«Фельдфебель» - авторитарный слушатель. Его ответы «на корню» обрывают собеседника. Типичные реплики: «А ну-ка, повторите», «Не сделаете - пожалеете» и т.д.
«Заяц» - уклоняется от разговора, обсуждения какого-то вопроса. В определенных ситуациях «зайцами» бывают все люди. Типичные реплики: «Выбросьте из головы», «Попробуй сделать так-то, и дело с концом».
Эти типы слушателей являются, конечно, концентрированным выражением той или иной манеры слушать. Их сочетание составляет индивидуальный стиль слушания, в котором отражаются характер человека, его интересы, особенности личности и т.д. Эти стили слушания являются помехой в общении, мешают правильно понять собеседника. Существуют еще типы просто «невыносимых» людей: конфликтные, вздорные, агрессивные; любящие грубые реплики или едкие замечания; взрывные, оскорбляющие окружающих без видимой причины; не сомневающиеся в своей правоте, а если и ошибаются, то виноват... кто-то.
Что значит слушать активно? Можно представить процесс восприятия в таком виде: вообразите себе, что вы смотрите по телевизору документальный фильм о жизни диких животных, скажем, львов. Перед вами спокойно лежит абсолютно неподвижный лев. Возможно, он спит. Но вот животное замерло, готовясь к прыжку. Есть разница, не так ли? Именно так мы и должны слушать. Не надо только ждать момента, когда можно будет «наброситься» на собеседника. Учитесь слушать активно.
|
|
Привычка активно слушать других принесет вам немалую пользу. Прежде всего, вас полюбят окружающие. Большинство людей предпочитают говорить, а не слушать, и бывают рады, если находят внимательного собеседника. Слушая активно, мы лучше запоминаем сказанное. Умение активно слушать и задавать вопросы - неотъемлемая часть умения убеждать людей. Пожалуй, проще всего убедить человека в чем-нибудь, оказать влияние на ход мыслей и поступки, если внимательно его выслушать и задать подходящие вопросы.
Слушая человека активно, мы побуждаем его к продолжению разговора. В наши дни, когда все вокруг твердят о том, какой мощной силой является информация, мы получаем ее, предоставляя собеседнику возможность полностью высказаться. Если мы считаем, что информация - мощная сила, то активное восприятие - способ ее обретения.
Если мы умеем активно слушать, мы всегда сможем порадовать собеседника приятным комплиментом, сказав... да просто ничего не сказав, а уделив ему достаточное внимание.