double arrow

Внимание при нарушениях зрения


В отечественной психологии внимание определяется как “на­правленность и сосредоточенность психической деятельности че­ловека, активность его личности в данный момент и при данных условиях” (Н.Ф.Добрынин, 1968) и как организация психиче­ской деятельности (К. К. Платонов). Внимание не имеет своего соб­ственного содержания и связано с характером активности и дея­тельности человека.

При глубоких нарушениях зрения наблюдается снижение ак­тивности, проявляющееся наиболее четко в ранние периоды раз­вития, что связано с невозможностью воспринимать раздражите­ли нарушенным зрительным анализатором и реагировать на них. Отсутствие зрительных впечатлений снижает уровень внешней сти­муляции деятельности ребенка, что приводит к меньшей его ак­тивности по отношению к внешнему миру. Целый ряд зарубежных тифлопсихологов (Schauerte ,Zeuten ,Hatwell,Warren) отмечают низ­кий уровень общей активности слепого ребенка в ранние перио­ды развития и меньшую его подвижность. Проявляется это и в ориентировочно-поисковой деятельности. В связи с этим внима­ние как направленность деятельности, ее избирательность, име­ют своеобразные особенности. Ограниченность внешних стимуля­ций сказывается в большем внимании к своему “я”, в превалиро­вании среди слепых по сравнению со зрячими количества интро­вертов , в избирательном общении с узким кругом хорошо знако­мых людей (В.С.Мерлин, В.Warren).




Практически все качества внимания, такие как активность (про­извольное и непроизвольное внимание), направленность (внешняя и внутренняя), его широта (объем, распределение), переключе­ние (трудное, легкое), интенсивность, сосредоточенность (высо­кая, низкая) , устойчивость (устойчивое или неустойчивое), ока­зываются под влиянием нарушенного зрения, но способны к вы­сокому развитию, достигая уровня его развития у зрячих, а порой и превышая его. Сокращение количества и разнообразия внешних впечатлений оказывает отрицательное влияние на формирование качества вни­мания. Замедленность процесса восприятия, осуществляемого как на основе осязания, так и на основе нарушенного зрительного анализатора, сказывается на темпе переключения внимания; не­полнота и фрагментарность образов — на снижении объема, ус­тойчивости внимания (А. Г. Литвак, 1985). Активное включение лиц с нарушением зрения в совместную деятельность со зрячими тре­бует со стороны первых большей самостоятельности и умения управлять своей деятельностью.

В зависимости от видов деятельности для ее успешного выпол­нения необходимо развитие различных свойств внимания. Так, в учебной деятельности важным условием является наличие произ­вольного внимания, умения сосредоточиться на задании.



В то же время в такой специфической деятельности, как про­странственная ориентация, а также трудовая деятельность, усло­вием эффективности и результативности является умение пере­ключать внимание в процессе решения конкретных практических задач. Слепому и слабовидящему необходимо для компенсации зрительной недостаточности активно использовать информацию, получаемую от всех сохранных нарушенных анализаторов; кон­центрация же внимания на анализе информации от одного из видов рецепции не создает адекватного и полного образа, что приводит к снижению точности ориентировочной и трудовой де­ятельности.

Процесс реабилитации и интеграции слепых и слабовидящих в современное общество с его техническими успехами требует от них большей самостоятельности и активности, что связано также с развитием таких качеств, как произвольность организации дея­тельности, устойчивость и интенсивность деятельности, широта объема внимания, умение его распределять и переключать в зави­симости от условий и требований деятельности.

Таким образом, развитие внимания у лиц этой категории свя­зано, как и у нормально видящих, с формированием волевых, интеллектуальных и эмоциональных свойств личности в условиях активной деятельности и осуществляется в соответствии с теми же закономерностями, что и у нормально видящих.

Особенности внимания у детей с нарушением зрения

Общие закономерности формирования и развития внимания у нормально развивающихся детей присущи и детям с глубокими нарушениями зрения.



Однако полное выпадение или глубокое нарушение зритель­ных функций делает невозможным или затрудняет зрительное от­ражение предметов и явлений окружающей действительности. Следовательно, восполнить эти недостатки в чувственном опыте мо­жет активация деятельности сохранных органов чувств, в которой огромная роль принадлежит вниманию.

Внимание, как одна из сторон психической деятельности не­зрячих и слабовидящих детей, а также взрослых, изучено крайне недостаточно. И все-таки почти все тифлопсихологи и тифлопеда­гоги отмечают большое значение внимания в компенсации и кор­рекции последствий зрительных дефектов.

Первоначально непроизвольное внимание формируется и раз­вивается в результате воздействия внешних раздражителей на орга­ны чувств или проявлений органических потребностей и не зави­сит от сознания субъекта деятельности. Чем интенсивнее раздра­житель, тем ярче проявления внимания. Сокращение же объема внешних воздействий вследствие полного или частичного выпа­дения зрительных ощущений и восприятий, наиболее дифферен­цированных, опредмеченных , эмоционально окрашенных, не способствует развитию внимания, а, наоборот, задерживает его развитие. Как показали исследования, направленные на изучение сенсорной изоляции (Н. Н. Зислина, Л. А. Новикова, Л. И. Филь-чикова и др.), значительное уменьшение внешних воздействий приводит к так называемому сенсорному голоду, к нарушению приема и переработки информации и отрицательно влияет на объем, концентрацию, устойчивость, интенсивность и другие свой­ства внимания.

Наблюдения за незрячими детьми свидетельствуют о низком уровне их внимания, что является следствием пассивности и узо­сти интересов к окружающему миру, сведения о котором немно­гочисленны и разрозненны. Кроме того, устойчивость внимания при нарушении зрения снижается с уменьшением количества раз­дражений, т. е. напрямую зависит от их количества. Длительное же воздействие слуховых раздражителей приводит к быстрому утом­лению слепых, а следовательно, к рассеиванию внимания.

Среди тифлопсихологов старой школы (К. Штумпф и др.) до­вольно распространенным было мнение об автоматически проис­ходящих изменениях всех свойств внимания, при этом в первую очередь отмечалась его устойчивость, интенсивность, концентрированность . Такие утверждения об улучшении качеств внимания при выпадении зрительных функций не имеют эксперименталь­ного подтверждения, более того, они опровергаются тем, что не­зрячим поступает извне значительное количество сигналов других модальностей, которые способны отвлекать их внимание, и, кро­ме того, слуховые раздражители могут отвлекать внимание в не меньшей степени, чем зрительные (А. Г.Литвак).

Такие тифлопсихологи, как К. Бюрклен, П. Биллей , А. А. Кро-гиус, Ф.Цех, утверждали, что сужение сферы чувственного по­знания у незрячих отрицательно влияет на внимание, отмечая в то же время, что оно у них может развиваться , причем достигать того же уровня, что и у зрячих.

Та или иная психическая деятельность связана с произволь­ным, постпроизвольным вниманием, его высшими видами. Не­посредственная связь с деятельностью, в процессе выполнения которой формируются духовные потребности, интересы, волевые качества и осознание себя как личности, определяет и характери­зует уровень развития внимания и его направленность. Следова­тельно, включение незрячих в деятельность является непремен­ным условием развития произвольного и непроизвольного видов

внимания.

Состояние внимания ребенка с нормальным зрением при лю­бом виде деятельности — рассматривании, слушании, обдумыва­нии — находит выражение в мимике и пантомимике, определен­ную роль играет при этом подражание мимике взрослых, наблю­даемой детьми.

Визуальное восприятие незрячими детьми выразительных дви­жений лица и тела (мимики и пантомимики) невозможно, а по­этому у них нет и потребности в подражании.

Помимо этого, двигательная сфера незрячих отличается це­лым рядом специфических особенностей. У них ограничены дви­жения, отдельные движения осуществляются с большой осторож­ностью, вялостью, медлительностью. Положение тела несколько согнутое. Передвигаются они нерешительно.

У незрячих также отмечена выраженная моторная недостаточ­ность (А.В.Ярмоленко и М.М.Беликов). При этом установлена прямая зависимость между остаточным зрением и степенью мо­торных нарушений.

Отмечаются особенности произвольных движений лицевой мус­кулатуры незрячих, резкое снижение возможностей выполнения отдельных движений, указывается при этом на сравнительно луч­шее состояние моторики нижней части лица (А.С.Мищенко).

Динамографическое изучение мышечной работоспособности не­зрячих и зрячих обнаружило значительное снижение у незрячих как мышечной силы, так и мышечной работоспособности (М. Р.Мегентовик и Т. Н. Гут).

Установлено также, что те движения, которые обычно конт­ролируются зрением, незрячие выполняют значительно хуже, чем зрячие.

При наличии даже небольшого остаточного зрения моторные нарушения выражены менее резко. Выявлено, что моторная недо­статочность зависит также от времени наступления слепоты. У сле­порожденных она выражена более резко , чем у поздноослепших.

При абсолютной слепоте обычные для проявления внимания выразительные движения лица: нахмуривание бровей, наморщивание лба, фиксация взгляда, принятие определенной позы, поворот к объекту и т. п. — или отсутствуют, или проявляются слабо. У незрячего состояние внимания характеризуется маскообразным выражением лица и фиксированным положением головы и тела (поворот вполоборота к говорящему ), направленным на отчетли­вое слуховое восприятие.

В тифлопедагогике, как отмечает А. Г.Литвак, известны мно­гочисленные попытки обучения незрячих мимическому и панто­мимическому выражению внимания, эмоциональных состояний. Но до настоящего времени все они были неудачны.

Формирование и развитие внимания у детей с нарушением

зрения

У большинства незрячих или слабовидящих детей патология зрения является врожденной, поэтому ход их психического раз­вития своеобразен и по темпу и по качественной характеристике. Характер реакций и поведение детей с нарушением зрения в мла­денческом возрасте (2 — 3-месячных) зачастую не отличаются от тех, что наблюдаются у нормально видящих сверстников. Их вни­мание непроизвольно по сути и зависит от качества внешних раз­дражителей: слабовидящих привлекают яркие, блестящие или дви­жущиеся предметы, как слабовидящих, так и незрячих — гром­кие, резкие звуки.

Слуховое внимание (выделение и дифференциация слуховых впечатлений) у незрячих детей прочно связано с развитием и со­зданием широкого осязательного поля. Однако их меньшая под­вижность и активность, более позднее выделение отдельных спе­цифических раздражителей, являющихся сигналами жизненно важ­ных для ребенка предметов и явлений окружающего мира, отри­цательно влияют на развитие как непроизвольного, так и произ­вольного внимания. Однако при благоприятных условиях психи­ческого развития таких детей — при активной помощи взрослого в организации общения и активизации деятельности всех сохран­ных анализаторов — вторичных отклонений в развитии внимания можно избежать.

Одним из важных направлений, способствующим развитию вни­мания у детей с глубоким нарушением зрения, является исполь­зование сочетания дистантного слухового и контактного тактиль­ного восприятий, на основе которых укрепляют связи между зву­ковой характеристикой объекта и его осязательным образом.

Развитие внимания у детей данной категории несколько за­медленно во времени. Интенсивность, устойчивость, объем вни­мания с возрастом увеличиваются. К концу дошкольного возраста отмечаются зачатки в управлении вниманием.

Однако у младших школьников преобладающим все еще оста­ется непроизвольное внимание, зависящее в большей степени от интереса к работе (учебной и др.), от наглядности, эмоциональ­ной стороны их психики. Объем внимания — 2 — 3 объекта. Рас­пределение внимания еще слабое. И все же у младших школьни­ков с нарушением зрения начинает формироваться произвольное внимание. В подростковом возрасте оно становится более интенсивным, концентрированным, устойчивым. Однако импульсив­ность, свойственная психике подросткового возраста, нередко за­трудняет управление вниманием. И тем не менее произвольное внимание у подростков продолжает развиваться и связано с фор­мированием интересов и их дифференциацией.

Высокая работоспособность в юношеском возрасте обеспечи­вается дальнейшим развитием внимания, как непроизвольного, так и в большей степени произвольного. Форма подачи материала не имеет существенного значения. Основная роль , так же как и у зрячих, принадлежит уже содержательной стороне учения.

В старшем школьном возрасте учащиеся с глубоким нарушени­ем зрения начинают задумываться над тем, какую профессию вы­брать, куда пойти учиться, работать, как войти в жизнь. У них появляется цель, мотив, стремление к ее реализации, последнее невозможно без концентрации внимания.

В отличие от зрячих, у слепых в этом возрасте все большее значение приобретает развитие слухового внимания как при про­странственной ориентировке, так и при общении с другими людь­ми . Концентрация слухового внимания требуется слепому при пе­редвижении в пространстве.

При разговоре с собеседником свое слуховое внимание не­зрячий направляет на речь собеседника, ее тембр, интонацию, т. е. так называемую вокальную мимику, на основе которой у них формируется представление о человеке, его искренности, харак­тере и т. п.

Из литературы о слепых (Дидро, Цейне, Роденбах, Дюфур, Ансальди, Дюфо, Геллер, А.А.Крогиус, П. Вилл ей и многие дру­гие) известны случаи (их немало), когда образ собеседника, воз­никший в представлении слепого, совпадает до мельчайших под­робностей с оригиналом. Основой такого представления о челове­ке является его голос, его “вокальная мимика”, услышанная сле­пым. Эта удивительная способность находила различные объясне­ния. Как отмечал В. С. Сверлов, до сих пор наша наука не имела научно поставленного эксперимента, который с достаточной до­стоверностью ответил бы на этот вопрос.

Незрячие, используя слуховое произвольное внимание, концент­рируя его, могут судить по голосу говорящего о его настроении, искренности, психических особенностях, по звукам шагов — о его физическом состоянии. Что же касается других подробностей пред­ставлений о человеке, то и они, вполне возможно, возникают при концентрации произвольного внимания иных модальностей.

Немаловажное значение для слепых имеет развитие произволь­ного осязательного внимания. Оно проявляется при обучении по Брайлю , при обследовании предметов и т. п. на протяжении всего учебно-воспитательного процесса.

У слабовидящих слуховое внимание , его концентрация не по­лучили такого развития, как у незрячих. Надеясь на зрение, они не развивают слуховое произвольное восприятие, не учатся его концентрировать. Внешнее же проявление внимания в мимике и пантомимике у них формируется на недостаточном уровне. Из-за своего слабого зрения они чаще всего не могут видеть точно вы­ражение лица собеседника, а следовательно, представления о нем могут формироваться неточные.

У слабовидящих школьников интенсивность и концентрация про­извольного зрительного внимания при выполнении какой-либо де­ятельности не всегда устойчивы . Так, например, при выполнении корректурной пробы было отмечено (В. А.Ленина), что безоши­бочно она выполнялась первоклассниками в течение первых 5 — 7 минут, после чего наблюдались пропуски четырех и более букв. Четвероклассники успешно выполняли задание на протяже­нии 10—12 мин, после чего возникали пропуски одной-двух букв. Их нормально видящие сверстники выполняли корректурную про­бу значительно лучше: на протяжении 15 мин они не делали ни одной ошибки. Концентрация произвольного внимания при вы­полнении зрительной работы у них сохранялась до конца опыта. У первоклассников с нормальным зрением показатели соот­ветствовали результатам слабовидящих четвероклассников.

Недостаточный уровень концентрации произвольного зритель­ного внимания у слабовидящих школьников подтверждается как школьной практикой, так и исследованиями, направленными на изучение у них письма и чтения.

Данные, свидетельствующие о зрительной и общей утомляе­мости слабовидящих учащихся, подтверждают правильность уста­новленного режима зрительной нагрузки, ее длительности для сла­бовидящих — 15 мин.

Таким образом, внимание у детей с неполноценным зрением развивается по закономерностям, общим с детьми с нормальным зрением. Но в силу ограниченности или отсутствия зрительного восприятия оно имеет свои специфические особенности. Это не­сколько более позднее его формирование, неустойчивость, мень­шая концентрация и интенсивность, большая утомляемость.

Внешнее проявление внимания характеризуется маскообразным выражением лица, фиксированным положением головы и тела у незрячих и бедностью мимики и пантомимики у слабовидящих.

У слепых есть особенности в развитии слухового и осязатель­ного внимания, проявляющиеся в способности “считывать” во­кальную мимику.При направленном психолого-педагогическом воздействии, осу­ществляемом в период преддошкольного и дошкольного возра­ста, многих негативных явлений в развитии внимания можно из­бежать или ослабить их влияние.







Сейчас читают про: