double arrow

Макроэкономическая политика в РФ в 2001-2004 гг.

В 2001 году в России наблюдалась значительная стабилизация макроэкономической ситуации. В 1999–2001 годах средний темп роста ВВП России составлял 6,4%, несколько превосходя соответствующий показатель Китая. В 1999 году рост ВВП (на 5,4%) был, прежде всего, связан с замещением импорта и оживлением в текстильной и пищевой промышленности, а также других отраслях, производящих потребительскую продукцию. В 2000 году рост ВВП (на 9,0%) был в значительной степени обусловлен повышением доходов экспортеров и, соответственно, их возможностями по финансированию роста инвестиций (на 17,7%). В 2001 году средние цены на нефть были ниже уровня 2000 года, однако приток инвестиций в Россию продолжался.

В то же время, несмотря на столь быстрое оживление экономики, Россия попрежнему сильно зависит от нефтяного сектора. На долю нефтяных компаний и «Газпрома» приходится 20% ВВП, причем эти две отрасли финансируют 25% инвестиций. Кроме того, они обеспечивают значительную часть как российского экспорта (в 2001 году 52 млрд долл. США, или 50% всего экспорта), так и поступлений федерального бюджета (40%).

Большое положительное сальдо торгового баланса является результатом одновременного действия двух факторов. Во-первых, после девальвации 1998 года объем импорта продолжает оставаться относительно низким. Даже после повышения на 18% в 2001 году он остается на уровне 1993 года. В 2001 году доходы от экспорта нефти и газа были на уровне 2000 года (52 млрд долл. США) и обеспечивали 50% всех экспортных поступлений. Следует отметить, что изменение цены нефти на $1/баррель увеличивает или уменьшает объем экспортных поступлений примерно на 2 млрд долл. США, а доходную часть федерального бюджета – на 1 млрд долл. США. Россия зависит от нефтяных цен меньше, чем, например, Венесуэла, но сильнее, чем другие страны, относимые к числу развивающихся рынков. Подобно многим другим странам со значительным положительным сальдо торгового баланса, Россия финансирует отрицательное сальдо по счету движения капитальных средств и утечку капитала за счет доходов от экспорта. Утечка капитала сохраняется на уровне 20-26 млрд долл. США в год. Аккумулированные за границей российскими гражданами 200 млрд долл. США являются потенциальным источником финансирования инвестиций.

С другой стороны, если эти деньги начнут возвращаться в страну, особое значение приобретут антиинфляционные меры, направленные на сдерживание быстрого укрепления реального курса рубля[3]. Значительное положительное сальдо по счету текущих операций позволило ЦБ сформировать в 2001 году рекордные золотовалютные резервы: по данным на конец прошлого года, резервы Центробанка составили 36,5 млрд долл. США, что соответствует стоимости импорта за 9 месяцев. В золоте хранится только 3 млрд долл. США (8%) резервов.

В течение 2001 года бюджетные показатели постоянно улучшались. Быстрый экономический рост и административные меры позволили увеличить налоговые поступления до рекордного уровня – 17% ВВП (в 1997–1998 годах –10% ВВП). Среднемесячные поступления в федеральный бюджет составили в 2001 году 4,5 млрд долл. США. Рост доходной части бюджета позволил правительству свести бюджет с профицитом и сформировать финансовые резервы. По данным на начало 2002 года, на счетах федерального казначейства было аккумулировано 3,2 млрд долл. США. Бюджет 2001 году был исполнен с профицитом в размере 2,8% ВВП. Неустойчивость цен на рынке нефти ставит под вопрос способность правительства исполнить бюджет 2002 года (первый российский бюджет, в котором заложен профицит). Однако правительство намерено обеспечить его бездефицитность даже при самом неблагоприятном развитии событий. Если средняя цена сорта Brent опустится ниже $14,5/баррель, расходные статьи бюджета придется сокращать.

После девальвации Россия сумела не только сократить внутренний долг в рыночных ценных бумагах с 18% до 2%, но и сохранить его практически на прежнем уровне. Однако у России остается большой внешний долг (134 млрд долл. США, или 46% ВВП). В 2001 году правительству удалось снизить объем платежей по этому долгу, приходящихся на 2003 год (до этого значительный объем этих платежей вызывал опасения). В результате досрочного погашения

(в размере 2,7 млрд долл. США) кредитов МВФ со сроком возврата в 2003 году, объем долговых платежей, приходящихся на 2003 год, был сокращен до 14,6 млрд долл. США, что лишь незначительно превышает объем платежей по внешнему долгу в 2002 году (14,2 млрд долл. США).

Тенденции в российской экономике и на российских рынках капитала в 2002 году определялись целым рядом экономических и социальных факторов, в том числе внешних. Среди них — темпы роста мировой финансовой системы,

международный инвестиционный климат, цены на природные ресурсы. В 2002 году в мировой экономике продолжался период относительного спада. Изменения валового внутреннего продукта в основных торговых зонах планеты, приобретя положительную динамику, все же значительно уступали аналогичным показателям двухлетней давности. В 2002 году средняя цена нефти оказалась выше, чем в обычном цикле, поскольку опасения, связанные с нарастающими призывами к войне, привели к созданию долгосрочных стратегических резервов, то есть к дополнительному росту спроса. Во второй половине, и в особенности в четвертом квартале 2002 года, покупатели на волне пессимистических ожиданий приобретали по 2 – 3 млн баррелей в день, тем самым исключая возникновение каких-либо излишков у поставщиков. В 2002 году средняя цена на нефть марки Urals составила 23,5 доллара США за баррель, что приблизительно соответствует уровню 2001 года. Если бы текущая динамика нефтяных цен соответствовала обычной циклической схеме, можно было бы ожидать падения цен ниже долгосрочного среднего уровня (19 долларов США за баррель для нефти Urals), начиная с третьего квартала 2001 года.

Для всестороннего понимания рыночной ситуации, в которой Банк действовал в минувшем году, необходимо наравне с внешними учитывать также внутренние факторы развития финансового рынка — к ним относятся политическая стабильность, темпы проведения структурных реформ, рост ликвидности и общий уровень доверия, определяющий динамику прямых и портфельных инвестиций. Наличие политической стабильности — одно из важнейших требований, обуславливающих развитие рынков капитала. В 2002 году в российском обществе поддерживался баланс между различными политическими силами, а также между различными ветвями власти и ведущими деловыми кругами. Несмотря на отдельные разногласия Кремля с представителями крупного бизнеса, общепризнанный авторитет действующего

Президента способствует росту стоимости российских активов и устранению препятствий для торговли и инвестиций на российском и международном уровне.

Благоприятный инвестиционный климат в 2002 году был обусловлен быстрым укреплением бюджета и хорошими перспективами повышения кредитного рейтинга России. Вместе с тем инвесторы продолжали рассматривать цены на нефть как одну из основных движущих сил российской

экономики. Для устойчивого роста как прямых, так и портфельных инвестиций, опирающихся на более широкую основу, по-прежнему необходимо стимулирование процесса экономических и правовых реформ, в том числе банковской реформы. В 2002 году на этом пути не было предпринято кардинальных шагов, что оставляет разумные опасения относительно экономической предсказуемости России, сроков погашения внешнего долга, а также скорейшего возвращения в страну российских капиталов.

Доля нефти и газа в экспорте и бюджетных поступлениях настолько велика, что остается определяющей для продолжения экономического развития страны. Государственный бюджет России в 2002 году был сбалансирован, исходя из цены на нефть 18,5 доллара США за баррель. Фактическая средняя цена составила 23,5 доллара за баррель: высокие цены на нефть позволили существенно улучшить российские экономические показатели. Дополнительный приток доходов, связанный с увеличением экспорта природных ресурсов, трансформировался в рост капиталовложений крупных нефтяных компаний, породив ожидания дальнейшего увеличения добычи и экспорта, а также обеспечив рост дивидендов по некоторым акциям. Это способствовало усилению российской экономики и превышению всех намеченных бюджетных показателей, — в частности ВВП и накопленного профицита.

Вместе с тем избыточная ликвидность в 2002 году служила стимулятором роста «серой» экономики (вследствие наличия в обороте значительной денежной массы), а также препятствовала развитию обрабатывающей промышленности,

наличие которой в значительной степени является залогом долгосрочного, более предсказуемого роста.

Рост ВВП в 2002 году на 1,4% превысил базовый расчетный уровень что объясняется округлением или другими незначительными поправками.

Профицит бюджета составил 5 млрд долларов США. Темпы инфляции составили 15%, в то время как рубль обесценился. Рост издержек производства, например по заработной плате, составил в среднем 15% из-за притока ликвидности вследствие высоких доходов от экспорта природных ресурсов. Объём денежной массы к концу 2002 года возрос до 17,6% от ВВП, по сравнению с 14,2% на конец 2001 года. Резервы Центрального банка, в конце 2001 года составлявшие 36,6 млрд долларов США, выросли до 47,7 млрд долларов США.. Положительное сальдо торгового баланса по-прежнему обеспечивали углеводороды. В тоже время сумма торгового баланса в долларах США снизилась из-за быстрого роста импорта, в особенности потребительских товаров. Рост промышленного производства замедлился с 4,9% в 2001 году до 3,7% в 2002 году — отчасти потому, что показатель 2001 года был обусловлен продолжавшимся восстановлением экономики после кризиса, отчасти из-за того, что сильный рубль и растущие издержки мешали инвестициям в промышленность: в минувшем году рост инвестиций составил 2,6%, в то время как в 2001 году он равнялся 8,7%. Движение капитала, связанное с внешними кредитами и займами, оставалось на уровне 2,5 млрд. долларов США, то есть менее 1% от ВВП. В то же время возрос общий объем внутренних инвестиций в российскую экономику, что связано с повышением доверия частных и корпоративных инвесторов к операциям на российском финансовом рынке.

Главным риском продолжают оставаться цены на нефть. Несмотря на некоторое снижение зависимости российской экономики от цен на нефть из-за роста отраслей, не связанных напрямую с топливной промышленностью, уровень экономического роста пока недостаточен для того, чтобы инвесторы могли не обращать на них внимание[4].

В целом 2003 год был отмечен проявлением нескольких тенденций в мировой экономике, каждая из которых оказалась благоприятной для России. Прежде всего экономическое оздоровление в Соединенных Штатах происходило несколько медленнее, чем прогнозировалось. Пытаясь переломить эту ситуацию, Федеральная резервная система США продолжала снижать ставку рефинансирования. В итоге к июню 2003 года ставка достигла рекордно низкого значения на уровне 1%, что вызвало повсеместное снижение ставок и в значительной степени сократило стоимость внешних заимствований для российских компаний. Доступ к дешевым финансовым ресурсам в свою очередь обусловил снижение процентных ставок и на внутренних рынках России. Вторым важнейшим фактором стало ослабление доллара США с одновременным ростом курса евро. Усиление евро обусловило удорожание импорта, что повысило спрос на отечественную продукцию и дало новый импульс к развитию производства. Третьим важнейшим позитивным фактором стал значительный рост цен на мировых рынках сырья. Война в Ираке и нестабильность в регионе Персидского залива, а также существенные затраты на восстановление порядка и инфраструктуры в регионе, обеспечили среднегодовую цену на нефть на уровне 29 долларов за баррель, что намного превысило все прогнозы. Этот фактор оказался критически важным для роста ВВП России, экономика которой все еще в значительной степени зависит от экспорта газа и нефти.

Основные тенденции мировой экономики в целом оказывали на ситуацию в России весьма благоприятное влияние. Рост ВВП в 2003 году составил 7,3%. И хотя нефтегазовая отрасль по-прежнему остается локомотивом экономики, а основным источником роста были высокие цены на нефть и увеличение объемов экспорта на 12%, следует также отметить определенные позитивные изменения в самой структуре роста. Важный сдвиг был отмечен в области частных накоплений. По итогам года доля рублевых депозитов выросла до 60%. В результате российские банки смогли существенно расширить свою кредитную деятельность. Это не может не оказывать благоприятного воздействия на экономику в целом. Рост производительности труда составил примерно 8%, объем инвестиций вырос на 12%, и это также свидетельствует о том, что экономика России постепенно набирает силу.

В то же время многие структурные задачи еще требуют своего решения. Административная реформа, сокращение социальных обязательств и дальнейшее снижение налогового бремени по-прежнему остаются в числе первоочередных задач нового правительства. Крайне незначительной остается доля малых и средних предприятий в общем объеме ВВП. И самое главное: темпы роста экономики все еще в огромной степени зависят от нефтяной конъюнктуры, что делает неясными перспективы долгосрочного роста[5]

В течение 2004 года конъюнктура на мировом рынке сырья была исключительно благоприятной для России: средняя цена нефти сорта Urals выросла с $27 за баррель в 2003 году до $34 в 2004 году, то есть приблизительно на 30%, никель подорожал в среднем на 40%, сталь и того больше – на 80%. Воспользовавшись благоприятной ситуацией на рынке, российские компании в течение года увеличили физические объемы экспорта на 10%, в результате чего общий объем экспортной выручки вырос приблизительно на $20 млрд. Таким образом, в 2004 году рост объемов российского экспорта вместе с более высокими ценами на сырье дал основной импульс для роста экономики, обеспечив около 70% роста ВВП за год. К концу 2004 года Россия превратилась в страну нетто-кредитора. Значительный профицит торгового баланса (15% ВВП) и прямые иностранные инвестиции в объеме 1,6% ВВП позволили Центральному банку России к началу 2005 году увеличить золотовалютные резервы до 124 млрд долларов – суммы, которая превысила объем внешнего долга страны (110 млрд долларов).

В 2004 году федеральному центру удалось заметно усилить свою политическую власть: губернаторы отныне будут не избираться, а назначаться президентом из числа кандидатур, представленных местным законодательным органом. Отказ от принципа выборности губернаторов повышает степень управляемости страной и ставит своей целью создать внутриполитические условия для реализации структурных реформ. Что касается экономической политики, то одной из главных целей государства по-прежнему является реформа в бюджетно-налоговой сфере. В результате налоговых реформ при благоприятной внешней конъюнктуре в 2004 году налоговые поступления составили 34% ВВП против 33% ВВП в 2003 году. Благодаря снижению налоговых ставок в 2004 году был зафиксирован рост собираемости некоторых налогов, в частности налога на прибыль, поступления которого увеличились в течение прошлого года на 0,6% ВВП.

Параллельно со стимулированием экономического роста через снижение налоговой нагрузки государство создало стабилизационный фонд как средство обеспечения долгосрочной экономической стабильности за счет дополнительных доходов, полученныхв период благоприятного ценового цикла на мировом рынке сырья. В течение 2004 году в стабфонде накопилось около 15 млрд долларов. Создание стабилизационного фонда дало возможность правительству приступить к досрочному погашению внешнего долга, в частности провести досрочное погашение долга перед МВФ, и также профинансировать экономические реформы, например монетизацию социальных льгот. Тем самым государство создало инструмент, снижающий зависимость национальной экономики от цикличного характера конъюнктуры на мировом рынке сырьевых товаров. Расходная часть бюджета в 2004 году составила 33% ВВП против 35% ВВП в 2003 году, что свидетельствует о сдержанной фискальной политике кабинета министров. В течение 2004 года внешний долг России сократился с 26 до 19% ВВП (это один из самых низких показателей в группе стран с развивающейся экономикой).

Основные макроэкономические показатели за период с 2001по 2004 гг.

Таблица 1.

Показатели 2001 г 2002 г 2003 г 2004 г
Рост ВВП, % 5,1 4,7 7,3 7,2
Рост промышленного производства, % 4,9 3,7   8,3
Рост инвестиций в основной капитвл, % 8,7 2,6 12,5 10,9
Баланс федерального бюджета, %   2,3 1,7 4,2
Индекс потребительских цен, % 18,6 15,1   11,7
Золотовалютные резервы на конец периода (млрд. долл. США) 36,6 47,8 76,9 124,5

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: