Установка на решение в процессе предстоящего письма орфографических задач

В соответствии со структурой учебной деятельности следует поставить перед учениками четкую цель (создать мотивацию) и определить способы ее достижения (наметить план операционных I действий):

— Ваша задача — постараться написать этот текст без ошибок. Что для этого надо делать?

Учитель сам называет следующий план работы (дети пишут слуховые диктанты либо в конце первого года обучения, либо в 1-м полугодии класса), а может предоставить сделать кому-то из хорошо успевающих учеников (если школьники уже достаточно знакомы с планом действий).

1 Слушаем предложение и стараемся понять:

а) повествовательное оно, вопросительное или восклицательное чтобы знать, какой знак надо будет поставить в его конце;

б) есть ли в нем имена собственные, которые пишутся с большой буквы;

в) нужно ли будет ставить запятые (если элементы пунктуации ужe изучены).

При необходимости предложения повторяются дважды, особенно те из них, в которых есть пунктуационные знаки. Главное, что должны уяснить ученики, — им не надо запоминать все слова предложения, выискивать среди них трудные для написания и пытаться осмыслить орфографию.

2. Слушаем часть предложения и сразу за учителем один или несколько раз повторяем ее «для себя», при этом стараемся понять, сколько в ней слов, есть ли предлоги, уточняем еще раз наличие имен собственных.

Повторение осуществляется орфоэпически с четкими паузами между словами. Это (особенно если оно неоднократное) позволяет детям лучше запомнить данную часть предложения, что исключает просьбы повторить се, которые отвлекают внимание других учеников и может спровоцировать появление ошибок.

Длина каждого отрезка устанавливается учителем в зависимости от сложности слов, от того, насколько они знакомы детям, от трудности и числа имеющихся в них орфограмм. Часть предложения учитель произносит только один раз, не повторяя.

Написание части предложения.

Ученики повторяют каждое слово отдельно так, как оно будет написано. При этом стараются увидеть все трудные места (орфограммы) и проверить их. Учитель не навязывает детям способ проверки, помня о том, что существуют разные тактики письма (см. стр. 207 — 209). Если кто-то напишет часть предложения быстрее остальных, надо чтобы он тут же перечитал написанное, проверив каждую букву.

Работа проводится на уровне слова, т.е. дети произносят первое слово орфоэпи­чески, обдумывают его и записывают, проговаривая. Затем так же произносится второе и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: