рубином и Пеплау (Rubin, Peplau).
Другие экспериментальные исследования, проведенные в том же духе, в каком Лернер проводил свои, позволяют думать, что в расшифровке социального поля могут участвовать и другие фильтры и приводить к определенному типу практик, даже если они и не соотносятся с особыми культурными ярлыками. Эти исследования пока еще очень разрозненны, и значение их невелико. Все же они, возможно, открывают новый путь к социальной психологии верований, убеждений и идеологических представлений.
|
|
Одно из этих исследований, впрочем с весьма ограниченным охватом, непосредственно примыкает к работам Лернера. Цукерман (Zukerman, 1975) по телефону спрашивает у незнакомых студентов, не согласились бы они посещать вечерние курсы, чтобы помочь слепому учащемуся, читая ему вслух учебные материалы. Он обращается с этой просьбой либо в середине триместра (когда занятия еще не имеют очень напряженного характера), либо непосредственно перед семестровым экзаменом (когда необходимо напряженно заниматься). Испытуемые, имеющие к тому же высокие баллы по шкале «убеждения в справедливости мира», более расположены оказать услугу в тревожный момент, чем в середине триместра; у испытуемых, имеющих низкие баллы по шкале «убеждение в справедливости мира», противоположная реакция. В этом поведении можно усмотреть вместе с автором эксперимента способ заклинания судьбы и даже, как сказал Лернер, представляя эти результаты, попытку «умиротворить богов»: поведение, во всяком случае достаточно парадоксальное, чтобы постараться в нем разобраться.
Вспомним, например, другое исследование: работу Уолстера, Аронсона и Брауна (Waister, Aronson, Brown, 1966), которые сами воспринимают результаты как неожиданные. В рамках предполагаемого изучения физиологических реакций на приятное или неприятное, организуемого службой здоровья университета, студентам показывают то, что им придется позднее съесть в ходе встречи. В одном случае перспектива довольно приятная: так, надо будет дегустировать птифуры и другие лакомства; в другом случае перспектива гораздо более неприятная, поскольку придется заглатывать гусениц и кузнечиков, а также другие еще более отвратительные блюда. Распределение по группам происходит путем жеребьевки. Но прежде, чем приступить к указанным действиям, проводится дополнительный эксперимент, подготовленный таким образом, чтобы он осуществляется отдельно от эксперимента с едой. В этом предварительном эксперименте испытуемые должны подвергнуть сами себя воздействию электрического тока, что в конце концов причиняет боль. Было замечено, что испытуемые, которые знают, что в дальнейшем им придется столкнуться с явно отвратительной, неприятной ситуацией, подвергают себя удару электрическим током большее число раз, чем остальные. Хотя эти результаты неожиданны, их можно истолковать по-разному: желание приучить себя к боли, снижение самоуважения в результате неудачного результата жеребьевки — поведение, являющееся самонаказанием... Можно также преД-
|
|
ставить себе другие объяснения, более близкие к нашим интересам, а именно мысль, которая могла бы возникнуть у неудачливых испытуемых, что, нанося себе повреждения, предвосхищая судьбу, они получат что-то, что убережет их в конце концов от неприятного исхода либо благодаря умилению экспериментатора такой покорностью, либо в результате естественного хода событий.
Может быть, это своеобразное заклинание действительности с целью изменить ее ход и предотвратить неизбежность? Более позднее исследование, которое провели Кюртис, Ритдорф и Ронелл (Кюртис, Rietdorf, Ronell, 1980), допускает такую мысль. Повторив в основном предыдущую схему эксперимента, они запрограммировали третью ситуацию, когда испытуемый знает, что в дальнейшем ему придется отведать то или другое меню, но он еще не знает, какое из двух. Именно эти испытуемые больше всего склонны быть собственными палачами: во всяком случае, в большей степени, чем те, которые знают уже, что их еда будет отвратительной. Остается, конечно, объяснить, почему самоистязание или добровольное страдание (покаяние, аскеза?) воспринимается как способное околдовать роковую судьбу в большей степени, чем самовосхваление или ликование. Если можно переинтерпретировать ситуацию как повышение уровня активности во время фазы тревожной неуверенности, то можно также думать о реализации имплицитной стратегии заклинания действительности. По поводу этой стратегии следовало бы задаться вопросом о том, идет ли здесь речь о социальном научении, подкрепленном содержанием культурного программирования, или о шкале, играющей конституирующую роль для человеческих существ.
б. Обработка данных и гипотеза вмешательства
'- когнитивного «фильтра»
Другие исследования изменяют место, где, по-видимому, происходит фильтрование того же типа, какой выявил Лернер: это фильтр, вмешивающийся в прочтение человеком эмпирических данных, касающихся его самого, человека или Человека.