double arrow

Определение моторной зрелости (МЗ).


В это обследование входит определение состояния моторного развития детей — выявление свободы и координации двигательных процессов, уточнение способности ощущать и оценивать движения пишущей руки и артикуляционного аппарата.

I. Обследование кинетики.

1. Тест «Кулак — ребро — ладонь» (К —Р—Л) — оцениваются умения переключаться с одного движения на другое и сохранять заданную последовательность движений.

Инструкция: «Внимательно посмотри на мои движения, запомни их и повтори три раза подряд».

Тест выполняется в два этапа.

Первый этап — обучение. Учитель без комментариев демонстрирует ребенку последовательность движений кисти рук: а) пальцы собраны в кулак, кисть руки опирается на стол со стороны мизинца («кулак»); б) пальцы выпрямлены, кисть опирается на внешнюю сторону («ребро»); в) пальцы выпрямлены, кисть кладется на стол ладонью вниз («ладонь»). Ребенок выполняет триаду один раз. Обучение проводится до тех пор, пока все три движения не будут сделаны без ошибок.

Второй этап — выполнение теста. Учитель молча показывает образец: К-Р-Л, К — Р—Л, К— Р-Л. Ученик повторяет все девять движений. В случае ошибки образец демонстрируется еще — и так до пяти раз. Каждая ошибка оценивается 1 баллом, макси­мальное число штрафных баллов — 5 (их количество проставляется в протоколе).

2. Тест «Пересчет пальцев» (ПП) — оценивается точность движений мелкой мускулатуры пальцев, умение различать движения Способность к их переключению (отсутствие застреваний).

Инструкция: «Поставь руку на локоть, выпрями все пальцы; кончиком каждого коснись кончика большого пальца».

Произнося это, учитель медленно демонстрирует называемые действия. После демонстрации образца ребенок повторяет движения. Первый раз пересчет пальцев показывается, начиная с указательного. Ребенок выполняет движения сначала одной рукой, потом другой. Второй раз образец воспроизводится, начиная с мизинца. И эти движения ребенок должен выполнить сначала одной, затем другой рукой. В случае ошибки образец демонстрируется еще только один раз.

Ребенку не указывают, с какой руки следует начинать — с правой или левой. Он использует более привычную руку, на основании чего учитель может сделать предварительный вывод о право- или леворукости ребенка.

Каждая ошибка оценивается в 1 балл, максимальное количество штрафных баллов — по 8 для каждой руки. В протоколе учитель отмечает, например: 1п, Зл. Это значит, что ребенок допустил одну ошибку, работая правой рукой, и три, работая левой.

II. Обследование кинестезии.

1. Способность ощущать движения пальцев (ДП). Инструкция: «Внимательно смотри на мою руку и повторяй сделанную мной фигуру».

Руку ребенка следует закрыть экраном так, чтобы он не мог ее видеть. Учитель показывает ребенку восемь различных положений пальцев, которые тот должен повторить: пальцы выпрямлены и сомкнуты вместе, ладонь повернута от себя (1); большой палец поднят вверх, остальные собраны в кулак (2); указательный палец выпрямлен, остальные собраны в кулак (3); пальцы выпрямлены и сомкнуты, указательный и средний пальцы раздвинуты в виде буквы V (4); указательный палец и мизинец выпрямлены, остальные собраны в кулак (5); средний палец лежит поверх указательного, остальные собраны в кулак (6); указательный и средний пальцы выпрямлены и раздвинуты в виде буквы V, остальные касаются друг друга кончиками (7); большой и указательный пальцы образуют круг, остальные выпрямлены (8).

Образец демонстрируется ребенку до тех пор, пока он не повторит показанную фигуру.

Оценки выполнения теста (ОТ): положение передано неточно — 0,5 балла; ребенок ищет сочетание неуверенно — I балл; поиск продолжается от 10 до 30 с — 2 балла; свыше 30 с — 3 балла. Максимальное число баллов — 28 (до 30 с.) — 36 (после 30 с.).Дополнительно в протоколе можно отметить, сколько раз понадобилось демонстрировать образец. Этот показатель свидетельствует об обучаемости ребенка (Об).

2. Способность ощущать движения артикуляционного аппарата (ДАА).

Инструкция: «Внимательно посмотри на меня и повтори движения».

Учитель поворачивает ребенка лицом к себе и просит поочередно повторить девять движений — улыбнуться (I); надуть щеки (2); утянуть губы «трубочкой» (как бы произнося звук [у]) — 3; округлить губы (звук [о]) — 4; кончиком языка подвигать по внутренней стороне одной щеки, потом по другой (5); широкий мягкий язык распластать на нижней губе («лопата» — 6); кончиком языка коснуться сначала верхней губы, затем нижней (7); коснуться кончиком языка сначала одного уголка рта, затем другого (8); высунуть узкий язык («шильце» — 9).

Оценки присваиваются такие: ребенок движение не выполнил — 1 балл; в попытке выполнить заданное движения языка принимают участие губы, челюсти, пальцы — 0,5 балла за каждую пробу; движение воспроизведено неточно — 0,25 балла. Макси­мальное число баллов — 9.


Сейчас читают про: