double arrow

Задача 2.


Рассмотрите модель долгосрочного экономического роста Солоу без технологического прогресса. Пусть в рассматриваемой экономике государство взимает подоходный налог по ставке t, а величина государственных расходов на душу населения постоянна и равна g, причем государство не обязано иметь сбалансированный бюджет.

Вопросы.

а) Выведите разностное уравнение, характеризующее равновесную траекторию для этой модели. Найдите стационарное состояние.

б) Исследуйте влияние ставки налога на подушевой доход и капитал в стационарном состоянии. Как будет изменяться темп роста дохода в результате повышения ставки подоходного налога? (изобразите ответ графически и поясните).

в) Исследуйте влияние величины государственных расходов на душевой доход и капитал в стационарном состоянии. Как будет изменяться темп роста дохода с ростом g?

г) Проанализируйте утверждение: «для увеличения темпа роста ВВП государству следует иметь профицит госбюджета, чтобы освободить ресурсы для инвестиций».

Задача 3.

Пусть производственная функция имеет вид:

Если совокупная производительность факторов растет с темпом 2%, темп роста выпуска составляет 3,4%, а число увеличивающихся рабочих 1% в год, то каков темп роста капитала?

Задача 4.

Норма сбережений равна 0,5. Норма выбытия капитала 0,1. Эластичность 0,5. Найти капиталовооруженность в долгосрочной перспективе.

Задача 5.

Норма сбережений в стране составляет 28%, темп роста населения равен 1%, темп трудосберегающего технологического процесса составляет 2%, а норма выбыти равна 4%.

Определите: чему равен устойчивый уровень дохода из расчета на одного работника?

Задача 6.

Экономика страны описывается производственной функцией Y=AK0,4L0,6 . Известно, что темп прироста капитала равен 3% в год, а численность занятых – 2%. Общая производительность факторов растет с темпом 1,5% в год.

Определите: как меняется объем производства?

Контрольные вопросы

1. Что означает экономический рост?

2. Какие показатели используются для измерения экономического роста?

3. Каковы факторы экономического роста?

4. Каковы основные источники экономического роста?

5. Какие закономерности отражает производственная функция?

6. Каковы типы экономического роста?

7. Как объем основного капитала влияет на экономический рост?

8. Что понимается под термином «качество трудовых ресурсов»?

9. Каково значение научно-технического прогресса для экономического развития страны?

10. В чем состоит основное макроэкономическое различие основных технологических укладов?

11. Какие типы технологических укладов характерны для современной России?

12. Каково влияние эффекта акселератора на экономический рост?

13. Какие формы государственной политики применяются для регулирования экономического роста?

14. Каким образом уровень развития инфраструктуры влияет на экономический рост?

15. Каково должно быть соотношение инвестиций в инфраструктуру и в промышленность?

16. Какие последствия имеет экономический рост?

17. В чем суть однофакторной модели экономического роста Харрода-Домара?

18. В чем суть понятий «гарантированный» и «естественный» темпы экономического роста?

19. Приведите определения капиталовооруженности и производительности труда, капиталоотдачи.

20. Объясните взаимосвязь между производительностью и капиталовооруженностью в модели Р. Солоу?

21. В чем состоит сущность «золотого правила» Э. Фелпса?

22. В чем состоит ограниченность моделей экономического роста Харрода-Домара и Солоу?

Литература

1. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Гл. 4.

2. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. Гл. 19.

3. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Гл. 35.

4. Гальперин В.М., Гребенников П.И. , Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика. Гл. 14.

5. Пезенти А. Очерки политической экономии капитализма. Т.2, с. 315-336, 793-870.

Тема №12

Выбор моделей макроэкономической политики

План занятия

1. Фискальная и монетарная политика в классической и Кейнсианской моделях

2. Проблемы осуществления стабилизационной политики. Активная и пассивная политика

3. Политика твердого курса и произвольная макроэкономическая политика

4. Возможные «твердые курсы» фискальной и монетарной политики. Противоречивость целей макроэкономического регулирования и проблема координации курсов бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики

Термины и понятия

Внутренний временной лаг. Внешний временной лаг. Активная и пассивная макроэкономическая политика. Свобода действий в макроэкономической политике. Политический бизнес-цикл. Доверие к политике правительства и центрального банка.

Задачи и решения.

Задача 1.

Экономика первоначально находится в состоянии равновесия при потенциальном объеме выпуска Y*=5000 и уровне цен P=100. Центральный банк объявляет о своем намерение увеличить денежную массу на 3,3%. Рассчитайте возможные изменения в уровнях цен и выпуска при условии рациональных ожиданий экономических агентов к политике центрального банка. Насколько вероятны эти изменения.

Решение.

При условии рациональных ожиданий и доверия к макроэкономической политике все экономические агенты скорректируют свои ожидания точно в соответствии с объявленным темпом роста денежной массы: заработная плата возрастет на 3,3%, что увеличит средний уровень цен до 103,3. Так как корректировка цен происходит быстро, фактический объем выпуска остается на уровне потенциального.

Вероятность столь быстрой корректировки заработной платы не велика из-за относительной негибкости рынка труда и относительно несовершенной экономической информации. Если агенты не доверяют политике ЦБ, они попытаются застраховаться путем предъявления более высоких требований к заработной плате и ценам: последние увеличились на 3,3%. Тут же заработает спираль «Заработная плата-цены».

Задача 2.

В стране при фактическом уровне безработицы в 8%, при ее естественном уровне в 6% ожидается уровень инфляции в 12%. Известно, что коэффициент, отражающий взаимосвязь инфляции и безработицы, равен 0,75 и желаемый уровень инфляции равен 9%. Чему равен фактический уровень безработицы?

Задача 3.

Правительство проводит жесткую бюджетную политику в целях снижения уровня инфляции. Покажите ее краткосрочные и долгосрочные результаты, одновременно используя модели AS-AD, крест Кейнса, IS-LM и кривую Филлипса.

Задача 4.

Функция налогов имеет вид T=200+0,1Y, а функция социальных трансфертов TR=150+0,2(YF-Y), государственные закупки товаров составляют 125 млн. долл. Потенциальный объем производства равен (YF) 900. Если фактический объем национального производства меньше потенциального на 100 млн. долл., то чему равен государственный бюджет?

Задача 5.

Номинальная денежная масса равна 600, дефлятор ВВП равен 2, скорость обращения денег – 3 оборота за период, спекулятивный спрос на деньги описывается уравнением (M/P)=100-4000r.

Определить:

1. Параметры равновесия на денежном рынке при номинальном ВВП 1800. Построить кривую LM.

2. Государство, проводя стимулирующую денежно-кредитную политику, увеличивает номинальное предложение денег на 100. Как в этом случае изменится равновесная ставка процента?

Задача 6.

Функция налогов имеет вид T=400+0,2Y, а функция трансфертов TR=300-0,1(Y-YF), государственные закупки (G) 400. Потенциальный объем производства YF=2000. Если объем национального производства соответствует потенциальному, то чему будет равен государственный бюджет?

Контрольные вопросы

3. Что понимается под непоследовательностью макроэкономической политики?

4. Является ли непоследовательная макроэкономическая политика совершенно неэффективной?

5. Можно ли разрешить проблему недоверия сменой политических лидеров?

6. К чему может привести бюджетный дефицит в условиях полной занятости?

7. На что влияют автоматические стабилизаторы?

Литература

1. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Гл. 12,16.

2. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. Т. 1, Гл. 14,17,18,20.

3. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. Гл. 12.

4. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Гл. 29,31,34.

5. Долан Э. Макроэкономика Гл. 15.

6. Долан Э., Кембелл К., Кембелл Р. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. Гл. 17,20.

7. Линвуд Т. Гайгер. Макроэкономическая теория и переходная экономика. Гл. 12.

8. Хейне П. Экономический образ мышления. Гл. 22.

9. Гальперин В.М., Гребенников П.И. , Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика. Гл. 11.

Тема №13

Теория международной торговли

План занятия

1. Необходимость внешней торговли. Теория сравнительного преимущества Д. Риккардо

2. Теория внешней торговли Хекшера-Олина, возможности ее применения

3. Спрос и предложение на мировом рынке, равновесный уровень цен. Выигрыш от внешней торговли

4. Внешняя торговля и распределение доходов

Термины и понятия

Теория абсолютного преимущества. Теория сравнительного преимущества. Полная и частичная специализация. Парадокс Леонтьева. Теория международной конкуренции М. Портера. Цена равновесия на мировом рынке.

Задачи и решения.

Задача 1.

Допустим страна А производит 360 электровозов и 2 400 вагонов, а страна В – 160 электровозов и 800 вагонов. Если бы страна А производила только электровозы, то их ежегодный выпуск составил бы 600 шт., а если бы только вагоны, то выпустила бы их 6000 шт. Соответственно, страна В могла бы производить либо 200 электровозов, либо 4000 вагонов.

Определите:

  1. Какая страна обладает абсолютным преимуществом в производстве этих видов продукции;
  2. Какая страна обладает сравнительным преимуществом в производстве этих видов продукции;
  3. К каким выгодам приводит специализация.

Сейчас читают про: