Введение. Основные понятия, термины и определения

История психотерапии как научно-практической дисцип­лины начинается с появления в 1895 году книги австрийских врачей И. Брейера и 3. Фрейда «Очерки об истерии» (Breuer, Freud, 1895), в которой был предложен новый взгляд на невроз как на бессознательный интрапсихический конфликт и заложены основы первого психотерапевтического метода — психо­анализа. За прошедший с тех пор век этот метод, усовершен­ствуясь и видоизменяясь, не только сохранил свое значение одного из главных теоретических и практических инструмен­тов психотерапевтов, но и повлиял прямо или косвенно на создание и развитие большинства других психотерапевтических школ, в частности, группового анализа, гештальт-терапии и си­стемной семейной терапии. Очевидно влияние психоаналити­ческого мировоззрения на диагностическое и терапевтическое мышление клиницистов, на их представления о природе, про­текании и лечении разнообразных психических и психосома­тических расстройств.

С момента своего возникновения понятие «психоанализ» яв­ляется очень широким и употребляется в нескольких смыслах: как теоретическое направление в психологии, как методология исследования психики и как психотерапевтический метод. В рамках настоящей монографии мы рассмотрим в первую оче­редь клинические аспекты психоанализа.

Ядром разработанной Фрейдом классической психоанали­тической техники является метод свободных ассоциаций. Он заключается в том, что пациенту предлагается сообщать психо­аналитику обо всех без исключения появляющихся у него на сеансе мыслях, чувствах, воспоминаниях и фантазиях (так на­зываемое основное правило психоанализа). Со своей стороны психоаналитик интерпретирует психические продукты паци­ента, препятствия на пути ассоциативного потока и те чувства, которые возникают у пациента по отношению к нему. Интер­претация представляет собой основной инструмент психоана­литической техники. Это сообщение пациенту предположений психоаналитика относительно связи доступных сознанию пси­хических и поведенческих проявлений пациента с их возмож­ными бессознательными детерминантами. Особое значение при­дается при этом анализу сновидений пациента (Фрейд, 1913).

Понятие бессознательного Фрейд применял по отношению к тем психическим структурам и процессам, которые недоступ­ны осознанию в силу работы вытеснения (цензуры). Кроме обла­стей сознания и бессознательного, он выделял еще третью, про­межуточную, сферу психики — предсознательное. Она содержит те психические продукты, которые, хотя и являются неосознан­ными в тот или иной момент, но не вытеснены и могут быть осознаны без помощи аналитических процедур.

В ходе психоаналитического лечения вытеснение проявляет себя как сопротивление, создающее препятствия на пути ассоци­ирования и психоаналитического процесса в целом. Термином «сопротивление» обозначается возникающее во время психоана­литического лечения противодействие превращению бессозна­тельных процессов в сознательные (Райкрофт, 1995). Чувства па­циента по отношению к психоаналитику во многом определяются переносом (трансфером). Под этим понимают процесс и резуль­тат перемещения на психоаналитика переживаний, представлений, отношений и форм поведения, бессознательно адресован­ных значимым фигурам из прошлого опыта пациента (Фрейд, 1989; Greenson, 1967; Райкрофт, 1995). Перенос пациента вызы­вает ответные чувства и реакции у психоаналитика, которые Фрейд назвал контрпереносом (контртрансфером). Он полагал, что контрперенос отражает неразрешенные бессознательные кон­фликты не только пациента, но и самого психоаналитика и в силу этого является одним из главных тормозящих факторов психо­аналитического процесса (Freud, 1910).

Наличие бессознательного внутреннего конфликта мораль­ных, этических и интеллектуальных норм индивида и непри­емлемых для него влечений ведет к возникновению тревоги и чувства вины, а также к формированию разнообразных невро­тических симптомов и патологических черт характера, составляющих суть невроза (см. Moore, Fine, 1968). Созданный Фрей­дом клинический метод направлен на осознание и разрешение этого конфликта при помощи свободных ассоциаций, что дол­жно привести к ликвидации невротических проявлений у па­циента.

Важнейшей чертой психоаналитического процесса являет­ся спонтанное возникновение и развитие у пациента так назы­ваемого невроза переноса, при котором психоаналитик стано­вится центральной фигурой в структуре внутреннего конфликта пациента (Moore, Fine, 1968). Пациент поперемен­но наделяет его свойствами и качествами противоположных сторон этого конфликта, превращая его то в носителя запрет­ных импульсов, то в выразителя моральных требований и за­претов. Невроз переноса перемещает невротическую пробле­матику пациента в «здесь и теперь» терапевтического сеанса, что делает ее очевидной для обоих участников психоаналити­ческого процесса и позволяет интерпретациям аналитика до­стичь своей цели. Интерпретируя перенос, психоаналитик ана­лизирует «прошлое в настоящем» (Malcolm, 1986), поэтому эти интерпретации составляют основу психоаналитической техни­ки. Они позволяют пациенту осознать искаженность его вос­приятия аналитической ситуации и терапевтических отноше­ний, ведут к успешному разрешению невроза переноса и невротического конфликта в целом.

В ходе сеанса психоаналитик слушает пациента, стараясь равномерно распределить свое внимание, не направляя его спе­циально на тот или иной материал. Это позволяет ему непред­взято оценивать поступающую от пациента информацию, соотносить ее со своими собственными ассоциациями и теоретическими соображениями (Freud, 1912; Greenson, 1967). Он старается придерживаться позиции «технической нейтрально­сти», то есть находиться на равном расстоянии от психичес­ких сил, участвующих во внутреннем конфликте пациента (Kernberg et al., 1989). Техническая нейтральность аналитика имеет огромное значение для успеха работы, так как в ее от­сутствие интерпретации переноса утрачивают свою эффектив­ность. Нейтральность ни в коем случае не означает безразли­чия к пациенту, это равномерная заинтересованность всеми аспектами его личности.

Резюмируя, можно сказать, что классическая психоанали­тическая техника имеет три основополагающие черты: позиция технической нейтральности, использование в терапевтических целях спонтанно возникающего невроза переноса и примене­ние интерпретаций в качестве основного терапевтического инструмента (Gill, 1954).

Психоаналитическое лечение требует особой организации терапевтической среды — времени, пространства, а также взаи­моотношений пациента, аналитика и других заинтересованных лиц. Совокупность правил подобной организации называется в психоанализе сеттингом.

В настоящем разделе мы попытались кратко обозначить ос­новные теоретические и технические понятия классического психоанализа. За длительное время развития психоаналитичес­кой теории и практики многие из них были существенно пере­осмыслены, изменены и наполнены новым содержанием. По многим теоретическим и практическим вопросам среди психо­аналитиков и сейчас существуют различные мнения. Ниже мы рассмотрим различные направления, существующие в современном психоанализе, и подробнее остановимся на практичес­ких вопросах психоаналитической техники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: