Макроэкономическая политика государства в переходной экономике

Введение

Повышение конкурентоспособности национальной экономики России является сегодня главной комплексной задачей, от которой, в конечном итоге, зависит результат работы всей хозяйственной системы страны, отстаивание геополитических позиций России в мировой системе координат. В такой постановке задачи заключено сочетание достижения минимум двух важнейших целей: повышения эффективности функционирования всей хозяйственной системы страны и обеспечение ее национальной безопасности, высших национальных интересов.

Современный этап развития российской экономики характеризуется переходом в режим экономического роста, улучшением стабильности и предсказуемости. За период 1999-2001 гг. в значительной мере преодолены последствия кризиса 1998 г. и продемонстрированы возможности роста.

Экономическая ситуация в большинстве субъектов РФ характеризуется позитивной динамикой: сохранением роста промышленного производства, увеличением оборота розничной торговли и объема платных услуг, оказываемых населению, ростом доходов населения, повышением внимания к проблемам науки и образования, малого и среднего предпринимательства.

Вместе с тем считать, что все проблемы решены и риска возникновения чрезвычайных ситуаций в экономике, социальной, военной, технологической сферах нет, весьма опрометчиво.

Важно понимать: если России удастся обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие, то на протяжении следующего полувека в стране будут идти процессы, пусть не полностью идентичные тем, что были характерны для стран — лидеров современного экономического роста, но сходные с ними[1].

Поэтому решение задач по реализации национальных интересов России задает предельно жесткие требования к экономическому росту, чтобы выполнялись темпы роста по многим макроэкономическим показателям по сравнению с предыдущими годами.


Макроэкономическая политика государства в переходной экономике.

Начало нового тысячелетия было ознаменовано значительными переменами в российской экономике. Результаты президентских выборов и формирование нового, центристского парламента позволили значительно снизить политические риски в стране. В предыдущие годы Дума часто вступала в конфронтацию с исполнительной властью, особенно по экономическим вопросам: попытки либерально настроенного кабинета министров проводить последовательную экономическую политику постоянно наталкивались на противодействие нижней палаты парламента. Ситуация усугублялась частыми перестановками в правительстве.

С приходом нового президента расклад сил между исполнительной и законодательной властью изменился. Заручившись поддержкой правоцентристского большинства в Думе, правительство имеет возможность претворить в жизнь широкий спектр законопроектов, начиная с налоговой реформы и кончая земельным кодексом. Свой вклад в улучшение инвестиционного климата внесло и реформирование «вертикали» власти с формированием семи федеральных округов. Консолидация центров принятия решений на региональном уровне в дальнейшем позволит безболезненно реализовать ряд законодательных инициатив правительства, включая изменения в законе о лицензировании, «дебюрократизацию» и земельную реформу, которые правительство собирается инициировать со второй половины 2001 года.

Важной особенностью 2000 года стало решение правительства пойти на снижение корпоративного налогообложения. В результате снижения оборотных налогов и введения единого социального налога налоговое бремя было уменьшено на 1,3% ВВП (доходы консолидированного бюджета в 2000 году составили 39% ВВП). Намерения правительства продолжить такую политику, в частности, ввести принцип ускоренной амортизации и изменить порядок расчета базы налогообложения при расчете налога на прибыль, благоприятно сказались на инвестиционной активности российских предприятий в 2000 году.

В то же время, снижение политических рисков и начало структурных реформ играли лишь второстепенную роль для достижения самого высокого за последнее десятилетие экономического роста в 7,7%. В течение всего 2000 года российская экономика находилась под влиянием исключительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, которая стала ключевым фактором экономического бума[2].

Положительная внешняя конъюнктура позволила достичь высоких темпов роста, но в то же время и замаскировала ряд потенциальных опасностей. Это неблагоприятное сочетание высокой инфляции и номинальной стабильности рубля. Рост экспортных доходов не мог не привести к увеличению золотовалютных резервов. Но даже при том, что за год они выросли на 15,5 млрд долларов, этот рост сопровождался укреплением номинального курса рубля, В то же время темпы инфляции оставались очень высокими. В 2000 году инфляция снизилась до 20,2% (с 36,5% в 1999 году), что было недостаточно, чтобы защитить внутренних производителей.

Около половины прироста инвестиций в 2000 году было профинансировано из собственных средств предприятий.

Основными нерешенными проблемами российской экономики осталась утечка капитала, в 2000 году она увеличилась в номинальном выражении, и слабость банковской системы, которая объясняется отчасти недоверием населения к банкам, отчасти последствиями кризиса 1998 года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: