Кодирование звучащего слова в написанное

Программа кодирования слова содержит комплекс действий по обозначению буквами звукового состава слова на основании законов графики и орфографии.

Запись слов — это достаточно сложный синтетический процесс. Чтобы написать слово, произношение которого не расходится с написанием, необходимо осознать его звуковой состав, выделить первый звук, соотнести его с фонемой и артикулемой,вспомнить соответствующий им графический образ буквы и написать ее по программе, указанной выше. Вслед за этим импульспервого звука оттормаживается, и в мозг идет импульс от следующего по порядку звука. После перевода его в букву наступает черед следующего звука и т.д. Таким образом, запись слова представляет собой серию последовательных возбуждений и торможений в коре головного мозга.

К моменту начала школьного обучения не у всех детей в достаточной степени развита регуляция нервных процессов, отсюда возникают явления персеверации и антиципации. Явление персеверации обусловлено преобладанием возбуждения над тор­можением. В этом случае происходит «застревание», т.е. обработанный импульс не оттормаживается, что приводит к повторному воспроизведению буквы, например: «женжина» (женщина), «птиты» (птицы), «училиль» (учились). Ошибки персеверации мо­гут проявляться как внутри одного слова, так и на межсловном уровне, например: «высоко прыкул» (прыгнул); «Яркий огорь (огонь) осветил пещеру». Они могут оказаться причиной добавления лишних букв и слогов: «молотолок» (молоток), «крокордил» (крокодил), «пожелтел с ют» (пожелтеют).

Преобладание торможения порождает явление антиципации, «забегания» вперед импульса от следующего звука, и появляются ошибки типа «снон» (слон), «скайка» (стайка), «много гривов (грибов) выросло на опушке леса». По этой же причине может происходить пропуск букв и слогов. Наиболее часто ученики пропускают гласные звуки или один из согласных при их стечении. Возбуждение, получаемое от более сильно выраженных (или более ясно воспринимаемых) артикулем, подавляет возбуждение от более слабых, отсюда и пропуски: «прта» (парта), «васлек» (василек), «до дереви» (деревни).

Если в слове содержится фонетическая орфограмма, в программу кодирования добавляются орфографические действия (см. гл. VI). Но существует мнение, что некоторые на первый взгляд орфографические ошибки также могут быть обусловлены слабостью нервной регуляции. К ним относятся перенос падежных окончаний — «на морском берегом виднелись следы», «бежал к краю Полю»; «застревание» на часто повторяющейся букве — «в светлой зелене леса». При наличии в работах учеников подобных ошибок учителю необходимо сопоставить неправильное написание с Описанием этой же орфограммы в других условиях, где отсутствует интерферирующее влияние соседних букв. Также следует внимательно относиться к текстам диктантов, которые учитель собирается предложить ученикам, и заранее позаботиться об устранении такой «орфографической конкуренции».

Значительно сократить число ошибок при кодировании слов помогает хорошо развитое умение контролировать свои действия На примере, взятом из тетради ученика, видно, как он пытается найти правильное написание слова ребята:

Налицо достаточно тяжелое преодоление ребенком своих трудностей. И квалифицированный, профессионально грамотный учитель никогда не станет снижать оценку детской работы из-за того, что она пестрит исправлениями. У настоящего педагога не повернется язык назвать этот «победный» результат грязью в тетради.

Особенно большое число ошибок в записи слов встречается в диктантах. Это бывает обусловлено не только слабыми навыками правописания, но и неправильной технологией организации диктантов, в частности отсутствием четкого целеполагания и плана действий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: