double arrow

I. ЖИЛИЩНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО в сфере управления многоквартирными домами и их содержанием.


ДОКЛАД

ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

ЗАМЕСТИТЕЛЯ КОМИТЕТА ГОСДУМЫ

ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ

ВАДИМА ГЕОРГИЕВИЧА СОЛОВЬЕВА

На Тверском областном Съезде собственников жилых помещений

В многоквартирных домах

«О СОСТОЯНИИ ДЕЛ В РОССИЙСКОМ ЖКХ»

Уважаемые товарищи!

В феврале 2010 года Правительством была утверждена Федеральная целевая программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы.

Суть ее – создать прибыльный, инвестиционно-привлекательный рынок жилищно-коммунальных услуг, а заодно избавить казну от огромного бремени. По мысли властей должна была сработать классическая модель: - на новых собственников перекладывается бремя содержания дома и его капитального ремонта, а потому они с особым пристрастием выбирают управдома и поставщиков. Последние, чтобы понравиться собственникам из кожи вон лезут улучшают свою работу, не завышают цены. Конкурируют между собой и тем самым повышают средний уровень качества по всему рынку.

Осталось семь лет до окончания реализации реформы, однако положение в сфере ЖКХ не только не улучшилось, а наоборот ухудшилось. Жилой фонд, инженерные коммуникации катастрофически стареют: износ оборудованя ЖКХ составляет в среднем более 60%, значительная их часть находится в аварийном или предаварийном состоянии, износ котельных 54,5%, коммунальных сетей водопровода – 65, 5%, канализации – 62,5 %, тепловых сетей – 62,8%, электрических сетей – 58,1%, насосных станций – 57,1%, очистных сооружений канализации – 56,2%. Порядка 50% оборудования в коммунальном комплексе было изготовлено 20 лет назад. Сфера ЖКХ является самой разорительной для подавляющего большинства граждан и не случайно эту отрасль называют жилищно-криминальной.




И все потому, что также как и с ваучерной приватизацией, рыночные отношения местные власти начали насаждать сверху, административно, что никогда ни к чему хорошему не приводило.

Надо понимать, что реформу ЖКХ власть практически провалила, и теперь необходимо найти пути ее выполнения, переложив контроль за реализацией на плечи общества, то есть на собственников жилья.

I. ЖИЛИЩНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО в сфере управления многоквартирными домами и их содержанием.

1. Жилищный кодекс. В нем уже заложены коррупционные нормы путем концентрации чрезмерно больших полномочий в руках руководителей управляющих организаций, при отсутствии ответственности и полной незащищенности жителей.

Так руководители управляющих компаний и председатели ТСЖ имеют право:

- заключать договоры с компаниями, учредителями или руководителями которых они являются сами, либо их родственники;

- не собственники отбирают фирмы-подрядчиков, а руководители управляющих структур. Эффект, как и в первом случае. Начальник выбирает сам себя - свои подставные фирмы;



- управляющие организации до сих пор не подлежат обязательному аудиту, в результате жильцы не могут проверить обоснованность их расценок;

- высшей властью в многоквартирном доме является общее собрание, обеспечить полноценный кворум которого практически не удается по разным причинам. В результате качество управления ТСЖ зависит от того, какая "кучка" собственников придет к власти, пока что при содействии органов власти побеждает коррумпированная "кучка", с чем нам пришлось столкнуться в г. Конаково Тверской области.

Можно еще много приводить норм Жилищного кодекса дающих возможность ушлым членам правления всех этих организаций присваивать миллионы, которые жильцы переводят в платежах, а вернуть украденные деньги практически невозможно.

2.В соответствии с нормами Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" сегодня можно без проблем подавать липовые заявления и прикладывать фальсифицированные протоколы при регистрации жилищных объединений, осуществляя, таким образом, рейдерство многоквартирного дома через захват юридической власти над ним. Вороватым председателям ТСЖ и руководителям управляющих компаний за спиной жителей по подложным документам продавать и сдавать в аренду общее имущество дома по заниженным ценам и с большими откатами.



3.Целью принятого в 2007 г. Закона «О фонде реформирования жилищно-коммунального хозяйства» являлось государственное инвестирование в проведение капитального ремонта и переселение граждан из аварийного жилья. Причем, чтобы попасть в программу капитального ремонта необходимо наличие 20% ТСЖ и 80% частных управляющих компаний. Как было выполнено это требование известно – 95% ТСЖ, созданных местными органами власти – липовые, а ЖЭКи стали акционерными обществами. Честным ТСЖ и частным компаниям хода не давали, судя по обращениям, не дают и сейчас.

В г.Мытищи Московской области в одном из домов управление домом было захвачено группой лиц, куда входили работники администрации и внутренних дел города, для управления домом привлечена своя организация, а на отстраненную частную организацию тут же было заведено уголовное дело с обысками и изъятием документов.

В этом же городе директором МУП «Расчетный центр» создана коммерческая организация по сбору платежей за жилищно-коммунальные услуги, которую возглавляет ее дочь и через которую эти деньги по существу отмываются.

4. Законом о приватизации, принятым в 1991 г. государство обязано оплатить капремонт приватизированных квартир. Спустя 20 лет обязательство не выполнено. В то же время в текущем году принят новый закон под названием «О создании системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов»

Новые правила таковы:

Во-первых, платить будут все, даже те, кто только въехал в новый дом, которому капремонт не понадобится в ближайшие 40-50 лет.

Во-вторых, платить будем обязательно, но права контролировать расходы и требовать что-то взамен не имеем.

В-третьих, платеж за капремонт будет ежемесячным, ограничений суммы по сути нет. Сумму ежемесячного сбора за капремонт определяют муниципалитеты.

В-четвертых, деньги за капремонт включают в плату и за наем, то есть тем кто живет в неприватизированных домах и муниципальных квартирах

Всего в РФ в многоквартирных домах 2,8 млрд. кв.м. жилого фонда. Капремонт бывает выборочным и комплексным. Выборочный - проблемы не решает. Как показывает практика, после такого ремонта состояние домов становиться хуже, чем до ремонта. Комплексный - в среднем в зависимости от региона по оценкам строительных экспертов стоит 10-15 тыс.руб. за квадратный метр. Все эти расходы ложатся на плечи населения. В общем, платить придется всю жизнь, а гарантий нет.

Например у хрущевок срок эксплуатации 40 лет. Как можно собирать деньги на имущество которое изношено?.

Сделать капремонт панельного дома в спальном районе и старинного здания центре города – это совершенно разные вещи. Уравнивать все дома нельзя. При принятии таких решений чиновники руководствуются единственной задачей – отнять у людей деньги и переложить часть своих обязанностей.

Второе – диктатура управляющих организаций. Как правило, капремонт проводится по инициативе ДЕЗа. Практика показывает, что они выбирают не те дома, которым в первую очередь требуется капремонт, а дома, которые им удобны, где выполняется простая и быстрая работа неквалифицированными мигрантами.

Сбор на капремонт – это новая пирамида. Практически это налог, не предусмотренный Налоговым кодексом. А если сбор денег не является налогом, то это узаконенный рэкет.

Таким образом, действующее жилищное законодательство, в настоящем виде, сделало граждан - собственников жилых помещений бесправными и предоставило возможность беспределу начальников. Оно практически освободило власть от обязанности обеспечивать население безопасными и благоприятными условиями проживания и переложило эти функции на само население.

Государственный жилищный надзор в форме жилищных инспекций – дополнительная дубина в руках местной власти против неугодных управляющих организаций и неравнодушных жильцов.

Вывод: в действующем жилищном законодательстве общественному контролю места нет, все зависит от руководства соответствующего органа власти.

Например, вступивший в прошлом году в должность Мэра г.Санкт-Петербурга Полтавченко первым делом обратился в органы прокуратуры и полиции города провести проверку всех организаций жилищно-коммунального хозяйства. В течение месяца было заведено несколько уголовных дел по статье 159 часть 4 мошенничество в особо крупном размере.







Сейчас читают про: