Тип | Ситуация | Пример |
Открытые. Подразумевают различные варианты ответов Начинаются со слов «Что», «Как», «Где», «Почему», «Когда» | Сбор информации и обстановка доброжелательного общения, уточнение позиции сторон по обсуждаемой проблеме | «На чем основана ваша позиция?» «Как вы считаете, это нужно сделать?» «Почему вы выбрали этот вариант?» |
Закрытые. Подразумевают единственный ответ «Да» или «Нет» | Обстановка требующая перехвата инициативы | «Вы уже приняли решение?» «Вы можете ответить на мой вопрос?» |
Закрытые и открытые вопросы могут быть простыми и сложными. Сложные вопросы можно разбить на два или несколько простых. Например: «Когда и по каким предметам будем сдавать экзамены?». Сложные вопросы могут вызвать затруднения у отвечающих, запутать их, поэтому в дискуссии рекомендуется использовать простые вопросы.
Вопросы могут быть корректные и некорректные. Если в основе вопроса истинное суждение, то вопрос считается корректным (правильно поставленным). Некорректным считается вопрос, если в основе лежат ложные или неопределенные суждения. Например: «По каким проблемам вам приходится чаще всего ссорится со своими сверстниками?». Прежде чем задать этот вопрос, надо выяснить, а ссорится ли человек вообще. Некорректным считается вопрос, не имеющий отношения к предметам разговора.
|
|
Риторический вопрос Ставится как бы всем присутствующим. Побуждает слушателей к размышлению в нужном для говорящего направлении. Например: «Разве это правильно?».
Уточняющий вопрос Когда требуется дополнительная информация, уточняется позиция сторон по обсуждаемой проблеме. Как правило, начинается с вопросительных слов: кто, что, почему и т.д.
Вопрос в развитие темы Вопрос на понимание Провоцирующий вопрос Вопрос на дискредитацию Альтернативные вопросы Блокирующие | Предполагает ответ, в котором прозвучит прогноз о дальнейшем развитии событий, связанных с разработкой какой-то идеи. Содержит просьбу разъяснить значение употребленных понятий. «Разъясните, пожалуйста, что Вы имели в виду, говоря О...?». Направлен на создание ситуации, в которой собеседник потерял бы самообладание, наговорил дерзостей, был бы сбит с толку. Ставит под сомнение позицию (но не личность!) представленную собеседником. Предоставляют собеседнику возможность выбора. Однако, число вариантов не должно превышать 2-3 Обобщают, уточняют, конкретизируют. Претензии, недовольство, обвинения. «Скажите, кто именно?», «Когда конкретно?» |
Удачно сформулированный вопрос может достичь различных целей.
Позитивные цели:
- уточнить позицию собеседника;
- показать свою осведомленность по обсуждаемому вопросу;
- перевести монолог в диалог;
- активизировать ход обсуждения;
- направить обсуждение в нужном для вас направлении;
- помочь собеседнику прийти в взаимоприемлемому согласию.
Негативные цели:
- помешать собеседнику;
- показать малозначимость предлагаемых решений, проблемы;
- побудить собеседника пойти на уступки.