Методы групповой психотерапии. Музыкотерапия

Музыкотерапия это психотерапевтический метод, использующий му­зыку в качестве лечебного средства.

Рассматривая основные направления лечебного действия музыки, обыч­но выделяют 4 следующих аспекта: 1) эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии; 2) развитие навыков межличностного общения — коммуникативных функций и способностей; 3) регулирующее влияние на пси­ховегетативные процессы; 4) развитие эстетических потребностей. В качестве механизмов лечебного действия музыкотерапии указывают: катарсис, эмоци­ональную разрядку, регулирование эмоционального состояния, облегчение осознания собственных переживаний, конфронтацию с жизненными пробле­мами, повышение социальной активности, приобретение новых средств эмо­циональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и ус­тановок.

Музыкотерапия существует в двух основных формах: активной и ре­цептивной (пассивной). Активная музыкотерапия представляет собой тера­певтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспро­изведение, фантазирование, импровизацию с помощью собственного голоса или выбранных музыкальных инструментов.

Рецептивная музыкотерапия предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. В свою очередь, рецептивная музыкотерапия существует в трех формах: коммуни­кативной (совместное прослушивание музыкальных произведений, направ­ленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимания и доверия), реактивной (направленной на достижение катарсиса) и регулятивной (спо­собствующей снижению нервно-психического напряжения).

В групповой психотерапии музыкотерапия как один из методов при­меняется довольно широко. Чаще всего в лечебной практике используется рецептивная музыкотерапия с ориентацией

на коммуникативные задачи. Пациенты в группе прослушивают специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные переживания, воспомина­ния, фантазии (часто проективного характера), возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии прослушивается, как правило, три про­изведения или более или менее законченных музыкальных отрывка (каж­дый по 10—15 мин).

Программы музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения настроения, динамики с учетом их различ­ной эмоциональной нагрузки. Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроения паци­ентов, налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение, отличаю­щееся скорее расслабляющим, релаксирующим действием. Второе произ­ведение динамичное, драматическое, напряженное, оно несет основную нагрузку, его функция заключается в стимулировании интенсивных эмо­ций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни пациентов. После его прослушивания в группе уделяется значительно больше времени для обсуждения переживаний, воспоминаний, мыслей, ассоциаций, возникающих у пациентов. Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть также спокойным, релаксирующим, либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии.

В процессе групповой психотерапии активность пациентов может стиму­лироваться с помощью различных дополнительных заданий, например, по­стараться понять, чье эмоциональное состояние в большей степени соответ­ствует данному музыкальному произведению; из имеющейся фонотеки по­добрать собственный «музыкальный портрет», то есть произведение, отра­жающее собственное эмоциональное состояние, и пр.

При групповой психотерапии используется и активный вариант музыкотерапии. Для этого необходим набор простейших музыкальных инструмен­тов или даже предметов, издающих звуки. Пациентам предлагается выразить свои чувства или провести диалог с кем-либо из членов группы с помощью выбранных музыкальных инструментов. Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться хоровое пение. Исполнение музыкальных произведений психотерапевтом или участниками группы (вместе или индивидуально) также имеет лечебный эффект, способствуя созданию доверительный теплой атмосферы.

34. МЕТОДЫ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ. АРТТЕРАПИЯ.

Термин « apтеmepanuя » (буквально: терапия искусством) ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это специализированная форма психотерапии, основан­ная на искусстве, в первую очередь изобразительном и твор­ческой деятельности.

Первоначально арттерапия возникла в контексте теоре­тических идей 3. Фрейда и К.Г. Юнга, а в дальнейшем при­обретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К.Роджерса (1951) и А.Маслоу (1956). Основная цель арттерапии состоит в гармонизации разви­тия личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воз­действия в арттерапии является механизм сублимации. По мнению К. Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арттерапия, использующая искусство, в значительной сте­пени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным «Я». Важнейшей тех

никой арттерапевтического воздействия здесь является техника активного воображения, направ­ленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия.

С точки зрения представителя гуманистического направ­ления, коррекционные возможности арттерапии связаны с предоставлением клиенту практически неограниченных воз­

можностей для самовыражения и самореализации в продук­тах творчества, утверждением и познанием своего «Я».

В качестве еще одного возможного коррекционного ме­ханизма, по мнению сторонников обоих направлений, мо­жет быть рассмотрен сам процесс творчества как исследо­вание реальности, познание новых, прежде скрытых от ис­следователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.

Арттерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов.

Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арттерапии.

Первый механизм состоит в том, что искусство позволя­ет в особой символической форме реконструировать конф­ликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креа­тивных способностей субъекта.

Второй механизм связан с природой эстетической реак­ции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучи­тельного к приносящему наслаждение» (Л.С.Выготский, 1987).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: