Выполнить следующие задания:
ü Переведите двоичные числа в восьмеричную систему счисления: 101011011; 100010,011101; 0,000110101
ü Переведите двоичные числа в шестнадцатеричную систему счисления: 111111; 100000111,001110; 0,011011011
ü Переведите восьмеричные числа в двоичную систему счисления: 276; 0,635; 25,024
ü Переведите шестнадцатеричные числа в двоичную систему счисления 1А2С7; 0,3С1; F4A,C1C
ü Переведите числа из шестнадцатеричной системы счисления в восьмеричную: А54; 21E,7F; 0,FD
ü Переведите числа из восьмеричной системы счисления в шестнадцатеричную: 344; 0,7612; 333,222
ü Выполните сложение:
1001001+10101
101101 + 1101101
1110101 + 1001101+111101
11000,11+11010,11
ü Выполните вычитание:
10001000-1110011
11010110-10101110
1111001-1010111
1101100-10110110
ü Выполните умножение:
111010*10010
11100*10110
11010*10110
100001*111,11
ü Выполните деление:
1000000:1110
10111001101:110101
11101001001:111101
100111:1100
ü Выполните действия в восьмеричной системе счисления:
345+502; 46,2*64,4; 312*226; 502,23+612,15
ü Выполните действия в шестнадцатеричной системе счисления:
3ЕА5С+235ВА; 35DB*7A2
ü Вычислите: 41568*110112 – 2АС616: 1100102
|
|
ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:
ü Восстановите двоичные цифры, на месте которых в приведенных ниже примерах стоит знак «*»:
**0*01**1 + 10111*10**=100*1*00010
***0**00 - 11*11*11=1101*1
1*01 · 1**=101101
ü Подсчитайте сумму всех троичных чисел в диапазоне от 103 до 1123, включая границы диапазона. Ответ запишите в двоичной системе счисления.
ü Какое число необходимо прибавить к числу 1001111011112 чтобы получилось сокращенное английское название дисковода для мягких магнитных дисков. Ответ записать в восьмеричной системе счисления.
ü В нашем классе 110002 учеников. 110010% из них учатся на «хорошо» и «отлично». Сколько учеников учатся на «хорошо» и «отлично»?
Литература
В лекциях использованы материалы учебных пособий:
1. Андреева Е., Фалина И. Системы счисления и компьютерная арифметика. Изд. 2-е, - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.
2. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002.
Содержание:
§1. О системах счисления. 5
n1. Немного из истории. 5
n2. Римская система. 6
n3. Развернутая форма числа. 7
n4. Основные понятия. 8
N5. Как порождаются целые числа в позиционных системах счисления?. 10
N6. Системы счисления, используемые в компьютерах. 11
§2. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. 12
n1. Перевод целых чисел из десятичной системы счисления в другую. 12
n2. Перевод дробных чисел из десятичной системы счисления в другую. 13
n3. Перевод произвольных чисел из десятичной системы счисления в другую. 14
n4. Перевод чисел из любой системы счисления в десятичную. 15
n5. Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления. 16
|
|
n6. Перевод чисел из восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в двоичную систему счисления. 18
§3. Арифметические операции в системах счисления. 20
n1. Сложение в двоичной системе счисления. 20
n2. Вычитание в двоичной системе счисления. 21
n3. Умножение в двоичной системе счисления. 21
n4. Деление в двоичной системе счисления. 22
n5. Сложение и вычитание в восьмеричной системе счисления. 23
n6. Умножение в восьмеричной системе счисления. 24
n7. Сложение и вычитание в шестнадцатеричной системе счисления. 24
n8. Умножение в шестнадцатеричной системе счисления. 25
§4. Нестандартные задачи.. 26
Индивидуальная работа учащегося. 28
Литература. 29
Погодин С.В. «Лекции по информатике: Системы счисления». Методические разработки для учащихся образовательных учреждений. г. Нелидово, Тверская область, 2006.
Подготовлено и напечатано
в информационно-издательском центре средней школы №4
172500 Тверская область, г. Нелидово, ул. Карбышева, д. 14А
тел.: (48266) 3-13-96
e-mail: nel_shkola_4@mail.ru
www.nelidovo.km.ru
2006г.