Заклинание действительности

Ильтр, роль которого в интерпретации социального пространства показал Лер-НеР, непосредственно соотносится с верованием, имеющим распространенное воз-Действие, и с когнитивными моделями относительно фундаментального характера:


364 Глава 12. Верования, убеждения и идеологии. Системы представлений...


Б. Верования, убеждения и идеология... 365



мир, к тому же предсказуемый и упорядоченный, — справедлив. Только при вто­ричном анализе, несомненно близком к некоторым философским и религиозным вопросам, касающимся страдания, несправедливости и смерти, он приходит к уче­ту высказываний о верованиях, которые сформировались в той или иной идеоло­гической системе, а также — в другом плане — к созданию особой шкалы аттитю-дов, разработанной Рубином и Пеплау (Rubin, Peplau).

Другие экспериментальные исследования, проведенные в том же духе, в каком Лернер проводил свои, позволяют думать, что в расшифровке социального поля могут участвовать и другие фильтры и приводить к определенному типу практик, даже если они и не соотносятся с особыми культурными ярлыками. Эти исследо­вания пока еще очень разрозненны, и значение их невелико. Все же они, возможно, открывают новый путь к социальной психологии верований, убеждений и идео­логических представлений.

Одно из этих исследований, впрочем с весьма ограниченным охватом, непо­средственно примыкает к работам Лернера. Цукерман (Zukerman, 1975) по те­лефону спрашивает у незнакомых студентов, не согласились бы они посещать вечерние курсы, чтобы помочь слепому учащемуся, читая ему вслух учебные ма­териалы. Он обращается с этой просьбой либо в середине триместра (когда заня­тия еще не имеют очень напряженного характера), либо непосредственно перед семестровым экзаменом (когда необходимо напряженно заниматься). Испытуе­мые, имеющие к тому же высокие баллы по шкале «убеждения в справедливости мира», более расположены оказать услугу в тревожный момент, чем в середине триместра; у испытуемых, имеющих низкие баллы по шкале «убеждение в спра­ведливости мира», противоположная реакция. В этом поведении можно усмот­реть вместе с автором эксперимента способ заклинания судьбы и даже, как сказал Лернер, представляя эти результаты, попытку «умиротворить богов»: поведе­ние, во всяком случае достаточно парадоксальное, чтобы постараться в нем разо­браться.

Вспомним, например, другое исследование: работу Уолстера, Аронсона и Брау­на (Waister, Aronson, Brown, 1966), которые сами воспринимают результаты как неожиданные. В рамках предполагаемого изучения физиологических реакций на приятное или неприятное, организуемого службой здоровья университета, сту­дентам показывают то, что им придется позднее съесть в ходе встречи. В одном случае перспектива довольно приятная: так, надо будет дегустировать птифуры и другие лакомства; в другом случае перспектива гораздо более неприятная, по­скольку придется заглатывать гусениц и кузнечиков, а также другие еще более от­вратительные блюда. Распределение по группам происходит путем жеребьевки. Но прежде, чем приступить к указанным действиям, проводится дополнительный эксперимент, подготовленный таким образом, чтобы он осуществляется отдель­но от эксперимента с едой. В этом предварительном эксперименте испытуемые должны подвергнуть сами себя воздействию электрического тока, что в конце концов причиняет боль. Было замечено, что испытуемые, которые знают, что в дальнейшем им придется столкнуться с явно отвратительной, неприятной ситуа­цией, подвергают себя удару электрическим током большее число раз, чем осталь­ные. Хотя эти результаты неожиданны, их можно истолковать по-разному: желание приучить себя к боли, снижение самоуважения в результате неудачного результа­та жеребьевки — поведение, являющееся самонаказанием... Можно также преД-


ставить себе другие объяснения, более близкие к нашим интересам, а именно мысль, которая могла бы возникнуть у неудачливых испытуемых, что, нанося се­бе повреждения, предвосхищая судьбу, они получат что-то, что убережет их в кон­це концов от неприятного исхода либо благодаря умилению экспериментатора та­кой покорностью, либо в результате естественного хода событий.

Может быть, это своеобразное заклинание действительности с целью изме­нить ее ход и предотвратить неизбежность? Более позднее исследование, которое провели Кюртис, Ритдорф и Ронелл (Кюртис, Rietdorf, Ronell, 1980), допускает такую мысль. Повторив в основном предыдущую схему эксперимента, они запро­граммировали третью ситуацию, когда испытуемый знает, что в дальнейшем ему придется отведать то или другое меню, но он еще не знает, какое из двух. Именно эти испытуемые больше всего склонны быть собственными палачами: во всяком случае, в большей степени, чем те, которые знают уже, что их еда будет отврати­тельной. Остается, конечно, объяснить, почему самоистязание или добровольное страдание (покаяние, аскеза?) воспринимается как способное околдовать роко­вую судьбу в большей степени, чем самовосхваление или ликование. Если можно переинтерпретировать ситуацию как повышение уровня активности во время фа­зы тревожной неуверенности, то можно также думать о реализации имплицитной стратегии заклинания действительности. По поводу этой стратегии следовало бы задаться вопросом о том, идет ли здесь речь о социальном научении, подкреплен­ном содержанием культурного программирования, или о шкале, играющей кон­ституирующую роль для человеческих существ.

б. Обработка данных и гипотеза вмешательства
'- когнитивного «фильтра»

Другие исследования изменяют место, где, по-видимому, происходит фильтрова­ние того же типа, какой выявил Лернер: это фильтр, вмешивающийся в прочтение человеком эмпирических данных, касающихся его самого, человека или Человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: