ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ»
Специальность 050705 «Специальное дошкольное образование»
Составитель: Клюквина А.Ю.
Москва, 2012
Вариант 1
1. Дайте определение специальной психологии как науки
Специальная психология – это ___________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Дайте название заголовку и допишите недостающие положения:
Заголовок _______________________________________________
1) нормальная работа головного мозга и его коры,
2) нормальное физическое развитие ребенка,
3) ___________________________________________________
4) ___________________________________________________
3. Заполните таблицу «Виды психического дизонтогенеза» (по В.В. Лебединскому)
1 группа | 2 группа | 3 группа |
По типу ретардации и дисфункции созревания | По типу _______________ | По типу ________________ с преобладанием эмоционально-волевых нарушений |
1) _____________________ (умственная отсталость) 2) _____________________ (задержка психического развития) | 1) _____________________ (______________________) 2) _____________________ (________________________ ________________________) | 1) _____________________ (______________________) 2) _____________________ (________________________ ________________________) |
4. Дополните недостающие варианты ответов
|
|
Виды нормы:
1) Статистическая
2) _______________
3) _______________
5. Факторы, влияющие на тип, возникающей у ребенка дизонтогении, в зависимости от времени, можно условно разделить на:
1) ____________________
2) ____________________
3) ____________________
6. Сложная ответная реакция индивида на факт внутренних нарушений, препятствующая возможной утрате целостности и потере равновесия с окружающей средой, называется ____________________.
7. Раскройте сущность следующих видов наблюдения:
Стандартизированное наблюдение - ______________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Включенное наблюдение - ______________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Свободное наблюдение - ________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Общие закономерности отклоняющегося развития применительно к различным видам психического дизонтогенеза были сформулированы _______________________________.
9. При оценке, выполненного ребенком задания, необходимо учитывать _______________
_____________________________________________________________________________
10. Дефект, обусловленный дефицитарностью отдельных функций гнозиса, праксиса и речи - _____________________________ дефект.
11. Определите, какой принцип психолого-педагогического изучения детей дошкольного возраста, не учитывался:
|
|
Во время обследования девочки 4 лет были предложены различные задания. За выполнение каждого задания присваивался 1 балл. По количеству набранных баллов состояние девочки было оценено как выраженная задержка психического развития.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Сензитивный период развития функции характеризуется _________________________
_____________________________________________________________________________
Вариант 2
1. Дайте определение понятия «дизонтогенез»
Дизонтогенез – ________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Дайте название заголовку и допишите недостающие элементы:
Заголовок __________________________________________________________
1) сомато-вегетативный,
2) психомоторный,
3) _____________________
4) _____________________
3. Соотнесите основные категории специальной психологии с их определениями:
Категории специальной психологии | Определения категорий |
| 1. Особый процесс восстановления нарушенного равновесия между индивидом и средой путем внутренних изменений самого индивида |
| 2. Сложная ответная реакция индивида на факт внутренних нарушений, препятствующая возможной утрате целостности и потере равновесия с окружающей средой. |
| 3. Система мероприятий, направленных на восстановление полноценного общественного бытия личности. |
| 4. Система мероприятий, направленных на формирование эффективных способов социальной адаптации в возможных для данного индивида пределах |
4. Дополните недостающие закономерности, присущие всем видам дизонтогенетического развития:
1) риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности
2) _______________________________________________________________________
3) _______________________________________________________________________
4) _______________________________________________________________________
- Зона актуального развития – это ___________________________________________
_____________________________________________________________________________
- Дайте определение понятию «ретардация», используя для этого предложенные элементы:
Ретардация – это /всех сторон/, /или преимущественно/, /запаздывание/, /психического развития/, /или приостановка/, /отдельных компонентов/.
- Первичный дефект - ______________________________________________________
_______________________________________________________________________
Вторичный дефект - ______________________________________________________
_______________________________________________________________________
- Определите, какой вид отклоняющегося развития у детей (по классификации В.В. Лебединского):
На момент обследования девочки в возрасте двух лет – «безречевая», наблюдается полевое поведение. Игрушки тянет в рот, при этом выраженного интереса к ним нет. Указательный жест отсутствует. Недавно появилась острая эмоциональная привязанность к матери, до этого одинаково относилась ко всем близким людям.
9. Дайте заголовок ряду и добавьте недостающий элемент:
Заголовок _____________________________________________
1) Принцип гуманности,
2) Принцип всестороннего и целостного изучения психики ребенка,
3) _________________________________________________________
4) _________________________________________________________
5) _________________________________________________________
- Охарактеризуйте статистическую норму развития в специальной психологии:
Статистическая норма - ___________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Теорию системного строения выдвинул _______________________________.
- Распад функций характеризуется ___________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант 3
1. Определите цель специального психологического сопровождения в системе образования
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
2. Наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает вследствие воздействия вредностей на __________________ этапах __________________.
3.Соотнесиите уровни нервно-психического реагирования на вредность с их характеристиками:
Уровень нервно-психического реагирования | Характеристика уровня нервно-психического реагирования |
1. Сомато-вегетативный уровень | 1. Страхи, повышенная аффективная возбудимость |
2. Психомоторный уровень | 2. Возникновение сверхценных образований, склонность к патохарактерологическим реакциям – протеста, эмансипации и пр. |
3. Аффективный уровень | 3. Психомоторная возбудимость, тики, заикание |
4. Эмоционально-идеаторный уровень | 4. Повышенная общая и вегетативная возбудимость, склонность к расстройствам пищеварения, сна, навыков опрятности. |
4. Дайте определение этиологии как науки.
Этиология – это наука __________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Охарактеризуйте статистическую норму развития в специальной психологии:
Функциональная норма - _______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Распределите факторы риска возникновения недостаточности психофизического развития человека по группам:
1. Пренатальные | 2. Натальные | 3. Постнатальные |
А) инфекционные заболевания матери во время беременности,
Б) социальная депривация,
В) внеплановое кесарево сечение,
Г) асфиксия,
Д) мозговые травмы в ранние годы жизни,
Е) алкоголизм родителей
7. Дайте определение понятию «асинхрония», используя для этого предложенные элементы:
Асинхрония - /психическое развитие/, /и запаздывании или/, /при выраженном/, /других/, /диспропорциональное/, /опережении темпа/, /одних функций/, /выраженном отставании/, /и сроков развития/.
8. Зона ближайшего развития – это _______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
9. Определите, какой вид отклоняющегося развития у ребенка (по классификации В.В. Лебединского):
Мальчик родился на 35-й неделе беременности. Часто болеет простудными заболеваниями. На момент обследования (5 лет) выглядит младше своего паспортного возраста, болезненного вида, пассивный. С трудом включается в работу и быстро устает. Успешно справляется с заданиями для детей более младшего возраста.
_________________________________________________________________________
10. Компенсация - _____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Классификацию видов психического дизонтогенеза по 3 группам осуществил ______________________________.
12. В основе принципа динамического изучения детей лежит _________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант 4
1. Дайте определение понятию «специальная психология», используя для этого предложенные элементы:
Специальная психология – это психология /преимущественно в детском и подростковом возрасте/, /психосоциального развития ребенка/, /под влиянием различных групп факторов/, /включение в образовательное пространство/, /особых состояний/, /и проявляющихся в замедлении/, /затрудняющих/, /и дальнейшее профессиональное самоопределение/, /его социально-психологическую адаптацию/, /или выраженном/
2. Возникновение специальной психологии как самостоятельной отрасли психологической науки и практики можно отнести к __________гг __________ века
3. Дополните недостающие условия нормального развития ребенка
1) нормальная работа головного мозга 3) __________________________________
2) _______________________________ 4) __________________________________
4. Соотнесите виды психического дизонтогенеза с их моделями:
Виды психического дизонтогенеза | Модели |
| 1. Психопатии |
| 2. Нарушения слуха |
| 3. Задержка психического развития |
| 4. Олигофрения |
| 5. Деменция |
| 6. Ранний детский аутизм |
- Охарактеризуйте понятие идеальной нормы психического развития в специальной психологии:
Идеальная норма - _______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Дайте определение понятию «адаптация»:
Адаптация - ___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Определите, какой принцип психолого-педагогического изучения ребенка дошкольного возраста, не учитывался:
Ребенку 2,5 лет. Во время психолого-педагогического обследования были предложены задания, требующие развернутого речевого отчета о их выполнении.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Перечислите отрасли специальной психологии:
1)______________________________________________________________
2) ______________________________________________________________
3) ______________________________________________________________
4) ______________________________________________________________
5) ______________________________________________________________
6) ______________________________________________________________
7) ______________________________________________________________
8) ______________________________________________________________
- Патологическое сохранение автономной речи у детей с общим недоразвитием речи относится к явлениям ___________________.
10. Дайте заголовок ряду и добавьте недостающий элемент:
Заголовок _____________________________________________
1) Анамнестический метод,
2) Наблюдение,
3) ______________________
4) ______________________
5) ______________________
11. Первым термин «дизонтогения» употребил в ___________ году _____________ для обозначения отклонений в формировании структур организма в период внутриутробного развития.
12. Кратко охарактеризуйте психологический уровень реализации компенсаторных процессов ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант 5
1. Дайте определение понятию «дизонтогенез»
Дизонтогенез – различные ____________ ____________ онтогенеза, включая и ________________ период, преимущественно _______________ период, ограниченный теми _______________ развития, когда ___________________ системы организма еще не достигли __________________.
2. Дополните недостающие варианты ответов
Классификация патогенных факторов по времени воздействия на организм человека:
1) Пренатальные
2) __________________
3) __________________
3.Определите и раскройте условия, необходимые для нормального развития ребенка, сформулированные Г.М. Дульневым и А.Р. Лурия
Первое условие - ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Второе условие - ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Третье условие - _______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Четвертое условие - ___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Охарактеризуйте «зону ближайшего развития» ___________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Перечислите отрасли специальной психологии:
1)______________________________________________________________
2) ______________________________________________________________
3) ______________________________________________________________
4) ______________________________________________________________
5) ______________________________________________________________
6) ______________________________________________________________
7) ______________________________________________________________
8) ______________________________________________________________
6. Сомато-вегетативный уровень реагирования организма на вредности характеризуется _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Соотнесите вид психического дизонтогенеза с его клинико-психологической структурой:
Виды психического дизонтогенеза | Клинико-психологическая структура |
| 1. Аномальные личностные свойства, не имеющие самостоятельной тенденции к прогрессированию, но видоизменяющиеся под влиянием ряда социальных и биологических факторов. |
| 2. Отсутствие или значительное снижение контактов с окружающим. |
| 3. Аномалии развития сенсорной или моторной сферы обусловленные недостаточностью различных отделов нервной системы. |
| 4. Парциальность расстройств обусловленное повреждением мозговых структур. |
| 5. Специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы. |
| 6. Явления необратимого недоразвития мозга в целом с преимущественной незрелостью его коры, в первую очередь – лобных и теменных отделов. |
8. Раскройте сущность следующих видов наблюдения:
1) стандартизированное наблюдение - ____________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) включенное наблюдение - ____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) свободное наблюдение - ______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Дайте заголовок ряду и добавьте недостающий элемент:
Заголовок _____________________________________________
1) 1 уровень – биологический, то есть компенсация проходит на уровне морфологических структур организма,
2) 2 уровень – психологический, ___________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) 3 уровень – социально-психологический, _________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
4) 4 уровень – социальный, _______________________________________________
10. Дайте определение этиологии как науки.
Этиология – это наука __________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Определите, какой принцип психолого-педагогического изучения детей дошкольного возраста не учитывался:
Вместо проведения собственного обследования ребенка, специалист длительно беседовал с его родителями. По итогам беседа с родителями специалист дал заключение об особенностях развития малыша, не видя его лично.
________________________________________________________________________
12. Определите следующие понятия:
1) вторичный дефект - __________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) сензитивный период развития _________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) распад функций _____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант 6
1. Дайте определение понятию «специальная психология»
Специальная психология – это психология ___________________ состояний, возникающих преимущественно в ________________ и ________________ возрасте под влиянием ______________ групп факторов и проявляющихся в _________________ или выраженном ___________________ психосоциального развития ребенка, затрудняющих его социально-психологическую ____________________, включение в ________________ пространство и дальнейшее ___________________ самоопределение.
2. Дополните недостающие варианты ответов
Принципы изучения детей с отклонениями в развитии:
1) Принцип гуманности
2) _____________________________________
3) _____________________________________
4) _____________________________________
5) _____________________________________
3. Раскройте сущность следующих значений нормы
Статистическая норма - _________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Функциональная норма - ________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Идеальная норма - _____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Определите правильность ниже предложенных положений, поставив Х в соответствующей колонке:
№ | Положения | верно | неверно |
Л.С. Выготский рассматривал дефект как «социальный вывих» | |||
Развитие должно предшествовать, забегать вперед и подтягивать, вести за собой обучение ребенка | |||
При работе с ребенком нужно учитывать актуальный уровень развития и его потенциальные возможности | |||
Коррекционное воздействие на ребенка должно осуществляться с позиций динамического и системного подхода. | |||
«Слепота, глухота, слабоумие» как психологический фактор оказывает негативное воздействие на развитие ребенка |
5. Дайте определение понятию «ретардация», используя для этого предложенные элементы:
Ретардация – это /всех сторон/, /или преимущественно/, /запаздывание/, /психического развития/, /или приостановка/, /отдельных компонентов/.
6. Определите основные отрасли специальной психологии
Название отрасли специальной психологии | Категория лиц, изучаемая в рамках данного раздела |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. | |
7. | |
8. |
7. Определите, какой вид отклоняющегося развития у ребенка (по классификации В.В. Лебединского):
Мать во время беременности перенесла краснуху. После рождения врачи и родители заметили отсутствие ориентировочных реакций. Наблюдались трудности захвата как далеко, так и близко расположенных игрушек. В общем ребенку была свойственна пассивность. В дошкольном возрасте ребенок характеризовался отсутствием познавательной активности. У него наблюдалось «полевое» поведение.
8. Сложная ответная реакция индивида на факт внутренних нарушений, препятствующая возможной утрате целостности и потере равновесия с окружающей средой, называется ____________________.
9. Дайте название заголовку и допишите недостающие элементы:
Заголовок __________________________________________________________
1) сомато-вегетативный,
2) психомоторный,
3) _____________________
4) _____________________
10. Зона актуального развития – это _____________________________________________
_____________________________________________________________________________
11. Определите, какой принцип психолого-педагогического изучения детей дошкольного возраста, не учитывался:
После двухлетнего пребывания мальчика в детском саду общеразвивающего вида, воспитателем, психологом и логопедом был поставлен вопрос о «выводе» ребенка из образовательного учреждения в связи с его не включенностью в коллектив сверстников, отсутствием активности на занятиях.
12. Первичный дефект - ______________________________________________________
_______________________________________________________________________
Вторичный дефект - ______________________________________________________
_______________________________________________________________________
Ответы
Вариант 1
1. Специальная психология – это психология особых состояний, возникающих преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов и проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.
2. 4 условия, необходимые для нормального развития ребенка (Лурия А.Р., Дульнев Г.М.)
4) Сохранность органов чувств
3) Систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и школе.
3.
1 группа | 2 группа | 3 группа |
По типу ретардации и дисфункции созревания | По типу повреждения | По типу асинхронии с преобладанием эмоционально-волевых нарушений |
1) общее стойкое недоразвитие (умственная отсталость) 2) задержанное развитие (задержка психического развития) | 1) поврежденное рзвитие (органическая деменция) 2) дефицитарное развитие (тяжелые нарушения анализаторных систем) | 1) искаженное развитие (ранний детский аутизм) 2) дисгармоническое развитие (психопатии) |
4. 2) функциональная
3) идеальная
5. 1) пренатальные
2) натальные
3) постнатальные
6. Компенсация.
7. Стандартизированное наблюдение предусматривает наличие заранее составленного плана наблюдения, цели и задачи которого заранее определены, а также выбран объект наблюдения. Может проводиться воспитателем, учителем, но под руководством педагога-психолога.
Включенное наблюдение имеет значительную диагностическую ценность. Осуществляется в процессе совместной деятельности педагога с детьми.
Свободное наблюдение – не предусматривает специальной подготовки к процессу наблюдению и осуществляется педагогом в повседневной обстановке (на уроках, во время прогулки, в свободной деятельности, во внеурочное время).
8. Лубовским В.И.
9. Особенности выполнения задания и конечный результат.
10. Частный
11. Принцип качественного и количественного анализа данных.
12. Интенсивностью развития.
Вариант 2
- Дизонтогенез – различные формы нарушения онтогенеза, включая и постнатальный период, преимущественно ранний период, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости.
- Уровень нервно-психического реагирования на вредность
3)аффективный
4)эмоционально-идеаторный
- 1. - 2
2. - 3
3. - 4
4. - 1
- 1. Риск возникновения состояний социально-психологической дезаптивированности
2. Нарушение приема, переработки, сохранения и использования информации
3. Нарушение речевого опосредования
4. Более длительные сроки формирования представлений и понятий об окружающей действительности
- Зона актуального развития – знания, умения, навыки, которыми ребенок владеет на данный момент времени.
- Ретардация – запаздывание или приостановка всех сторон психического развития или отдельных его компонентов.
- Первичный дефект – изначальное нарушение в биологических структурах организма или в их функционировании.
Вторичный дефект – вторичное недоразвитие тех функций, которые непосредственно связаны с поврежденной (недоразвитие понимания речи у слабослышащих)
- Общее стойкое недоразвитие (умственная отсталость)
- Принципы изучения детей с отклонениями в развитии
3)принцип комплексности
4)принцип динамического подхода
5)принцип качественно-количественного анализа полученных результатов.
- Статистическая норма – это такой уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей одного возраста, пола и культуры.
- Выготский Л.С.
- Грубая дезорганизация, либо выпадение функций.