Методики изучения профессионально значимых личностных качеств педагога

Вариант 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА

Цель: Определение уровня развития информационной культуры педагога

Необходимые материалы: текст опросника, опросный лист.

Инструкция:На каждый из 25 вопросов предлагаются три варианта ответов, из которых следует выбрать один или два, наиболее для вас подходящих. Положите рядом с этой страницей опросный лист и отмечайте на нем ответы.

1. Вообще я к тестам отношусь:

а) с предубеждением;

б) с острым интересом;

в) с энтузиазмом.

2. Из своих товарищей с большим уважением отношусь к тем, кто:

а) знает все на свете и всегда сообщает самое нужное, интересное и необычное;

б) интересуется чем-то определенным и досконально знает об этом;

в) знает далеко не все, но интересуется многим и легко меняет или сочетает увлечения.

3. Бюрократ — это:

а) преступник;

б) несознательный работник;

в) неспособный и не знающий свое дело.

4. Думаю, что в библиотеке:

а) всегда можно найти, что нужно;

б) далеко не все найдешь, что нужно;

в) почти ничего, что нужно, никогда не найдешь.

5. Если меня с работы пошлют учиться:

а) постараюсь увильнуть, так как работа важнее;

б) поеду только потому, что, наверное, так надо;

в) поеду с охотой, хотя, может быть, потом и разочаруюсь.

6. По моему мнению, работа секретаря у начальника:

а) очень простая, ее может выполнять любая девушка, закончившая десятилетку;

б) не очень простая и требующая хотя бы небольшой подготовки;

в) достаточно сложная и требующая квалифицированной подготовки.

7. Наверное, инфаркты, инсульты:

а) от сидячего образа жизни;

б) неизбежное зло работников умственного труда;

в) из-за неумения организовать свою и чужую работу.

8. Профессия переводчика с английского языка: а) не очень нужная сегодня;

б) нужная сегодня и завтра;

в) нужная сегодня, но не завтра.

9. Считаю, что каждый специалист должен читать в основном:

а) книги по своей специальности;

б) журналы по своей специальности;

в) книги по смежным специальностям.

10. Работа с «бумажками»:

а) все-таки какая-то унизительная по сравнению с другими профессиями;

б) не унизительная, но не почетная;

в) если не почетная, то, по крайней мере, очень необходимая в наше время.

11. Информатика в школе должна:

а) помочь только в обучении математике;

б) научить программировать и пользоваться компьютером;

в) перевернуть весь учебный процесс.

12. Посещая один и тот же музей:

а) стараюсь каждый раз осматривать все;

б) выбираю что-нибудь интересное;

в) иду к чему-то конкретному.

13. Документом является:

а) художественный фильм;

б) не художественный, а документальный фильм;

в) вообще не фильм, а бумага с печатью.

14. Низкую эффективность конторского труда объясняю:

а) несознательностью, граничащей с нерадивостью;

б) отсутствием хорошей зарплаты;

в) неумением организовать свою и чужую работу.

15. Ручные перфокарты:

а) знаю, что это такое, и пользуюсь ими;

б) имею об этом некоторое представление, но в век компьютеров они не нужны;

в) не знаю, что это такое.

16. Когда бываю в библиотеке:

а) стараюсь пользоваться каталогом;

б) изредка обращаюсь к каталогу;

в) вполне обхожусь без каталога.

17. Уверен, что в архивах сохраняют:

а) практически все действующие деловые бумаги;

б) большую их часть;

в) меньшую часть.

18. Стараюсь:

а) сознательно регулировать идущие на меня потоки информации (радио, телевизор, книги, разговоры), выбирая только то, что мне нужно;

б) направлять на себя побольше информации, чтобы ничего не пропустить;

в) ограничивать количество информации, используя только главное.

19. Цвет в нашей жизни:

а) имеет очень большое значение — раскрывает характер человека, диагностирует болезни, лечит, влияет на настроение и производительность труда, помогает общению и украшает;

б) наверное, это так, но сказано слишком сильно;

в) сомневаюсь во многом перечисленном.

20. На тексты, изобилующие «штампами», реагирую:

а) с бурным возмущением;

б) отрицательно;

в) спокойно.

21. Уважаю:

а) в равной степени ученого-теоретика и специалиста-практика;

б) ученого-теоретика;

в) специалиста-практика.

22. Реферативные журналы:

а) читал их;

б) не читал, но имею о них представление;

в) вряд ли смогу объяснить, что это такое.

23. Реклама — дело:

а) очень полезное;

б) полезное, но далеко не всегда;

в) по крайней мере, у нас совершенно не нужное.

24. В своем городе:

а) с удовольствием буду водить гостя, показывая старину и рассказывая интересные истории, которые знаю;

б) если и буду что-то показывать гостю, то только не старину;

в) предпочту не играть для гостя роль гида.

25. Электронно-вычислительная техника:

а) только средство, большая эффективность которого зависит от сочетания с другими средствами и методами;

б) революция, решающая очень много проблем;

в) новшество, которое следует, однако, осваивать не торопясь.

Ключ

Оцените ваши ответы по следующим правилам.

От 1-го до 12-го вопроса включительно: а = 0; б = 2; в = 4. Если отмечены два варианта — возьмите среднее арифметическое, например: б + в = (2 + 4): 2 = 3.

От 13-го до 25-го вопроса поступайте наоборот: а = 4;б = 2;в = 0 (при двух вариантах также берите среднее).

Потом сложите все 25 чисел, их сумма будет означать уровень вашей информационной культуры в процентах. Для молодого специалиста норма— не менее 50 процентов.

По результатам проведенного тестирования сформулируйте вывод об особенностях развития у себя информационной культуры.

Вариант 2. ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

Существует огромное количество критериев и оснований типизации педагогов. Одни учителя добиваются успеха, находя для себя совершенно различные области деятельности: один становится другом и советчиком молодежи, другой, способствует развитию независимого и смелого мышления у выдающихся учащихся, а еще кто-то помогает слабым учащимся устранить причины их недостатков. Нельзя сказать, что какая-то из этих сфер деятельности лучше другой — все они необходимы.

Цель: Определение профессиональной направленности педагога

Необходимые материалы: текст опросника, опросный лист.

Инструкция: «В данном опроснике перечислены свойства, которые могут быть присущи Вам в большей или меньшей степени».

Варианты ответов:

а) верно, описываемое свойство типично для моего поведения или присуще мне в большей степени.

б) неверно, описываемое свойство нетипично для моего поведения или присуще мне в минимальной степени.

Прочитав утверждение и выбрав один из вариантов ответа, отметьте его на листе ответов, зачеркнув нужную букву.

Опросник

1. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей, (а, б)

2. Я часто побеждаю других своей самоуверенностью, (а, б)

3. Твердые знания по моему предмету могут существенно облегчить жизнь человека, (а, б)

4. Люди должны больше, чем сейчас, придерживаться законов морали, (а, б)

5. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку, (а, б)

6. Мой идеал рабочей обстановки — тихая комната с рабочим столом, (а, б)

7. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом, (а, б)

8. Среди моих идеалов видное место занимают личности ученых, сделавших большой вклад в мой предмет, (а, б)

9. Окружающие считают, что на грубость я просто не способен, (а, б)

10. Я всегда внимательно слежу за тем как, я одет, (а, б)

11. Бывает, что все утро я ни с кем не хочу разговаривать, (а, б)

12. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка, (а, б)

13. Большинство моих друзей — люди, интересы которых лежат в сфере моей профессии, (а, б)

14. Я подолгу анализирую свое поведение, (а, б)

15. Дома я веду себя за столом так же, как в ресторане, (а, б)

16. В компании я предоставляю другим возможность шутить и рассказывать всякие истории, (а, б)

17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения, (а, б)

18. Если у меня есть немного свободного времени, то я предпочитаю почитать что-нибудь по моей дисциплине, (а, б)

19. Мне неудобно дурачиться в компании, даже если другие это делают, (а, б)

20. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих, (а, б)

21. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их. (а, б)

22. Я редко выступаю вразрез с мнением коллектива, (а, б)

23. Мне больше нравятся люди, хорошо знающие свою профессию, независимо от их личностных особенностей, (а, б)

24. Я не могу быть равнодушным к проблемам других, (а, б)

25. Я всегда охотно признаю свои ошибки, (а, б)

26. Худшее наказание для меня — быть закрытым в одиночестве, (а, б)

27. Усилия, затраченные на составление планов, не стоят этого, (а, б)

28. В школьные годы я пополнял свои знания, читая специальную литературу, (а, б)

29. Я не осуждаю человека за обман тех, кто позволяет себя обманывать, (а, б)

30. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу, (а, б)

31. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю, (а, б)

32. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности, (а, б)

33. Наука — это то, что больше всего интересует меня в жизни, (а, б)

34. Окружающие считают мою семью интеллигентной, (а, б)

35. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять, (а, б)

36. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди, (а, б)

37. Если есть выбор, то я предпочитаю организовать внеклассное мероприятие, а не рассказывать ученикам что-нибудь по предмету, (а, б)

38. Основная задача учителя — передать ученику знания по предмету, (а, б)

39. Я люблю читать книги и статьи на темы нравственности, морали, этики, (а, б)

40. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами, (а, б)

41. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть, (а, б)

42. Думаю, мне понравилась бы работа, связанная с ответственной административно-хозяйственной деятельностью, (а, б)

43. Я вряд ли расстроюсь, если придется провести свой отпуск, обучаясь на курсах повышения квалификации, (а, б)

44. Моя любезность часто не нравится другим людям, (а, б)

45. Были случаи, когда я завидовал удаче других, (а, б)

46. Если мне кто-нибудь нагрубит, то я могу быстро забыть об этом, (а, б)

47. Как правило, окружающие прислушиваются к моим предложениям, (а, б)

48. Если бы мне удалось перенестись в будущее на короткое время, то я в первую очередь набрал бы книг по моему предмету, (а, б)

49. Я проявляю активное участие к судьбе других, (а, б)

50. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей, (а, б)

Для обработки результатов опроса необходимо ответы испытуемого сравнить с ключом. Каждый ответ оценивается по двухбальной шкале:

- ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл;

- ответ, не совпадающий с ключом, приравнивается к 0.

Каждый личностный параметр оценивается суммированием оценок по группе вопросов. Суммарная оценка по фактору не превышает 10 баллов. Зона нормы находится в пределах 3—7 баллов.

Обработку результатов обычно начинают со шкалы мотивации одобрения, так как в том случае, если ответ выходит за рамки нормы по этому фактору, следует признать, что испытуемый стремился исказить результаты и они не подлежат дальнейшей интерпретации.

Ключ

Общительность — 16, 66, 116, 166, 21а, 26а, 31а, 36а, 41а, 46а

Организованность — 2а, 7а, 12а, 17а, 226, 276, 326, 37а, 42а, 47а

Направленность на предмет — За, 8а, 13а, 18а, 23а, 28а, 33а, 38а, 43а, 48а

Интеллигентность — 4а, 9а, 14а, 19а, 24а, 296, 34а, 39а, 44а, 49а

Мотивация одобрения — 5а, 10а, 15а, 206, 25а, 30а, 35а, 406, 456, 50а

Каждое из направлений профессиональной направленности считается недостаточно развитым, если по данной шкале получено менее трех баллов, и ярко выраженным — если количество баллов более семи.

Для большей наглядности полученные результаты необходимо представить в виде круговой или столбцевой диаграммы. Выраженность одного фактора свидетельствует о мононаправленности личности педагога, а выраженность нескольких факторов может интерпретироваться как результат полинаправленности.

По результатам проведенного тестирования сформулируйте вывод о выраженности факторов собственной педагогической профессиональной направленности.

Вариант 3. ОПРОСНИК «АНАЛИЗ УЧИТЕЛЕМ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ СВОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Цель: Определение особенностей педагогического стиля.

Необходимые материалы: текст опросника, опросный лист.

Инструкция: «Ответы на нижеследующие вопросы помогут Вам выявить свой индивидуальный стиль работы. Для этого в предлагаемом вопроснике отметьте галочками варианты ответов, подходящие Вам (при совпадении двух-трех вариантов отмечайте все колонки)».

№ п/п Вопросы Варианты ответов
ЭИС ЭМС РИС РМС
  Вы составляете подробный план урока? нет да нет да
  Вы планируете урок лишь в общих чертах? да нет да нет
  Часто ли Вы отклоняетесь от плана урока? да да да нет
  Отклоняетесь ли Вы от плана, заметив пробел в знаниях учащихся или трудности в усвоении материала? нет да да да
  Вы отводите большую часть урока объяснению нового материала? да да нет нет
  Вы постоянно следите за тем, как усваивается новый материал в процессе объяснения? нет да да да
  Часто ли Вы обращаетесь к учащимся с вопросами в процессе объяснения? нет да да да
  В процессе опроса много ли времени Вы отводите ответу каждого ученика? нет нет да да
  Вы всегда добиваетесь абсолютно правильных ответов? нет да да да
  Вы всегда добиваетесь, чтобы опрашиваемый самостоятельно исправил свой ответ? нет нет да да
  Вы часто используете дополнительный учебный материал при объяснении? да да да нет
  Вы часто меняете темы работы на уроке? да да нет нет
  Допускаете ли Вы, чтобы опрос учащихся спонтанно перешел в коллективное обсуждение или объяснение нового учебного материала? да нет да нет
  Вы сразу отвечаете на неожиданные вопросы учащихся? да нет нет нет
  Вы постоянно следите за активностью всех учащихся во время опроса? нет да нет нет
  Может ли неподготовленность или настроение учащихся во время урока вывести Вас из равновесия? да да нет нет
  Вы всегда сами исправляете ошибки учащихся? да да нет нет
  Вы всегда укладываетесь в рамки урока? нет нет да да
  Вы строго следите за тем, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно: без подсказок, не подглядывая в учебник? нет да нет да
  Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ? нет да да да
  Резко ли различаются ваши требования к сильным и слабым ученикам? да нет нет нет
  Часто ли Вы поощряете за хорошие ответы? да да да нет
  Часто ли Вы порицаете учащихся за плохие ответы? нет да нет да
  Часто ли Вы контролируете знания учащихся? нет да нет да
  Часто ли Вы повторяете пройденный материал? нет да да да
  Вы можете перейти к изучению следующей темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми учащимися? да нет да нет
  Как Вы думаете, учащимся обычно интересно у Вас на уроках? да да да нет
  Как Вы думаете, учащимся обычно приятно у Вас на уроках? да да да нет
  Вы постоянно поддерживаете высокий темп урока? да да нет нет
  Вы сильно переживаете невыполнение учащимися домашнего задания? нет да нет нет
  Вы всегда требуете четкого соблюдения дисциплины на уроке? нет да нет да
  Вас отвлекает «рабочий шум» на уроке? нет да нет да
  Вы часто анализируете свою деятельность на уроке? нет да нет да
             

Ключ

Подсчитав количество галочек в каждой колонке, Вы можете определить педагогический стиль.

Название стиля Положительная сторона стиля Отрицательная сторона стиля
ЭИС Эмоционально-импровизацион-ный стиль У педагога: ориентация на процесс обучения, высокая оперативность. Объяснение нового материала строит логично, интересно, использует большой арсенал разнообразных методов обучения. Практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания учащихся. Во время опроса учитель с ЭИС обращается к большому числу учеников, в основном сильных, интересующих его, опрашивает их в быстром темпе, задает неформальные вопросы. На уроках благоприятный психологический климат. У учащихся стойкий интерес к изучаемому предмету, высокая познавательная активность У педагога: отсутствие методичности (слабо организовано закрепление и повторения учебного материала, контроль знаний учащихся), однако в процессе объяснения у него часто отсутствует обратная связь с учениками, не дожидается, пока ученик сформулируют ответ самостоятельно. Мало внимания и требовательности к слабым ученикам. Он интуитивен, не умеет проанализировать результативность своей деятельности на уроке. Завышена самооценка, демонстративность, повышенная чувствительность, чрезмерная зависимость от ситуации на уроке. У учащихся непрочные знания, слабо сформированные навыки учения.
ЭМС Эмоционально-методичный стиль У педагога ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью. Педагог адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся (как сильных, так и слабых), в его деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Стремится активизировать детей не внешней развлекательностью, а прочно заинтересовать особенностями самого предмета. У учащихся прочные знания сочетаются с высокой познавательной активностью и сформулированными навыками учения. У педагога несколько завышенная самооценка, мало сдержанности, демонстративность, повышенная чувствительность, обусловливающие излишнюю зависимость от ситуации на уроке, настроения и подготовленности учащихся. Не дает ученикам высказаться, самостоятельно исправить и оформить свой ответ.
РИС Рассуждающе-импровизацион-ный стиль У педагога ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. У учащихся развивается умение формулировать суждения (посредством подсказок, уточнений и т.д.), интерес к изучаемому предмету сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками учения. Много времени отводится ответу каждого ученика, который объективно оценивается. У педагога недостаточная изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения, относительное время спонтанной речи его учащихся во время уроков меньше, чем на уроках у учителей с эмоциональным стилем. Недостаточное внимание к постоянному поддержанию дисциплины на уроке.
РМС Рассуждающе-методичный стиль У педагога высокая методичность (систематичность повторения учебного материала, контроля знаний учащихся), внимательное отношение к уровню знаний всех учащихся, высокая требовательность. Ориентируясь на результаты обучения, адекватно планирует учебно-воспитательный процесс. Особое время уделяется слабым ученикам У педагога консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности, предпочтение репродуктивной деятельности учащихся, редкое проведение коллективных обсуждений, нестабильное эмоциональное отношение к учащимся. На уроках нередко отсутствует благоприятный психологический климат.

По результатам проведенного тестирования сформулируйте вывод об особенностях Вашего стиля педагогической деятельности при проведении занятий во время практики.

Вариант 4. ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ СОСТОЯНИЯ АГРЕССИИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: