Контрольно-тестовые задания

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ»

Специальность 050705 «Специальное дошкольное образование»

Составитель: Клюквина А.Ю.

Москва, 2012

Вариант 1

1. Дайте определение специальной психологии как науки

Специальная психология – это ___________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Дайте название заголовку и допишите недостающие положения:

Заголовок _______________________________________________

1) нормальная работа головного мозга и его коры,

2) нормальное физическое развитие ребенка,

3) ___________________________________________________

4) ___________________________________________________

3. Заполните таблицу «Виды психического дизонтогенеза» (по В.В. Лебединскому)

1 группа 2 группа 3 группа
По типу ретардации и дисфункции созревания По типу _______________ По типу ________________ с преобладанием эмоционально-волевых нарушений
1) _____________________ (умственная отсталость) 2) _____________________ (задержка психического развития) 1) _____________________ (______________________) 2) _____________________ (________________________ ________________________) 1) _____________________ (______________________) 2) _____________________ (________________________ ________________________)

4. Дополните недостающие варианты ответов

Виды нормы:

1) Статистическая

2) _______________

3) _______________

5. Факторы, влияющие на тип, возникающей у ребенка дизонтогении, в зависимости от времени, можно условно разделить на:

1) ____________________

2) ____________________

3) ____________________

6. Сложная ответная реакция индивида на факт внутренних нарушений, препятствующая возможной утрате целостности и потере равновесия с окружающей средой, называется ____________________.

7. Раскройте сущность следующих видов наблюдения:

Стандартизированное наблюдение - ______________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Включенное наблюдение - ______________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Свободное наблюдение - ________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Общие закономерности отклоняющегося развития применительно к различным видам психического дизонтогенеза были сформулированы _______________________________.

9. При оценке, выполненного ребенком задания, необходимо учитывать _______________

_____________________________________________________________________________

10. Дефект, обусловленный дефицитарностью отдельных функций гнозиса, праксиса и речи - _____________________________ дефект.

11. Определите, какой принцип психолого-педагогического изучения детей дошкольного возраста, не учитывался:

Во время обследования девочки 4 лет были предложены различные задания. За выполнение каждого задания присваивался 1 балл. По количеству набранных баллов состояние девочки было оценено как выраженная задержка психического развития.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Сензитивный период развития функции характеризуется _________________________

_____________________________________________________________________________

Вариант 2

1. Дайте определение понятия «дизонтогенез»

Дизонтогенез – ________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Дайте название заголовку и допишите недостающие элементы:

Заголовок __________________________________________________________

1) сомато-вегетативный,

2) психомоторный,

3) _____________________

4) _____________________

3. Соотнесите основные категории специальной психологии с их определениями:

Категории специальной психологии Определения категорий
  1. Компенсация
1. Особый процесс восстановления нарушенного равновесия между индивидом и средой путем внутренних изменений самого индивида
  1. Реабилитация
2. Сложная ответная реакция индивида на факт внутренних нарушений, препятствующая возможной утрате целостности и потере равновесия с окружающей средой.
  1. Абилитация
3. Система мероприятий, направленных на восстановление полноценного общественного бытия личности.
  1. Адаптация
4. Система мероприятий, направленных на формирование эффективных способов социальной адаптации в возможных для данного индивида пределах

4. Дополните недостающие закономерности, присущие всем видам дизонтогенетического развития:

1) риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности

2) _______________________________________________________________________

3) _______________________________________________________________________

4) _______________________________________________________________________

  1. Зона актуального развития – это ___________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Дайте определение понятию «ретардация», используя для этого предложенные элементы:

Ретардация – это /всех сторон/, /или преимущественно/, /запаздывание/, /психического развития/, /или приостановка/, /отдельных компонентов/.

  1. Первичный дефект - ______________________________________________________

_______________________________________________________________________

Вторичный дефект - ______________________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. Определите, какой вид отклоняющегося развития у детей (по классификации В.В. Лебединского):

На момент обследования девочки в возрасте двух лет – «безречевая», наблюдается полевое поведение. Игрушки тянет в рот, при этом выраженного интереса к ним нет. Указательный жест отсутствует. Недавно появилась острая эмоциональная привязанность к матери, до этого одинаково относилась ко всем близким людям.

9. Дайте заголовок ряду и добавьте недостающий элемент:

Заголовок _____________________________________________

1) Принцип гуманности,

2) Принцип всестороннего и целостного изучения психики ребенка,

3) _________________________________________________________

4) _________________________________________________________

5) _________________________________________________________

  1. Охарактеризуйте статистическую норму развития в специальной психологии:

Статистическая норма - ___________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Теорию системного строения выдвинул _______________________________.
  2. Распад функций характеризуется ___________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 3

1. Определите цель специального психологического сопровождения в системе образования

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает вследствие воздействия вредностей на __________________ этапах __________________.

3.Соотнесиите уровни нервно-психического реагирования на вредность с их характеристиками:

Уровень нервно-психического реагирования Характеристика уровня нервно-психического реагирования
1. Сомато-вегетативный уровень 1. Страхи, повышенная аффективная возбудимость
2. Психомоторный уровень 2. Возникновение сверхценных образований, склонность к патохарактерологическим реакциям – протеста, эмансипации и пр.
3. Аффективный уровень 3. Психомоторная возбудимость, тики, заикание
4. Эмоционально-идеаторный уровень 4. Повышенная общая и вегетативная возбудимость, склонность к расстройствам пищеварения, сна, навыков опрятности.

4. Дайте определение этиологии как науки.

Этиология – это наука __________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Охарактеризуйте статистическую норму развития в специальной психологии:

Функциональная норма - _______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Распределите факторы риска возникновения недостаточности психофизического развития человека по группам:

1. Пренатальные 2. Натальные 3. Постнатальные

А) инфекционные заболевания матери во время беременности,

Б) социальная депривация,

В) внеплановое кесарево сечение,

Г) асфиксия,

Д) мозговые травмы в ранние годы жизни,

Е) алкоголизм родителей

7. Дайте определение понятию «асинхрония», используя для этого предложенные элементы:

Асинхрония - /психическое развитие/, /и запаздывании или/, /при выраженном/, /других/, /диспропорциональное/, /опережении темпа/, /одних функций/, /выраженном отставании/, /и сроков развития/.

8. Зона ближайшего развития – это _______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Определите, какой вид отклоняющегося развития у ребенка (по классификации В.В. Лебединского):

Мальчик родился на 35-й неделе беременности. Часто болеет простудными заболеваниями. На момент обследования (5 лет) выглядит младше своего паспортного возраста, болезненного вида, пассивный. С трудом включается в работу и быстро устает. Успешно справляется с заданиями для детей более младшего возраста.

_________________________________________________________________________

10. Компенсация - _____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Классификацию видов психического дизонтогенеза по 3 группам осуществил ______________________________.

12. В основе принципа динамического изучения детей лежит _________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 4

1. Дайте определение понятию «специальная психология», используя для этого предложенные элементы:

Специальная психология – это психология /преимущественно в детском и подростковом возрасте/, /психосоциального развития ребенка/, /под влиянием различных групп факторов/, /включение в образовательное пространство/, /особых состояний/, /и проявляющихся в замедлении/, /затрудняющих/, /и дальнейшее профессиональное самоопределение/, /его социально-психологическую адаптацию/, /или выраженном/

2. Возникновение специальной психологии как самостоятельной отрасли психологической науки и практики можно отнести к __________гг __________ века

3. Дополните недостающие условия нормального развития ребенка

1) нормальная работа головного мозга 3) __________________________________

2) _______________________________ 4) __________________________________

4. Соотнесите виды психического дизонтогенеза с их моделями:

Виды психического дизонтогенеза Модели
  1. Общее психическое недоразвитие
1. Психопатии
  1. Задержанное развитие
2. Нарушения слуха
  1. Поврежденное развитие
3. Задержка психического развития
  1. Дефицитарное развитие
4. Олигофрения
  1. Искаженное развитие
5. Деменция
  1. Дисгармоническое развитие
6. Ранний детский аутизм
  1. Охарактеризуйте понятие идеальной нормы психического развития в специальной психологии:

Идеальная норма - _______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Дайте определение понятию «адаптация»:

Адаптация - ___________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Определите, какой принцип психолого-педагогического изучения ребенка дошкольного возраста, не учитывался:

Ребенку 2,5 лет. Во время психолого-педагогического обследования были предложены задания, требующие развернутого речевого отчета о их выполнении.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Перечислите отрасли специальной психологии:

1)______________________________________________________________

2) ______________________________________________________________

3) ______________________________________________________________

4) ______________________________________________________________

5) ______________________________________________________________

6) ______________________________________________________________

7) ______________________________________________________________

8) ______________________________________________________________

  1. Патологическое сохранение автономной речи у детей с общим недоразвитием речи относится к явлениям ___________________.

10. Дайте заголовок ряду и добавьте недостающий элемент:

Заголовок _____________________________________________

1) Анамнестический метод,

2) Наблюдение,

3) ______________________

4) ______________________

5) ______________________

11. Первым термин «дизонтогения» употребил в ___________ году _____________ для обозначения отклонений в формировании структур организма в период внутриутробного развития.

12. Кратко охарактеризуйте психологический уровень реализации компенсаторных процессов ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 5

1. Дайте определение понятию «дизонтогенез»

Дизонтогенез – различные ____________ ____________ онтогенеза, включая и ________________ период, преимущественно _______________ период, ограниченный теми _______________ развития, когда ___________________ системы организма еще не достигли __________________.

2. Дополните недостающие варианты ответов

Классификация патогенных факторов по времени воздействия на организм человека:

1) Пренатальные

2) __________________

3) __________________

3.Определите и раскройте условия, необходимые для нормального развития ребенка, сформулированные Г.М. Дульневым и А.Р. Лурия

Первое условие - ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Второе условие - ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Третье условие - _______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Четвертое условие - ___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Охарактеризуйте «зону ближайшего развития» ___________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Перечислите отрасли специальной психологии:

1)______________________________________________________________

2) ______________________________________________________________

3) ______________________________________________________________

4) ______________________________________________________________

5) ______________________________________________________________

6) ______________________________________________________________

7) ______________________________________________________________

8) ______________________________________________________________

6. Сомато-вегетативный уровень реагирования организма на вредности характеризуется _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Соотнесите вид психического дизонтогенеза с его клинико-психологической структурой:

Виды психического дизонтогенеза Клинико-психологическая структура
  1. Общее психическое недоразвитие
1. Аномальные личностные свойства, не имеющие самостоятельной тенденции к прогрессированию, но видоизменяющиеся под влиянием ряда социальных и биологических факторов.
  1. Задержанное развитие
2. Отсутствие или значительное снижение контактов с окружающим.
  1. Поврежденное развитие
3. Аномалии развития сенсорной или моторной сферы обусловленные недостаточностью различных отделов нервной системы.
  1. Дефицитарное развитие
4. Парциальность расстройств обусловленное повреждением мозговых структур.
  1. Искаженное развитие
5. Специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.
  1. Дисгармоническое развитие
6. Явления необратимого недоразвития мозга в целом с преимущественной незрелостью его коры, в первую очередь – лобных и теменных отделов.

8. Раскройте сущность следующих видов наблюдения:

1) стандартизированное наблюдение - ____________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) включенное наблюдение - ____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) свободное наблюдение - ______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Дайте заголовок ряду и добавьте недостающий элемент:

Заголовок _____________________________________________

1) 1 уровень – биологический, то есть компенсация проходит на уровне морфологических структур организма,

2) 2 уровень – психологический, ___________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) 3 уровень – социально-психологический, _________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

4) 4 уровень – социальный, _______________________________________________

10. Дайте определение этиологии как науки.

Этиология – это наука __________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Определите, какой принцип психолого-педагогического изучения детей дошкольного возраста не учитывался:

Вместо проведения собственного обследования ребенка, специалист длительно беседовал с его родителями. По итогам беседа с родителями специалист дал заключение об особенностях развития малыша, не видя его лично.

________________________________________________________________________

12. Определите следующие понятия:

1) вторичный дефект - __________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) сензитивный период развития _________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) распад функций _____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 6

1. Дайте определение понятию «специальная психология»

Специальная психология – это психология ___________________ состояний, возникающих преимущественно в ________________ и ________________ возрасте под влиянием ______________ групп факторов и проявляющихся в _________________ или выраженном ___________________ психосоциального развития ребенка, затрудняющих его социально-психологическую ____________________, включение в ________________ пространство и дальнейшее ___________________ самоопределение.

2. Дополните недостающие варианты ответов

Принципы изучения детей с отклонениями в развитии:

1) Принцип гуманности

2) _____________________________________

3) _____________________________________

4) _____________________________________

5) _____________________________________

3. Раскройте сущность следующих значений нормы

Статистическая норма - _________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Функциональная норма - ________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Идеальная норма - _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Определите правильность ниже предложенных положений, поставив Х в соответствующей колонке:

Положения верно неверно
  Л.С. Выготский рассматривал дефект как «социальный вывих»    
  Развитие должно предшествовать, забегать вперед и подтягивать, вести за собой обучение ребенка    
  При работе с ребенком нужно учитывать актуальный уровень развития и его потенциальные возможности    
  Коррекционное воздействие на ребенка должно осуществляться с позиций динамического и системного подхода.    
  «Слепота, глухота, слабоумие» как психологический фактор оказывает негативное воздействие на развитие ребенка    

5. Дайте определение понятию «ретардация», используя для этого предложенные элементы:

Ретардация – это /всех сторон/, /или преимущественно/, /запаздывание/, /психического развития/, /или приостановка/, /отдельных компонентов/.

6. Определите основные отрасли специальной психологии

Название отрасли специальной психологии Категория лиц, изучаемая в рамках данного раздела
1.  
2.  
3.  
4.  
5.  
6.  
7.  
8.  

7. Определите, какой вид отклоняющегося развития у ребенка (по классификации В.В. Лебединского):

Мать во время беременности перенесла краснуху. После рождения врачи и родители заметили отсутствие ориентировочных реакций. Наблюдались трудности захвата как далеко, так и близко расположенных игрушек. В общем ребенку была свойственна пассивность. В дошкольном возрасте ребенок характеризовался отсутствием познавательной активности. У него наблюдалось «полевое» поведение.

8. Сложная ответная реакция индивида на факт внутренних нарушений, препятствующая возможной утрате целостности и потере равновесия с окружающей средой, называется ____________________.

9. Дайте название заголовку и допишите недостающие элементы:

Заголовок __________________________________________________________

1) сомато-вегетативный,

2) психомоторный,

3) _____________________

4) _____________________

10. Зона актуального развития – это _____________________________________________

_____________________________________________________________________________

11. Определите, какой принцип психолого-педагогического изучения детей дошкольного возраста, не учитывался:

После двухлетнего пребывания мальчика в детском саду общеразвивающего вида, воспитателем, психологом и логопедом был поставлен вопрос о «выводе» ребенка из образовательного учреждения в связи с его не включенностью в коллектив сверстников, отсутствием активности на занятиях.

12. Первичный дефект - ______________________________________________________

_______________________________________________________________________

Вторичный дефект - ______________________________________________________

_______________________________________________________________________

Ответы

Вариант 1

1. Специальная психология – это психология особых состояний, возникающих преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов и проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.

2. 4 условия, необходимые для нормального развития ребенка (Лурия А.Р., Дульнев Г.М.)

4) Сохранность органов чувств

3) Систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и школе.

3.

1 группа 2 группа 3 группа
По типу ретардации и дисфункции созревания По типу повреждения По типу асинхронии с преобладанием эмоционально-волевых нарушений
1) общее стойкое недоразвитие (умственная отсталость) 2) задержанное развитие (задержка психического развития) 1) поврежденное рзвитие (органическая деменция) 2) дефицитарное развитие (тяжелые нарушения анализаторных систем) 1) искаженное развитие (ранний детский аутизм) 2) дисгармоническое развитие (психопатии)

4. 2) функциональная

3) идеальная

5. 1) пренатальные

2) натальные

3) постнатальные

6. Компенсация.

7. Стандартизированное наблюдение предусматривает наличие заранее составленного плана наблюдения, цели и задачи которого заранее определены, а также выбран объект наблюдения. Может проводиться воспитателем, учителем, но под руководством педагога-психолога.

Включенное наблюдение имеет значительную диагностическую ценность. Осуществляется в процессе совместной деятельности педагога с детьми.

Свободное наблюдение – не предусматривает специальной подготовки к процессу наблюдению и осуществляется педагогом в повседневной обстановке (на уроках, во время прогулки, в свободной деятельности, во внеурочное время).

8. Лубовским В.И.

9. Особенности выполнения задания и конечный результат.

10. Частный

11. Принцип качественного и количественного анализа данных.

12. Интенсивностью развития.

Вариант 2

  1. Дизонтогенез – различные формы нарушения онтогенеза, включая и постнатальный период, преимущественно ранний период, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости.
  2. Уровень нервно-психического реагирования на вредность

3)аффективный

4)эмоционально-идеаторный

  1. 1. - 2

2. - 3

3. - 4

4. - 1

  1. 1. Риск возникновения состояний социально-психологической дезаптивированности

2. Нарушение приема, переработки, сохранения и использования информации

3. Нарушение речевого опосредования

4. Более длительные сроки формирования представлений и понятий об окружающей действительности

  1. Зона актуального развития – знания, умения, навыки, которыми ребенок владеет на данный момент времени.
  2. Ретардация – запаздывание или приостановка всех сторон психического развития или отдельных его компонентов.
  3. Первичный дефект – изначальное нарушение в биологических структурах организма или в их функционировании.

Вторичный дефект – вторичное недоразвитие тех функций, которые непосредственно связаны с поврежденной (недоразвитие понимания речи у слабослышащих)

  1. Общее стойкое недоразвитие (умственная отсталость)
  2. Принципы изучения детей с отклонениями в развитии

3)принцип комплексности

4)принцип динамического подхода

5)принцип качественно-количественного анализа полученных результатов.

  1. Статистическая норма – это такой уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей одного возраста, пола и культуры.
  2. Выготский Л.С.
  3. Грубая дезорганизация, либо выпадение функций.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: