Задание: 1.Охарактеризуйте особенности аномального развития детей по плану:
- определение понятий;
- причины нарушения слуха и зрения;
- классификация нарушений слуха и зрения;
- психологическая характеристика аномального развития детей с нарушениями слуха и детей с нарушениями зрения (моторика, внимание, интересы, восприятие, память, мышление, речь, личность, деятельность, мотивационно-потребностная сфера, самооценка и уровень притязаний).
2. Основы коррекционно-педагогической работы и специальное образование детей с нарушениями слуха и зрения:
- система специальных учреждений;
- образование лиц с нарушениями слуха;
- специальное образование детей с нарушениями зрения.
Основная литература:
1. Лубовский В.И. Специальная психология. – М., 2006.
2. Специальная педагогика./ Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2006.
3. Специальная психология и педагогика / Г.И. Колесникова. – Ростов н/Д, 2007.
4. Усова О.Н. Специальная психология. – М., 2006.
Дополнительная литература:
1. Астапов В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психологического развития. – СПб., 2001.
2. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М., 1988.
3. Дети с отклонениями в развитии / Под ред. М.С. Певзнер. – М., 1966.
4. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. – М., 1990.
5. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1991.
6. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. – СПб., 1998.
7. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать!: Из опыта работы. – М., 1990.
8. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. и общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб., 2001.
9. Психология глухих детей / Под ред. И.Т. Соловьева. Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой. – М., 1971.
10. Синяк В.А., Нудельман М.М. Особенности психического развития глухого ребенка. – М., 1975.
11. Усанова О.Н. Специальная психология. Система психологического изучения аномальных детей. – М., 1990.
Семинарское занятие № 3