Типы вопросов

Тип Ситуация Пример
Открытые. Подразумевают различные варианты ответов Начинаются со слов «Что», «Как», «Где», «Почему», «Когда» Сбор информации и обстановка доброжелательного общения, уточнение позиции сторон по обсуждаемой проблеме «На чем основана ваша позиция?» «Как вы считаете, это нужно сделать?» «Почему вы выбрали этот вариант?»
Закрытые. Подразумевают единственный ответ «Да» или «Нет» Обстановка требующая перехвата инициативы «Вы уже приняли решение?» «Вы можете ответить на мой вопрос?»

Закрытые и открытые вопросы могут быть простыми и сложными. Сложные вопросы можно разбить на два или несколько простых. Например: «Когда и по каким предметам будем сдавать экзамены?». Сложные вопросы могут вызвать затруднения у отвечающих, запутать их, поэтому в дискуссии рекомендуется использовать простые вопросы.

Вопросы могут быть корректные и некорректные. Если в основе вопроса истинное суждение, то вопрос считается корректным (правильно поставленным). Некорректным считается вопрос, если в основе лежат ложные или неопределенные суждения. Например: «По каким проблемам вам приходится чаще всего ссорится со своими сверстниками?». Прежде чем задать этот вопрос, надо выяснить, а ссорится ли человек вообще. Некорректным считается вопрос, не имеющий отношения к предметам разговора.

Риторический вопрос Ставится как бы всем присутствующим. Побуждает слушателей к размышлению в нужном для говорящего направлении. Например: «Разве это правильно?».

Уточняющий вопрос Когда требуется дополнительная информация, уточняется позиция сторон по обсуждаемой проблеме. Как правило, начинается с вопросительных слов: кто, что, почему и т.д.

  Вопрос в развитие темы Вопрос на понимание Провоцирующий вопрос Вопрос на дискредитацию Альтернативные вопросы Блокирующие   Предполагает ответ, в котором прозвучит прогноз о дальнейшем развитии событий, связанных с разработкой какой-то идеи. Содержит просьбу разъяснить значение употребленных понятий. «Разъясните, пожалуйста, что Вы имели в виду, говоря О...?». Направлен на создание ситуации, в которой собеседник потерял бы самообладание, наговорил дерзостей, был бы сбит с толку. Ставит под сомнение позицию (но не личность!) представленную собеседником. Предоставляют собеседнику возможность выбора. Однако, число вариантов не должно превышать 2-3 Обобщают, уточняют, конкретизируют. Претензии, недовольство, обвинения. «Скажите, кто именно?», «Когда конкретно?»

Удачно сформулированный вопрос может достичь различных целей.

Позитивные цели:

- уточнить позицию собеседника;

- показать свою осведомленность по обсуждаемому вопросу;

- перевести монолог в диалог;

- активизировать ход обсуждения;

- направить обсуждение в нужном для вас направлении;

- помочь собеседнику прийти в взаимоприемлемому согласию.

Негативные цели:

- помешать собеседнику;

- показать малозначимость предлагаемых решений, проблемы;

- побудить собеседника пойти на уступки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: