Экономическая сущность и содержание бюджета

Бюджет- форма обр-я и расходования ден-х ср-в, предназначенных д/ финансового обеспечения задач и функций гос-ва и МСУ.

С помощью гос. б. гос-во получает фин-е рес-сы д/ содержания гос. аппарата, армии, осущ-я соц. мероприятий, релиз-я эк-х задач, т.е д/ выполнения гос-ом возложенных на него фун-й.

Гос. бюджет как основной фин. план гос-ва дает органам власти реальную эк. возможность осущ-я властных полномочий.

Бюджет отражает размеры необходимых гос-ву фин. рес-в и определяет тем самым неналоговую политик в стране.

Бюджет определяет конкретные направления расходования ср-в, перераспред. нац. дохода ВВп, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора эк-ки.

В тоже время б. следует рассматривать, как эконом. категорию, кот-я выражает опрд-е эк. отношения.

Бюджет -это категория свойственная различным отношениям.

Как эконом категория б. отношения явл. составной частью фин. отношений, след-но им присуща денежная форма и осн. функции финансов

(эконом. лит-ра) Госбюджет – система денежных отношений между гос-вом и пр-ми, орг-ми, населением по поводу образования и использования общегос. централизованного фонда денежных средств в процессе распределения и перераспределения нацдохода в стране.

Бюджет выполняет Функции: 1) Перераспред. ВВП (образ-е дох. и использование б. ср-в-расходы б.); 2) Гос. регулир-е и стимулир-е эк-ки; 3) фин. обеспечение бюдж-й сферы и осущ-е соц. политики гос-ва; 4) Контроль за образованием и использованием централиз-х фондов ден-х ср-в.

Доходы б.- это ден. ср-ва, поступающие в б/возмездном и б/возвратном порядке, распоряж. гос. органов власти Ф, субъектов РФ и органов МСУ.

В процессе обр-я доходов б. происходит принудительное изъятие в пользу гос-ва части ВВп, созданного в процессе общественного воспроизводства. На этой основе возникает взаимоотношение гос-ва с налогоплательщиками.

Доходы б. имеют существенные различия по их плательщикам, объектам облажения, методам изъятия, срокам уплаты. Но вместе с тем они отлич-ся единством, т.к. преследуют 1 цель-формирование доходной части б. разных уровней.

Доходы б. носят налоговый, неналоговый характер и безвозмездные поступления.

Осн. источников налог. дох-в явл. вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распред. (прибыль, з.пл, добавлена ст-ть), а также накопленная.

Неналоговые доходы б. обр-ся в результате либо эк. деят-ти самого гос-ва, либо пересапред. уже полученных дох-в по уровням б. системы. К неналог. дох. отн-ся: 1) доходы от использования имущ-ом, находящегося в гос. или мун. собственности (ренда имущ.); 2) доходы от продажи им-ва; 3) доходы от платных У., оказываемых б. учреждениями.

К безвозмездным поступлениям: 1)дотации, субсидии, субвенции из др. бюджетов б.с. РФ; 2) безвозмездные поступления от физ. и юр. лиц, междунар. орг. и правительств иностр-х гос-в, в т.ч. добровольные пожертвования.

Расходы б.- ден. ср-ва, направленные на финанс-е обеспечение задач и функций гос-ва и МСУ.

В б. опр-ся только размеры расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осущ-т бюджетополучатели. Кроме того, за счет расходов б. происходит перераспред. бюджет. ср-в по уровням б.с. ч/з дотации, субвенции, субсидии.

Расходы б. носят в основном безвозвратный характер, на возвратной основе могут предост-ся только б. кредит и б. с


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: