Цель: сформировать у студентов представления о педагогической системе образования лиц с нарушениями зрения

План:

1.студенты самостоятельно знакомятся с теоретическим содержанием вопросов заявленной темы, с последующим обучением:

1.Перечислите педагогические системы образования людей, имеющих нарушения зрения, и аргументируйте целесообразность возрастногкритерия их выделения.

2.Расскажите о том, как оказывается абилитационная помощь детямладенческого и раннего возраста с глубокими нарушениями зрения, а также помощь их семьям.

3.Охарактеризуйте современную систему дошкольного образования детей с нарушениями зрения.

4.Раскройте организационно-содержательные характеристики педагогической системы обучения слепых и слабовидящих школьников.

5.Что вы знаете о целях классов «охраны развития зрения»?

6.Расскажите о педагогической системе образования взрослых инвалидов по зрению, используя дополнительную литературу.

2.Просмотр медиа-презентации «Специальных технические устройства, применяемые в социализации и образовании глухи и слабослышащих детей»

Основное содержание:

Фрагмент уч. пособия для студ. высш. учеб. заведений «Специальная педагогика» под ред. Н.М.Назаровой, Т.3 Педагогические системы специального образования., М., 2009г., с.100- 137.

Педагогические системы образования люде с нарушениями зрения

Общая характеристика систем образовании в тифлопедагогике

- Современные педагогические системы образования людей с нарушениями зрения развиваются в контексте гуманистических идей и взглядов, провозглашающих содействие полноценному развитию личности человека, находящегося в условиях зрительной депривации. Основными направлениями функционирования этих педагогических систем являются: всестороннее формирование человека, поставленного в условия зрительной депривации, достижение им возможного уровня развития личностного потенциала, преодоление или максимальное снижение негативного влияния имеющихся нарушений и их последствий, что содействует созданию благоприятных условий для его интеграции в широкий социум.

С учетом возрастного критерия в тифлопедагогике сложились функционируют следующие педагогические системы образования: абилитационная педагогическая система, педагогическая система образования детей дошкольного возраста, педагогическая система школьного образования, педагогическая система образования взрослых инвалидов по зрению.

Абилитационная педагогическая система

Проблема развития детей раннего возраста с глубокими нарушениями зрения долгие годы рассматривалась преимущественно с медицинской и физиологической точек зрения. Однако идеи о необходимости ранней коррекционно-педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста (с рождения до 3 лет) с тяжелыми нарушениями зрения стали высказываться как зарубежными, так и отечественными тифлологами начиная со второй половины прошедшего столетия (Е.Р.Скотт, Дж.Е.Жан, Р.Д.Фриман, Е.А.Ерастова, Л.И.Солнцева, С.М.Хорош, В.А.Феоктистова и др.). В отечественной тифлологии на протяжении многих лет существовал практический и экспериментальный опыт помощи детям с рождения до 3 лет, имеющим глубокие нарушения зрения, который и заложил основы формирования отечественной абилитационной системы.

Несмотря на то что в возрасте до 3 месяцев поведение слепых и зрячих новорожденных мало чем различается и по характеру реакций, и по особенностям поведения, выключение зрения с первых дней жизни оказывает значительное влияние на темпы психического и физического развития ребенка.

При разработке абилитационной системы основополагающим послужило положение о том, что адекватная и своевременная помощь детям младенческого и раннего возраста, имеющим глубокие нарушения зрения, содействует компенсации возможных отклонений в психофизическом развитии, смягчая и предупреждая их появление.

Отечественная абилитационная педагогическая система, представляющая собой комплекс мероприятий медико-психолого-педагогического характера, обеспечивающих помощь детям младенческого и раннего возраста с глубокими нарушениями зрения, разработана и внедрена в практику в конце прошедшего столетия коллективом тифлопедагогов под руководством В.А.Феоктистовой. Она реализуется посредством функционирования абилитационных центров, а также абилитационных групп (стационарных, консультативных), организованных при специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения и в детских поликлиниках. Новорожденным и детям младенческого возраста с особо тяжелой патологией оказывается патронажная помощь (обслуживание специалистами на дому — надомное визитирование).

Разработка содержательно-организационных вопросов абилитации осуществляется с учетом особенностей развития детей (общевозрастных и специфических) и результатов комплексного (психофизиологического, офтальмологического и педагогического)обследования. Данные, полученные в ходе комплексного обследования ребенка, ложатся в основу программы его абилитации, которая включает оказание услуг медицинского, психологического и педагогического характера.

В соответствии с разработанной программой незрячие и слабовидящие малыши получают физиотерапевтические процедуры, массаж, необходимое общее и офтальмологическое лечение, а вслучае необходимости им оказывается медицинская помощь психоневролога, невропатолога и др.

Педагогическая составляющая абилитационной программы имеет следующие основополагающие направления.

1. Ознакомление ребенка с окружающим миром с помощью зрительного восприятия (в случае наличия у ребенка зрительных ощущений и зрительного восприятия).

2. Развитие сохранных анализаторов (слухового, осязательного,обонятельного, тактильного) и привлечение их к освоению ребенком окружающей его микросреды. Слепому малышу следует говорить о том, что он берет в руки, что осязает, обоняет, что держит перед глазами, ощупывает ртом и т.п., его надо учить обследованию предметов. Для этого взрослому необходимо вести руки ребенка своими руками таким образом, чтобы они двигались в одном на правлении; при этом рука взрослого направляет и акцентирует исследующие движения ребенка. Все совместные движения и действия должны сопровождаться речью. Нужно предоставлять ребенку для обследования с использованием сохранных анализаторов абсолютно все заинтересовавшие его предметы, будь то половая тряпка или кастрюля.

3. Физическое развитие и коррекция его отклонений (гиподинамия, навязчивые движения, неправильная походка и т.д.). Незрячие дети мало двигаются, а ведь именно двигательная активность дает «материал для исследования», поддерживает и мобилизует познавательную активность. Например, слепому ребенку надо узнать, почувствовать, что существуют иные положения тела, кроме сидения и лежания. В процессе игр-занятий он постепенно усваивает, что возможно, например, повернуться вокруг своей оси (допустим, чтобы взятьнаходящуюся сзади звучащую игрушку или лакомство), упасть навзничь из положения сидя; лежа на животе, перекатиться вперед на роликовой доске; вытянув руки, при наклоне вперед коснуться ими пола и т. п.

Существует очень много игр-упражнений для развития подвижности с использованием специальных материалов и оборудования. Назовем лишь некоторые из них: «плавание» в шариковой (сухой) ванне; «езда на лошадке верхом»; покачивание, лежа животом на большом надувном мяче, и т.п.

4. Развитие восприятия пространства и ориентировки в нем, направленное на предупреждение у малыша двигательной неуверенности, скованности движений, характерной даже для взрослых слепых.

Для этого уже в раннем возрасте необходимы тренировки в ориентации и передвижении в пространстве.

С помощью специально разработанной методики проводится длительная работа по формированию у незрячего ребенка навыков перемещения сначала в пределах своей комнаты вдоль стен и мебели, умения ориентироваться по «вехам», найденным на пути продвижения (ими могут служить особенности напольного покрытия, встреченные и запомнившиеся предметы или их детали и т.п.), обнаруживать и преодолевать препятствия, затем перемещаться уже по дому (квартире), побороть «страх высоты» при спуске и подъеме по лестнице; и наконец, приступить к обучению его ориентировке в ближайшем от дома пространстве, следованию на голос взрослого, на звук игрушки и т.п.

5. Формирование и развитие социальных контактов — малыш должен постоянно слышать, ощущать присутствие близких людей — родителей, братьев или сестер, родственников. Для этого удобно использовать самодельные манежики или расстеленное на полу одеяло в каждой из комнат. Переходя в другую комнату, взрослые должны не забывать переносить туда же и ребенка, обеспечивая постоянный голосовой контакт с ним и т.п.

6. Формирование общения, которое начинается с невербальных контактов. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя принятым в круг общения, значимым для тех, кто рядом с ним. Положительные эмоциональные переживания при общении с родителями и близкими людьми закладывают прочную основу для усвоения навыков общения с окружающими. Постоянный и интенсивный телесный и голосовой контакт с близкими — детьми и взрослыми —также способствует вовлечению слепого ребенка во взаимодействие и общение с окружающими. Установление контакта тифлопедагога с ребенком начинается с телесного контакта: с поглаживания ребенка по плечу, по голове, прикосновении губами к его пальчикам и т.д.

7. Формирование умения играть и овладение игровой деятельностью, которая как бы аккумулирует в себе все перечисленные области развития ребенка.

* * *

В системе ранней помощи детям с глубокими нарушениями зрения большое внимание уделяется работе с родителями. Им необходима не только специальная психологическая помощь и поддержка в первоначальный период (постановка диагноза ребенку, психологическое принятие ребенка), но и целенаправленное профессиональное сопровождение специалиста-тифлопедагога и обучение их воспитывающему и развивающему взаимодействию с собственным ребенком.

Система образования детей дошкольного возраста
с нарушениями зрения

Разработка этой педагогической системы опирается на представления о наличии определенного своеобразия в психофизическом развитии детей дошкольного возраста, находящихся в условиях зрительной депривации.

Домашнее воспитание и обучение детей дошкольного возраста, находящихся в условиях зрительной депривации, имеет свою специфику и требует от родителей высокого уровня готовности принять ребенка с нарушениями зрения и доброжелательно относиться к нему, а также твердого желания активно участвовать в его воспитании и обучении. Эффективность такого воспитания и обучения во многом определяется наличием у родителей знаний об особенностях развития ребенка, о влиянии первичного дефекта на формирование психических функций, двигательных, социальных и учебных умений; зависит от их стремления овладеть способами и приемами формирования и развития у ребенка навыков ориентировки в пространстве, умения общаться со сверстниками и взрослыми, обслуживать себя, познавать окружающий мир при помощи сохранных анализаторов. При этом родители должны регулярно получать консультативную помощь тифлопедагога, психолога, офтальмолога и других специалистов.

Кроме того, в ходе домашнего воспитания и обучения ребенка с нарушениями зрения необходимо: обеспечить безопасную для ребенка среду, благоприятные условия жизни и хороший психологический климат — доброжелательное отношение со стороны всех членов семьи и т.п.

Наряду с воспитанием в семье ребенок с нарушениями зрения может получить образовательные услуги в государственных дошкольных учреждениях. В нашей стране для детей с нарушениями зрения действуют такие учреждения, как специальные (коррекционные) ДОУ III и IV видов (детские сады компенсирующего вида), комплексы «Детский сад — начальная школа», детские дома для детей с нарушениями зрения, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, общественное дошкольное воспитание детей, находящихся в условиях зрительной депривации, может осуществляться в специальных группах, организованных в общеобразовательных дошкольных учреждениях (детских садах комбинированного вида).

- Работа с детьми, имеющими нарушения зрения, в дошкольных учреждениях направлена на решение задач как общего характера (обеспечение жизнедеятельности и сохранение здоровья воспитанников, всестороннее развитие и подготовка к обучению в школе), так и специальных — лечение, возможное восстановление и развитие нарушенных функций, коррекция и профилактика отклонений в развитии, формирование компенсаторных способов познания мира.

Общие задачи, стоящие перед ДОУ, принявшими на себя воспитание и обучение детей с нарушениями зрения, решаются в системе работы, предусмотренной и для дошкольников с нормальным зрением, т.е. в процессе занятий по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим миром, изобразительному искусству, физическому воспитанию, трудовому обучению во время игры.

Содержание работы по общим направлениям, реализуемым в специальных дошкольных образовательных учреждениях, соответ ствует содержанию работы, предусмотренной для детей с нормальным зрением. Программы для детей с нарушениями зрения разрабатываются на основе программ обучения и воспитания, реализуемых в работе с нормально видящими дошкольниками, однако наряду с общими задачами в них введен целый комплекс коррекционных задач. При общем содержании методы, приемы, средства воспитания и обучения дошкольников, находящихся в условиях зрительной депривации, подбираются в соответствии с особенностями психофизического развития таких детей и степенью нарушения зрения.

Решение специальных задач достигается посредством реализации специфических направлений коррекционно-педагогической работы — развития зрительного восприятия, коррекции нарушений речи, совершенствования осязания и мелкой моторики, формирования навыков ориентировки в пространстве, социально бытовой ориентировки, занятий по лечебной физкультуре и ритмике. Основные цели специальных занятий — преодоление отклонений в психофизическом развитии дошкольников с нарушениями зрения и профилактика их возникновения.

Занятия по развитию зрительного восприятия предусматривают совершенствование механизмов зрительного восприятия:

- мотивационного — создание условий мотивированной, значимой для ребенка зрительной деятельности, ситуаций успеха при выполнении зрительный работы;

- функционального — развитие зрительных функций специиальными коррекционно-педагогическими средствами;

- операционного — целенаправленное формирование или развитие уже имеющихся механизмов зрительного восприятия.

Занятия по развитию осязания и мелкой моторики направлены на формирование у детей с нарушениями зрения умений и навыков осязательного обследования предметов и объектов окружающего мира, обучение их приемам выполнения предметно-практических действий с опорой на тактильно-двигательное восприятие. В содержание такой работы входит формирование у ребенка представлений о возможностях рук и назначении пальцев; обучение различным действиям руками и отдельными пальцами при выполнении микродинамических актов и крупных действий; усвоение им определенной последовательности при обследовании различных предметов и объектов; формирование представлений о величине и форме предметов и способности их опознавания по различным осязательным признакам и др.

Занятия по ориентировке в пространстве ставят своей целью обучение детей умению ориентироваться в окружающем пространстве на ограниченной сенсорной основе. Содержание работы предусматривает формирование готовности сохранных анализаторов к обучению пространственной ориентировке; развитие ориентировки в своем теле, в микро- и макропространстве без помощи и с помощью вспомогательных средств (трость, звуковые сигналы); коррекция движений (демонстрация и закрепление правильной позы при ориентировке и в разных положениях тела); преодоление боязни пространства и др.

Занятия по социально-бытовой ориентировке подготавливают детей с нарушениями зрения дошкольного возраста к социальной жизни. Для этого ведется работа по расширению возможностей сохранных анализаторов, овладению способами и приемами об следования предметов и объектов окружающего мира, развитию бисенсорного и полисенсорного восприятия; формированию социальных навыков (навыки самообслуживания, участие в домашних делах и т.д.).

Занятия по ритмике направлены на преодоление у детей с нарушениями зрения гиподинамии, двигательной скованности,а также трудностей зрительно-пространственной ориентировки.

Занятия по лечебной физкультуре (ЛФК) ставят своей целью
повышение двигательной активности детей с нарушениями зре-
ния, коррекцию их физического развития и профилактику воз-
никновения вторичных отклонений (гиподинамии, нарушений
осанки и зрительно-двигательной ориентировки, плоскостопия и
др.).

Занятия по коррекции нарушений речи направлены на коррек-
цию речи и ее общее развитие, на расширение возможностей по-
знавательной деятельности, а также активизацию двигательной
сферы дошкольников с нарушениями зрения. Эти занятия также
имеют индивидуально-подгрупповой характер. Подгруппы состав-
ляются на основании данных ПМПК и вместе с тем с учетом
однородности нарушений речи и зрения.

Успешная реализация в ДОУ, занимающихся воспитанием и
обучением детей с нарушениями зрения, указанных общих и спе-
циальных задач способствует их подготовке к предстоящим систе-
матическим занятиям в школе.

Система специального школьного образования

Школы для слепых (коррекционно-образовательные учрежде-
ния III вида) и для слабовидящих (коррекционно-образователь-
ные учреждения IV вида) являются составной частью единой го-
сударственной системы специального образования и функциони-
руют на основе присущих ей принципов. Система обучения и вос-
питания детей с особыми образовательными потребностями опи-
рается на следующие научно-методические основания: учение о
разностороннем развитии личности; естественно-научные осно-
вы компенсации слепоты и слабовидения; концепции о единстве биологических, социальных и аномальных факторов в развитии
людей с нарушениями зрения, о ведущей роли целенаправленно-
го обучения в коррекции и компенсации недостатков в развитии
(М.И.Земцова, А.И.Зотов, А.Г.Литвак, Л.И.Солнцева, В.А.Фе-
октистова и др.). При реализации организационно-содержатель-
ных принципов обучения и воспитания слепых и слабовидящих
учитываются определенные изменения контингента детей школь-
ного возраста, проявляющиеся, во-первых, в увеличении числа
детей, имеющих остаточное зрение; во-вторых, в возможности
возникновения у ребенка не одного, а двух и более зрительных
заболеваний; в-третьих, в увеличении числа детей, у которых об-
наруживаются дополнительные нарушения развития, наиболее
характерными из них являются нарушения центральной нервной
системы.

Организационная специфика школ слепых и слабовидящих
детей проявляется:

- в функционировании преимущественно в режиме школ-ин-
тернатов или школ полного рабочего дня;

- в увеличении срока обучения на один год (срок обучения
слепых и слабовидящих с нормальным интеллектом — 12 лет, срок обучения слепых и слабовидящих, имеющих нарушения ин-
теллекта, — 10 лет);

- в учете общих закономерностей и специфических особенно-
стей развития детей, находящихся в условиях зрительной депри-
вации, с опорой на их здоровые силы и сохранные возможности;

- в модификации учебных планов и программ, перераспреде-
лении учебного материала и изменении темпа его прохождения;

- в дифференцированном и индивидуальном подходе к детям,
уменьшении наполняемости воспитательных групп и классов (для
слабовидящих — до 12 человек, для слепых — до 9, для детей с
комплексным дефектом — до 5 человек);

- в применении специальных форм, методов и приемов рабо-
ты, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехни-
ческих средств обучения;

- в специальном оформлении учебных классов и кабинетов,
создании офтальмо-гигиенических условий, отвечающих потреб-
ностям слепых и слабовидящих детей, организации лечебно-вос-
становительной работы;

- в усилении работы по социально-трудовой адаптации и са-
мореализации выпускников.

В школах III и IV видов предусмотрены три ступени обучения:
первая — начальная школа (с I по IV класс), вторая — ос-
новная школа или неполная средняя (с V по X класс), третья —
средняя школа (с XI по XII класс). Эти ступени соответствуют
трем основным этапам развития человека — детству, отрочеству,
юности.

Содержание учебников для детей с нарушениями зрения иден-
тично содержанию учебников массовой общеобразовательной
школы. Однако в оформлении учебников для слепых и слабовидя-
щих имеется определенная специфика. Тексты в учебниках для
слепых напечатаны рельефно-точечным шрифтом по системе
Л.Брайля (шеститочечная система) и снабжены рельефными ри-
сунками, чертежами, схемами. Для слепых, имеющих остаточное
зрение, выпускаются учебники, сочетающие рельефную и цвет-
ную печать. В учебниках для слабовидящих использован более круп-
ный плоскопечатный шрифт и имеются адаптированные (отсут-
ствуют мелкие детали, и выведены более четкие контуры и т.п.)
цветные иллюстрации.

В школах для детей с нарушениями зрения широко использу-
ются тифлотехнические средства обучения. В основе тифлотехни-
ческих средств компенсации нарушенных функций зрительного
анализатора лежит преобразование (перекодирование) визуаль-
ной информации в сигналы, доступные для восприятия посред-
ством слуха и осязания (сохранных анализаторов). Функции при-
емника световых сигналов выполняет тифлоприбор.

Коррекция неполноценного зрения с помощью тифлотехни-
ческих средств осуществляется путем усиления (повышения уров-
ня) полезного оптического сигнала над уровнем помех, обусловленных неполноценностью зрительного анализатора, что дости-
гается усилением яркости, контрастности, угловых размеров изоб-
ражения наблюдаемого объекта на сетчатке глаза. В школах для
слепых и слабовидящих повсеместно используются специальные
оптические средства — лупы (ручные, опорные, стационарные),
очки (микроскопические, телескопические, гиперокулярные),
монокуляры и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппа-
раты (эпи- и диапроекторы). Применяются также телевизионные
увеличивающие устройства для индивидуального и коллективно-
го пользования, создающие более чем 60-кратное увеличение и
компьютерные программы. В процессе обучения слабовидящих ус-
пешно пользуются специальными замкнутыми телевизионными
устройствами, позволяющими проводить фронтальную работу. Для
школьников, имеющих нарушения поля зрения (трубчатое зре-
ние, гемианопсия), разработаны специальные оптические систе-
мы, в необходимых пределах расширяющие поле зрение. В тех слу-
чаях, когда зрение ухудшается при повышенной освещенности,
употребляются светотехнические средства в виде светозащитных
корригирующих линз из цветного стекла или бесцветного стекла
с покрытием.

Для слепых разработаны различные по назначению и сложно-
сти технические устройства и приспособления — трости для обес-
печения возможности самостоятельного передвижения, грифели
и приборы для ручного письма по системе Л.Брайля, для плоско-
го письма и рельефного рисования, специальные пишущие ма-
шинки и т.д.

Большое место в учебном процессе занимают компьютеры,
снабженные брайлевскими экранами (брайлевской строкой), пре-
образующие плоскопечатные буквы в азбуку Брайля, а также прин-
терами, воспроизводящими тексты брайлевским шрифтом. При
наборе действуют системы распознавания речи, которые могут
воспроизводить текст «на слух» и преобразовывать в слова: компью-
тер как бы пишет «под диктовку» и воспринимает простейшие
голосовые команды. Слабовидящим в работе помогают монито-
ры, создающие на экране увеличенный текст.

На уроках по физической культуре, на занятиях по ЛФК и
ритмике используются специальные тренажеры, звуковые мише-
ни, звучащие мячи и т.п. На уроках трудового и профессиональ-
ного обучения специальные технические средства и приспособле-
ния позволяют слепым и слабовидящим школьникам осуществ-
лять сборку электротехнических и радиоэлектронных устройств,
производить механическую обработку разных материалов, холод-
ную штамповку и другие операции.

В изучении предметов гуманитарного цикла и в воспитатель-
ной работе большую помощь оказывают «говорящие» книги,
представляющие собой записи книг.

Работа по профориентации наряду с расширением знаний о
различных профессиях включает формирование психологической
готовности к выбору профессии, знакомство с сущностными ха-
рактеристиками видов деятельности в рамках выбранной профес-
сии.

Классы «охраны и развития зрения» функционируют в нашей
стране с 2001 г. как при общеобразовательных (массовых), так и
при коррекционно-образовательных учреждениях для детей с нару-
шениями зрения. Основные цели открытия классов данного типа —
нивелирование трудностей, возникающих в процессе обучения
детей, создание для их обучения и воспитания комфортных усло-
вий, коррекция вторичных нарушений и профилактика их возникновения.

Конечными результатами обучения каждого конкретного ре-
бенка в классах «охраны и развития зрения» являются развитие
зрительных функций, их стабилизация, автоматизация и активи-
зация, а также нивелирование имеющихся вторичных отклоне-
ний и, безусловно, достижение каждым учеником максимально-
го уровня обученности и воспитанности.

Система образования взрослых инвалидов по зрению

В нашей стране педагогическая система образования взрослых
инвалидов по зрению служит определяющей формой их социаль-
ной реабилитации, интеграции и самореализации. Научно-педа-
гогические основы этой системы активно разрабатывались изве-
стными отечественными тифлологами Б.В.Зиминым, Б.И.Кова-
ленко, А.М.Кондратовым, М.Н.Наумовым, В.А.Феоктистовой,
С.А.Хрусталевым и другими. Педагогическая система образова-
ния взрослых инвалидов по зрению базируется на представлениях
о необходимости преодоления последствий социально-психоло-
гической дезадаптации, вызванной внезапной потерей зрения,
реадаптации инвалида к предметно-практическому миру в усло-
виях суженной сенсорной сферы, значимости непрерывного об-
разования людей, имеющих нарушения зрения.

Профессиональное образование предполагает профессиональ-
но-трудовую подготовку инвалидов по зрению и выдачу по окон-
чании среднего или высшего учебного заведения документа госу-
дарственного образца.

Особое место в педагогической системе образования взрослых
инвалидов по зрению занимает собственно реабилитационное
образование. Это обусловлено тем, что содержание реабилитаци-
онного образования включает в себя все виды социальной реаби-
литации инвалидов по зрению — социально-бытовой, социаль-
но-трудовой и социально-культурной, благодаря чему и достига-
ется полная социальная реабилитация. Собственно реабилитаци-
онное образование кроме медицинской поддержки предполагает
социально-психологическую и педагогическую поддержку инва-
лидов по зрению. В содержание социально-психологической под-
держки входят:

- всестороннее изучение личности человека, утратившего зре-
ние, — изучение анамнеза, семейного статуса, силы и продолжи-
тельности нервно-психического напряжения, особенностей эмо-
ционально-волевой сферы, наличие дефектных мотиваций, де-
фицита знаний и умений и т.п.;

- психокоррекция состояний, вызванных утратой зрения, — нор-
мализация нервно-психических процессов, поддержание веры в
собственные силы, пробуждение интереса к окружающему и т.д.;

- работа с родственниками человека, потерявшего зрение,
направленная на решение информационно-просветительских (ин-
формация о затруднениях, которые могут испытывать люди, по-
терявшие зрение в зрелом возрасте, и путях их преодоления; воо-
ружение практическими умениями помощи слепым и слабовидя-
щим и др.) и психокоррекционных задач (восстановление семей-
ного статуса человека, потерявшего зрение, нормализация взаи-
моотношений в семье, разрешение конфликтных ситуаций и др.).

Педагогическая поддержка включает знакомство инвалидов по
зрению с приемами самообслуживания без зрительного контроля; обучение пространственному ориентированию на суженной
сенсорной основе; изучение и усвоение рельефно-точечной сис-
темы письма и чтения по Л.Брайлю; обучение адаптивной физи-
ческой культуре.

Перечислите педагогические системы образования людей, имею-
щих нарушения зрения, и аргументируйте целесообразность возрастного
критерия их выделения.

4. Расскажите о том, как оказывается абилитационная помощь детям
младенческого и раннего возраста с глубокими нарушениями зрения, а
также помощь их семьям.

5. Охарактеризуйте современную систему дошкольного образования
детей с нарушениями зрения.

6. Раскройте организационно-содержательные характеристики педа-
гогической системы обучения слепых и слабовидящих школьников.

7. Что вы знаете о целях и конкретных задачах классов «охраны и
развития зрения»?

10. Расскажите о педагогической системе образования взрослых инва-
лидов по зрению, используя дополнительную литературу.

Литература для самостоятельной работы

Брамбринг М. Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье:
пер. с нем. — М., 2003.

Воспитание слепых и слабовидящих детей раннего возраста: Советы
родителям: практическое пособие / под ред. Л.И.Солнцевой, С.М.Хо-
рош. — 2-е изд. — М., 2004.

Гудонис В.П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с по-
ниженным зрением. — М.; Воронеж, 1998.

Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обуче-
ние и воспитание детей с нарушениями зрения: учеб. пособие для студ.
высш. учеб. заведений. — М., 2000.

Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. — СПб., 2006.

Кантор В.З. Педагогическая реабилитация и стиль жизни слепых и
слабовидящих. — СПб., 2004.

Комплексная реабилитация детей с нарушением зрения: метод, реко-
мендации. — М., 1999.

Никулина Г.В., Фомичева Л.В. Охраняем и развиваем зрение: Учителю
о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного
возраста: учеб.-метод. пособие для педагогов общеобразовательных уч-
реждений общего назначения. — СПб., 2003.

Тупоногов Б.К. Теоретические основы тифлопедагогики: учеб. посо-
бие. - М., 2001.

Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей
дошкольного возраста. — М., 1980.

Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и
школьного возраста. — М., 1997.

Солнцева Л.И., Денискина В.З. Психология воспитания детей с нару-
шением зрения. — М., 2004.

Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с на-
рушениями зрения в начальных классах / под ред. Л.И.Плаксиной. —
Калуга, 1998.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: