Методы групповой психотерапии. Психогимнастика

Психогимнастика относится к невербальным методам групповой психо­терапии, в основе которого лежит использование двигательной экспрессии. Психогимнастика предполагает выражение переживаний, эмоциональных со­стояний, проблем с помощью движения, мимики, пантомимы.

Метод позволяет пациентам проявлять себя и общаться без помощи слов. Психогимнастическое занятие, как правило, включает три части: подготови­тельную, пантомимическую и за

ключительную, которые имеют относитель­но самостоятельные задачи и собственные методические приемы.

Задачами подготовительной части являются уменьшение напряжения у участников груп­пы, снятие страхов и запретов, развитие внимания и чувствительности к соб­ственной двигательной активности и двигательной активности других людей, сокращение эмоциональной дистанции между участниками группы, форми­рование и развитие способности выражать свои чувства, эмоциональные со­стояния, проблемы, невербально — без помощи слов, а также понимать невербальное поведение других людей. К упражнениям, направленным на раз­витие внимания и чувствительности к невербальному поведению, относятся «гимнастика с запаздыванием», передача ритма, движения или предмета по кругу и пр. Уменьшению напряжения у участников группы могут способ­ствовать такие упражнения, как мотивированная ходьба или бег, подвиж­ные игры, двигательные импровизации.

Для преодоления эмоциональной ди­станции между участниками группы используются упражнения, предпола­гающие непосредственный физический контакт, парное взаимодействие, умень­шение пространственной дистанции, различные двигательные упражнения, выполняемые в круге: «встреча на мосту», «передача чувства по кругу», успокоить обиженного, войти в круг или выйти из него, обратить на себя внимание группы и пр.

На развитие способности самовыражения на невер­бальном уровне и понимания невербального поведения других людей направ­лены такие упражнения, как «разговор через толстое стекло», различные модификации упражнения «зеркало», изображение тех или иных эмоцио­нальных состояний, распознавание по невербальному поведению эмоциональ­ного состояния других людей и пр.

Все перечисленные упражнения состав­ляют подготовительную часть, хотя на более поздних стадиях развития пси­хотерапевтической группы могут нести и более важную содержательную нагрузку.

Пантомимическая часть психогимнастики является наиболее важной, и в зрелой психотерапевтической группе занимает большую часть психогимнас­тического занятия. Пациентам предлагаются темы, которые они разыгрыва­ют без помощи слов. Темы могут быть предложены и психотерапевтом, и са­мими участниками группы. Содержание тем для пантомимы не ограничено и может быть ориентировано как на проблемы отдельного пациента, так и на проблемы всех членов группы одновременно и группы в целом, то есть касаться межличностного взаимодействия в группе.

Чаще всего в пантоми­мической части используются следующие задания: разыгрывание ситуаций, связанных с какими-либо эмоциональными трудностями, характерными для многих людей (ситуации просьбы, обвинения, требования, ссоры, опоздания и т. д.), темы, относящиеся к проблемам конкретных пациентов (какой я есть, каким хотел бы быть, каким кажусь окружающим, я и моя семья, я среди людей, моя болезнь и пр.); темы, отражающие общечеловеческие про

блемы и конфликты, которые могут быть представлены в символическом виде (пре­одоление трудностей, «запретный плод», «перекресток», болезнь, здоровье, счастье, тревога и пр.), темы, связанные с межличностным взаимодействием в группе (отношения с членами группы, групповой портрет или скульпту­ра, воображаемые или даже фантастические ситуации, в которые попадает группа, и пр.).

В ходе пантомимы широко используются вспомогательные приемы типа «двойников» или «зеркал». Суть их состоит в предоставлении пациенту невербальной обратной связи, что позволяет увидеть себя глазами других (если члены группы повторяют невербальное поведение

играющего пациента), и получить информацию о возможных вариантах (когда другие пациенты предлагают свои способы невербального поведения для только что представленной ситуации). После выполнения каждого пантомимического задания группа обсуждает увиденное.

Заключительная часть психогимнастики должна способствовать снятию напряжения, которое могло возникнуть в связи со значимостью пантомимы или последующего обсуждения, и сильных эмоций, сопровождавших эту часть занятия, повышению сплоченности группы, росту доверия и уверенности в себе и в группе. Здесь могут быть использованы упражнения из подготови­тельной части, главным образом те, которые позволяют пациентам пережить чувство общности с группой. Психогимнастика, как правило, в процессе груп­повой психотерапии проводится как отдельное занятие. Однако в некоторых случаях в начале групповой дискуссии или по ее ходу психотерапевт при не­обходимости может предложить группе некоторые отдельные психогимнас-ткческие задания.

МЕТОДЫ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОК

Основная задача проективного рисунка состоит в получении дополнительной информации о проблемах отдельных пациентов или группы в целом. Так же как психодрама и психогимнастика, проектив­ный рисунок способствует выявлению и осознанию трудновербализуемых про­блем и переживаний пациентов. Занятие строится обычно следующим обра­зом: каждый пациент получает лист бумаги, цветные мелки (можно исполь­зовать также цветные карандаши и краски) и рисует на заданную тему.

Для проективного рисунка качество не имеет существенного значения. Темы, пред­лагаемые для рисования, могут быть самыми разнообразными и касаться как индивидуальных проблем отдельных пациентов, так и общегрупповых проблем.

Темы для рисунка обычно охватывают три основные сферы: 1) прошлое, настоящее и будущее пациентов (какой я есть, каким хотел бы быть, каким кажусь окружающим, я среди людей, моя семья, моя работа, мое самое при­ятное или неприятное воспоминание и др.); 2) общие понятия, отражающие определенные ценности и явления (любовь, ненависть, болезнь, страх, здо­ровье, зависимость, ответственность и др.; 3) отношения в группе (я глазами группы, мое положение в группе, наша группа и пр.). Используются также свободные темы (каждый член группы рисует то, что он хочет) или совмест­ное рисование (вся группа на одном большом листе бумаги рисует, например, портрет группы).

На рисование обычно отводится 30 мин. После этого груп­па переходит к обсуждению рисунков каждого пациента.

Обсуждение проективного рисунка, как правило, начинается с выска­зываний членов группы о том, как им кажется, что хотел изобразить ав­тор рисунка и какие чувства этот рисунок вызывает; они также говорят о том, как понимают его замысел, то, что он хотел выразить. Затем автор рисунка говорит о собственном замысле и своем понимании. Особый ин­терес представляет расхождение в понимании и интерпретации членов группы и рисовавшего, которые могут быть обусловлены как наличием в рисунке элементов, смысл которых автором не осознается, так и проекци­ями проблем других участников группы. При интерпретации проективного рисунка обращается внимание на содержание рисунка, способы выраже­ния, цвет, форму, композицию, размеры, повторяющиеся в рисунках кон­кретного пациента специфические особенности. В про

ективном рисунке на­ходят отражение непосредственное восприятие пациентом той или иной ситуации, различные переживания, часто неосознаваемые и невербализуемые.

Например, пациент, который говорит, что он глава семьи и удов­летворен своим положением в семье, выполняя рисунок на тему «Моя семья», рисует яркие и крупные фигуры жены и детей в центре листа и самого себя, лежащего на кровати, при этом самого себя он рисует чер­ным цветом и помещает свою крошечную фигурку в нижнем углу листа. В дальнейшем оказалось, что рисунок гораздо более точно отражает си­туацию и, что самое главное, истинные переживания пациента в связи со своим положением в семье.

При совместном рисовании дискуссия дополняется обсуждением участия каждого члена группы в групповой деятельности, характера его вклада в общую работу и особенностей взаимодействия членов группы в процессе со­вместной деятельности. Проективный рисунок может проводиться в качестве отдельного занятия, но иногда оказывается полезным в начале групповой дискуссии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: