double arrow

Обследование фонематических процессов (ФП).


Это обследование направлено на выявление того, как дети различают оппозиционные звуки, которые предъявляются им сначала в составе звукосочетаний, затем в словах и, наконец, в виде названий предметов, изображенных на картинках.

Всем детям дается одинаковое количество одних и тех же слов и картинок. Затем проверяется, умеют ли они определять количество и последовательность звуков в словах. За каждую ошибку начисляется I балл.

1) Различение оппозиционных звуков (03) на слух (Сл).

Инструкция: «Внимательно послушай группы звуков, скажи — одинаковые они или нет?» (Буквосочетания предъявляются парами.)

Кама —гама, сали — зали, упа — уба, алан —арап, сап — цап, шара —жара; олы — оли, чам — тям, сюп — щуп, уча—уща.

Не рекомендуется использовать знакомые детям слова типа тачка—дачка, косы —козы, поскольку в таких случаях они начинают оперировать образами и, говоря, что слова разные, могут иметь в виду не слова, а собственно предметы.

Учитель отмечает в протоколе (с. 82) звуки, в которых ребенок делает ошибки.

2. Различение оппозиционных звуков по представлению (Пр). Используются картинки, которые предъявляются парами и изображают следующие предметы: подъемный кран — водопроводный кран, коза —коса, бочка —почка, крыса —крыша, уши-ужи и т. п.




Инструкция: «Рассмотри картинки, назови про себя каждый предмет, но слово вслух не произноси; подумай и скажи: эти предметы называются одинаковыми словами или разными?»

Выполнению задания предшествует обучение на примере первой пары картинок, изображающих краны (их явное различие исключает сравнение предметов).

— Рассмотри эти предметы. Они похожи друг на друга? Как они называются? Похожи или не похожи эти слова?

После этого учитель приступает к основному этапу, предлагая для сопоставления остальные изображения и, следовательно, их названия. В протоколе он отмечает те звуки, в различении которых ребенок допускает ошибки.

В случае значительного числа ошибочных ответов ученика направляют к логопеду для более тщательного обследования. Если сделать это невозможно, учитель может воспользоваться одной из логопедических методик обследования звуковой стороны речи и выяснить точнее, какие именно звуки смешивает ребенок.

3. Определение количества и последовательности звуков в слове (ПЗ).

Инструкция: «Назови по порядку звуки в словах шнурки, слива, туман, кино, ты, он».

Слова предъявляются по одному. Если ребенок отказываетсяотвечать или делает ошибку в перечислении звуков первого слова, необходимо удостовериться, понимает ли он, что такое звуки.

Для этого учитель сначала просит его назвать какой-нибудь звук речи, затем показывает букву, произносит соответствующий звук и спрашивает: «Как ты думаешь, что такое звук — то, что ты видишь, или то, что я называю?» В случае, если ребенок плохо понимает, что такое звук, возможен другой вариант инструкции:



«Представь себе, что ты умеешь писать. Какими буквами ты написал бы слово…?»

Если ребенок правильно называет звуки (буквы), составляющие слово шнурки, можно перейти к следующему диагностическому заданию на изучение моторной зрелости. Если в первом слове сделана ошибка, предъявляется второе (слива), при ошибке и в нем — третье (туман) — и так до последнего слова инструкции.

В образце мы привели по одному слову одинаковой структуры. Однако для обследования учитель подбирает три-четыре слова, например: шнурки, грабли, внучка, тройка; слива, крыша, ступа, груша, чтобы использовать их в случае необходимости. Все звуки в подобранных словах должны соответствовать буквам; не рекомендуется использовать слова типа трубка, стекло, а также с буква­ми е, ё, ю, я в начале слова или после гласного (яблоко, поют).

В протоколе обследования указывается слово той слоговой структуры, в которой ребенок сделал ошибку.







Сейчас читают про: