Понятие бюджета предприятия и бюджетирования, бюджетный цикл, бюджетный период, бюджетный регламент

ПЕТРОПАВЛОВА Г.П.

Вопросы и ответы к госэкзамену по дисциплине «Бюджет предприятия»

ВОПРОСЫ

Понятие бюджета предприятия и бюджетирования, бюджетный цикл, бюджетный период, бюджетный регламент

Виды и классификация бюджетов, основные этапы разработки сводного бюджета

Инфраструктура бюджетного процесса, оргструктура и система управления бюджетированием. Организация контроля исполнения бюджета.

Понятие бюджета предприятия и бюджетирования, бюджетный цикл, бюджетный период, бюджетный регламент

Бюджет - количественное выражение централизовано устанавливаемых показателей плана предприятия на определенный период по использованию капитальных, товарно-материальных, и финансовых ресурсов. Определяющими характеристиками бюджета являются: 1) формализация (количественное выражение) и 2) сквозной характер (системность, непрерывность).

Бюджетирование – процесс реализации бюджета как документа практической деятельности компании.

Бюджет предприятия всегда разрабатывается на определенный временной интервал – бюджетный период. Предприятие может одновременно составлять несколько бюджетов, различающихся по продолжительности бюджетного периода (текущий квартальный бюджет, среднесрочный годовой бюджет, долгосрочный «бюджет развития» на 3 – 5 лет и т.д.). Правильный выбор продолжительности бюджетного периода является одной из важных предпосылок эффективности системы бюджетного планирования в целом.

Бюджетный цикл – период времени от начала первой стадии бюджетного процесса, то есть составление сквозного бюджета до завершения 3-ий стадии план-факт анализа исполнения бюджета. Длительность бюджетного цикла зависит от: 1) специфики хозяйственной деятельности предприятия, 2) технической оснащенности финансовых служб и других факторов.

При составлении бюджетов могут устанавливаться след сроки: 1) срок не позднее которого каждый центр финансовой ответственности должен представить свой бюджет в службу занимающуюся рассмотрением и последней консолидацией, 2) срок, в течение которого руководство компании, соответствующая служба или отдел осуществляет согласование и утверждение бюджетов подразделений и бюджета компании в целом. 3) срок, до которого должны быть составлены сводные бюджеты компании, утверждены и доведены до соответствующих структурных подразделений бюджеты различных уровней.

Для того чтобы бюджет заработал необходимо создать управленческую технологию, которая закрепляется в положении о бюджетном регламенте. Бюджетный регламент - установленный в организации порядок составления (разработки), согласования (визирования), консолидации (обработки и анализа), проведение план/факт анализа и оценки пополнения бюджетов различного вида и уровней. Главной задачей бюджетного регламента является обеспечение возможностей контролировать ход выполнения бюджетов различных видов и уровней управления.

Основные этапы бюджетного регламента:

1) составление бюджетов отдельных подразделений,

2) составление сводных бюджетов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: