Диагностика предпосылок формирования письменной речи

Успешность формирования и развития письменной речи во многом зависит от умения произвольно строить предложения и от общего развития устной речи. При приеме детей в школу очень важно проверить их возможности по этим параметрам.

1. Умение строить предложения (Пр).

Сначала учитель показывает ребенку, как составлять предложение в соответствии с инструкцией.

— Рассмотри, пожалуйста, картинку. По ней можно составить короткое предложение, например: Оля купила торт. А можно составить длинное предложение, рассказать об Оле побольше, например: Оля пришла в магазин и купила большой торт, потому что вечером к ней придут гости и будут пить чай.

А теперь рассмотри другую картинку. Составь, пожалуйста, по ней предложения — одно короткое и одно длинное.

Умение составлять короткие (Кпр) и длинные предложения (Дпр) оценивается и отмечается в протоколе обследования отдельно (указывается уровень выполнения) (табл. 1).

2. Состояние устной речи (УР).

Учитель предъявляет ребенку серию из четырех-пяти связанных сюжетным содержанием картинок.

Таблица 1

Инструкция: «Рассмотри картинки. Тебе нужно будет составить по ним рассказ. Подумай, с чего началась эта история, как она проходила и чем закончилась. Расположи картинки в порядке происходящего и расскажи, что случилось с... (главным действующим лицом)».

Возможно, дети расположат картинки по-разному в соответствии с тем, как каждый из них представляет себе последовательность разворачивающихся событий. Такие действия не подлежат негативной оценке, если в результате получается логичный и за­вершенный рассказ. Например, ребенок ставит изображение растаявшего снеговика впереди изображения снеговика целого, объясняя это тем, что первый растаял, а потом снова стало холодно, выпал снег, и дети слепили нового.

Оцениваются следующие позиции: временная последовательность, причинно-следственные связи; точность и ситуативностьсловаря, согласованность предложений в тексте. Именно на HW будет строиться в дальнейшем методика формирования письменной речи (см. гл. VII).

Оценка результатов.

1 уровень — рассказ составлен в логичной временной последовательности; каждая указанная причина влечет за собой следствие; словарь достаточно развит, ребенок к месту употребляет слова, называющие состояние предмета, оттенки движений или признаки; в рассказе использованы прилагательные и наречия; предложения согласованы, отсутствуют повторяющиеся слова-сорняки типа а вот, тут и др.; ребенок правильно и к месту употребляет личные местоимения.

Пример рассказа.

Однажды мальчик пошел в лес за грибами. Он дошел до леса и вдруг увидел, что из леса поднимается дым. Тогда он сразу подумал, что это горит лес, деревья в лесу. Мальчик побежал обратно в деревню и рассказал начальнику деревни, что в лесу пожар. Начальник быстро собрал всех людей. Эти люди, наверно, жили в этой деревне. Они взяли с собой лопаты и побежали тушить пожар, потому что лес сгорит и может загореться деревня. Пожар был еще небольшой, и они его потушили. А потом пошли домой и радовались, что потушили огонь.

II уровень — рассказ составлен в логичной временной последовательности, однако не каждая указанная причина влечет за собой следствие или не каждое следствие имеет причину; словарь достаточно развит, к месту употреблены слова, называющие со­стояние предмета, оттенки движений или признаки, присутствуют прилагательные и наречия; предложения согласованы, вместе с тем имеются повторяющиеся слова; ребенок не всегда правильно употребляет личные местоимения.

Пример рассказа.

Один мальчик увидел, что из леса поднимается столбом дым. Он подумал, что в лесу пожар, и побежал звать на помощь. Он встретил взрослого дядю и показал ему, что вон горит лес. А дядя сразу стал звать других людей, которые там были. А мальчик уже не мог идти собирать грибы. Вот люди быстро собрались, и они побежали в лес, чтобы этот пожар потушить. Они все вместе потушили пожар. А он снова взял свою корзинку и пошел собирать грибы.

Ш уровень — временная последовательность незначительно нарушена; не каждая указанная причина влечет за собой следствие, или не каждое следствие имеет причину; часто повторяются одни и те же слова, очень мало слов, называющих состояние предмета, оттенки движений или признаки; предложения не всегда правильно согласованы, имеются незначительные нарушения в управлении слов, есть повторяющиеся слова-сорняки; слишком много личных местоимений или повторов названий действующих лиц.

Пример рассказа.

Мальчик пошел в лес за грибами. Вот корзинка. В лесу был дым. Это горело в лесу. Тогда он сразу подумал, что это горит лес... деревья в лесу, он же туда шел. Он побежал и рассказал, что там плесу пожар. А он тогда собрал всех людей, этот дядя, которого мальчик позвал. А вот люди тушат пожар. Наверно, недолго тушили, потому что, если долго, то надо было пожарные машины вызывать... Все.

IV уровень — временная последовательность соблюдена или незначительно нарушена; причинно-следственные связи не указаны; словарь беден, наблюдаются повторения слои; отсутствует согласование предложений внутри текста.

Пример рассказа.

Вот мальчик увидел дым. Мальчик встретил в лесу дядю и сказал, что там дым. Люди лопатами стали тушить огонь, чтобы не было дыма. А мальчик опять пошел за грибами. Oн пошел в лес, где уже не горело


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: