Коммуникативный тренинг
Притча о наполненном кувшине
У одного мудреца были ученики. Однажды он принес на занятие большой кувшин и поставил его в центре поляны, на которой они занимались. Он также высыпал из мешка большие камни и предложил ученикам заполнить кувшин. Ученики складывали большие камни в кувшин до тех пор, пока в него ничего не могло войти.
– Учитель! Мы сделали, как ты сказал!
– Вы уверены, что кувшин заполнен, и в него больше ничего не войдет?
– Да, – уверенно ответили ему ученики.
В ответ на это мудрец высыпал из другого кувшина мелкую гальку, и предложил своим ученикам еще раз попробовать заполнить кувшин. Мелкие камушки легко проходили в пространства между крупными камнями, и так ученики еще раз заполнили кувшин.
– Учитель! Мы заполнили кувшин, как ты сказал!
– Вы уверены, что кувшин заполнен, и в него больше ничего не войдет?
– Да, – ответили ученики уже не так уверенно.
В ответ на это мудрец развязал третий мешок, в котором оказался песок, и предложил своим ученикам еще раз попробовать заполнить кувшин. Они стали сыпать песок в кувшин до тех пор, пока он не заполнил все оставшееся между мелкой галькой место.
|
|
– Учитель! Мы заполнили кувшин, как ты сказал!
– Вы уверены, что кувшин заполнен, и в него больше ничего не войдет?
Ученики промолчали. Тогда мудрец вышел и вернулся с кувшином воды. Он стал лить воду в кувшин до тех пор, пока она не просочилась через песок и не начала выливаться через край большого кувшина. Мудрец снова обратился к своим ученикам:
– Думаете ли вы, что кувшин заполнен, и в него ничего больше не войдет?
Ученики в ответ кивнули – теперь то уже ничего нельзя добавить.
В ответ мудрец развязал последний мешок, достал из него соль и начал сыпать её в воду. Соль начала растворяться и мудрец в очередной раз заполнил кувшин.
Восприятие своего опыта
Сравните две фигуры:
«Количество опыта», то есть вертикальный отрезок, одинаков в обеих фигурах. Но в первом случае он помогает развиваться дальше, а во втором – мешает.
Опыт может играть негативную роль, потому что наличие опыта – особенно, позитивного – создает стереотипы поведения. Удачная в одной ситуации стратегия может не оказаться таковой в другой ситуации.
Опыт с голубем – стереотипы поведения
Голубя поместили в предназначенное для опыта помещение. В полу этого помещения находилась кнопка, при нажатии которой из отверстия в потолке сыпалась еда. При движении по полу голубь несколько раз случайно нажимал на эту кнопку. Он «понял», что должна быть какая-то взаимосвязь. В какой-то момент голубь наступил на кнопку, когда все его оперение было «распушено». Он зафиксировал эту связь «место на полу – оперение – еда».
В дальнейшем голубь всегда «распушал» свое оперение, направляясь к кнопке.
Message:
Один раз зафиксированная связь между вещами и событиями может быть неточной, хотя тот или иной результат все же достигается. Стереотипы в поведении ведут к тому, что для достижения результата используется не самая эффективная стратегия.