Введение. Когда психологи ощутили необходимость в теоретической модели для научного изучения языка и человеческой коммуникации

Когда психологи ощутили необходимость в теоретической модели для научного изучения языка и человеческой коммуникации, они совершенно естественным образом обратились к техническим системам. Исходной базой стала модель, пред­ложенная в 1949 г. Шенноном и Уивером (Shannon, Weaver) в рамках теории ин­формации.

Эта модель (рис. 16.1), скалькированная с телефонных систем, вводит источ­ник сообщения и адресат. Речь идет, следовательно, о партнерах в процессе ком­муникации. Первый из них — источник (коммуникатор) — средоточие сообщения, которое он намерен передать второму партнеру. Поскольку прямая коммуника­ция от мозга к мозгу невозможна, это сообщение должно дойти до адресата с по­мощью промежуточной операции. Обычно для этого используется язык — систе­ма знаков, общая для обеих сторон. Так как эти сигналы должны пройти через пространство, необходимо рассмотреть средства передачи сигналов от источника сообщения к адресату. Это канал коммуникации. Все эти элементы в совокупно­сти образуют то, что можно назвать структурными аспектами коммуникации или, если угодно, частями головоломки. Для того чтобы все это работало, следует рас­смотреть также динамические аспекты. Их три. Прежде всего операция кодирова­ния, или перевод сообщения с помощью системы знаков кода, осуществляемая 'источником сообщения (коммуникатором). Это вербальное выражение. На дру­гом конце канала передачи производится обратная операция — декодирование, что дает возможность выявить направленное адресату сообщение. Наконец, весь процесс может быть завершен ответным действием — направлением источнику по тому же каналу информации, которая позволит ему судить о том, хорошо ли принято сообщение или требуется корректировка.

Именно эта модель послужила основой для психологического изучения языка и процесса коммуникации, начатого в 1952 г. с появлением психолингвистики. Hd

Эмиттер
_________________________ (передатчик) «знал Приемник

Источник

Сообщение
Кодирование

-г*Н Декодирование -*- Сообщение -*-^у>есат:


Рис. 16.1. Схема системы коммуникации (по Шеннону)


430 Глава 16. Язык и коммуникация

такое исследование налагает ограничения, связанные с серьезными последствия­ми для направленности исследований. Дело в том, что вдохновившись работой машин, исследователи начинают пренебрегать тем фактом, что и коммуникатор (источник) и адресат — люди, а поэтому между ними устанавливаются социаль­но-психологические отношения в процессе коммуникации.

Таким образом, психолингвисты вынесли за скобки вопрос о говорящем и слу­шающем и о взаимодействии их ожиданий, характеристик, аттитюдов, интересов и мотиваций. Основное внимание было сконцентрировано на кодировании и де­кодировании. Поэтому неудивительно, что предмет их исследований далеко ото­шел от языка, на котором реально говорят люди в повседневной жизни. В самом деле, психолингвистов интересуют фразы. А те фразы, которые они изучают, ис­ходят, как говорит Хомский, от «идеального говорящего-слушающего, который в совершенстве владеет языком и, используя его, не подвержен таким грамматиче­ски неуместным состояниям, как рассеянность, изменение аттитюда, интересов или ошибки».

В европейской социальной психологии все же появилось направление, воз­никшее как реакция против такой перспективы. Серж Московичи писал (Mosco-vici, 1967), что в психолингвистике вербальное сообщение рассматривается как продукт единственного субъекта, выступающего попеременно то в роли говоря­щего, то в роли слушающего. На место диалога, который является совместным результатом действий двух индивидов, каждый из которых выступает в соответ­ствии со своей ролью, ставится своего рода монолог нескольких голосов. И как только, продолжает автор, передатчик, приемник и их отношения определяются как идеальный универсальный тип, о говорящем забывают. Изучаемый таким об­разом язык превращается всего лишь в научную фикцию, в «язык без общения».

С близких Московичи позиций Ромметвейт (Rommetveit, 1976) высказывает мнение, что изучение фраз вне их содержания, вносимого взаимодействием лю­дей, может описывать только физическую сторону процесса, изучая лишь дви­жение тел в абсолютном вакууме, оставляя без внимания гравитационное поле, в котором в действительности движутся тела.

В данной главе рассматриваются явления, интересующие нас в перспективе, о которой мы только что говорили. Будут рассмотрены в основном три аспекта. Сначала мы обратимся к социально-психологической динамике коммуникации. Мы увидим, что далеко за пределами вопроса кодирования способ выражения индивида тесно связан с социальной матрицей, в которой он высказывается, т. е. он зависит от совокупности социальных факторов, касающихся его в данный момент. Мы проанализируем также воздействие этих способов выражения на вы­сказывания партнера по общению и на эволюцию ситуации общения. Затем мы должны будем констатировать, что средства, используемые говорящим, — это не только фразы. В процессе высказывания речь тесно связана с движениями тела. Необходимо будет рассмотреть причины, вызывающие именно такие способы вы­ражения.

Наконец, мы подчеркнем, что то, что передается в процессе коммуникации, — это не сообщения, а представления. Мы увидим, что вытекает из этого в отноше­нии задач, стоящих перед партнерами в процессе обмена, и покажем, что именно представления дают возможность достигнуть некоторой степени интерсубъек­тивности.


А. Язык и социальная ситуация 431


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: