Семинарское занятие № 1
Особенности аномального развития умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития. Образование лиц с нарушениями умственного развития.
Задание: 1. Охарактеризуйте особенности аномального развития детей по плану:
- определение понятия «умственная отсталость», «задержка психического развития»;
- причины нарушения;
- классификация нарушений;
- психологическая характеристика аномального развития умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития (моторика, внимание, интересы, восприятие, память, мышление, речь, личность, деятельность, мотивационно-потребностная сфера, самооценка и уровень притязаний).
2. Основы коррекционно-педагогической работы и специальное образование детей с недостатками развития:
- система специальных учреждений, педагогические системы специального образования;
- образование лиц с нарушениями умственного развития (умственной отсталостью);
- специальное образование детей с трудностями в обучении (ЗПР).
Основная литература:
1. Лубовский В.И. Специальная психология. – М., 2006.
2. Специальная педагогика./ Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2006.
3. Специальная психология и педагогика / Г.И. Колесникова. – Ростов н/Д, 2007.
4. Усова О.Н. Специальная психология. – М., 2006.
Дополнительная литература:
1. Астапов В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психологического развития. – СПб., 2001.
2. Баркан А.И. Плохие привычки хороших детей. Учимся понимать своего ребенка. – М., 2003.
3. Безруких М.М. Проблемные дети. – М., 2000.
4. Венгер Л.А., Холмовская В.В. Диагностика умственного развития дошкольников. – М., 1978.
5. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. – М., 1975.
6. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского Н.А. Цыпиной. – М., 1984.
7. Замский Х.С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. – М., 1995.
8. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М, 1985.
9. Малофеев Н.И. Специальное образование в России и за рубежом. – М., 1996.
10. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. и общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб., 2001.
11. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.
12. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. – М., 1995
Семинарское занятие № 2