double arrow

Инфраструктура бюджетного процесса, оргструктура и система управления бюджетированием. Организация контроля исполнения бюджета.


Инфраструктура бюджетного процесса включает в себя:

I. Учет:

1. бухгалтерский учет,

2. оперативный учет,

3. сбор информации о состояни рынка.

II. Технологию:

1. цели и задачи (целевые показатели и нормативы),

2. виды бюджетов,

3.схема консолидации (методология составления контроля и анализа сводного бюджета),

4. форматы бюджетов,

5. принципы бюджетирования,

6. квалифицированный персонал.

III. Организацию:

1. Финансовая структура (набор Центров Финансовой Ответственности),

2. регламент бюджетирования и бюджетного контроля,

3. шаг финансового планирования,

4. распределение функций и ответственности между уровнями управления,

5. график документооборота,

6. система организационно-распорядительных и внутренних нормативных документов.

IV. Автоматизацию :

1. технические средства,

2. программное обеспечение (ПО),

3. требования к исходной информации.

Понятие организационной структуры включает в себя:

- количество и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входит разработка, контроль и анализ бюджета предприятия;

- совокупность структурных подразделений, являющихся объектами бюджетирования, т.е. теми центрами ответственности, которым назначается бюджетный план и которые ответственны за его исполнение.

Система управления бюджетированием – это регламент взаимодействия служб аппарата управления и структурных подразделений, закрепляющий в соответствующих внутренних нормативных актах и инструкциях обязанности каждого подразделения на каждой стадии бюджетного процесса.

Система внутреннего контроля (контроллинга) исполнения бюджета – это логическая структура формальных и/или неформальных процедур, предназначенная для анализа и оценки эффективности управления ресурсами, затратами, обязательствами компании в течение бюджетного периода. Под этим понимается:

– текущее принятие управленческих решений на различных уровнях организационной иерархии, исходя из критерия выбора оптимальных альтернатив в рамках установленного бюджетного задания. Эта работа в течение всего бюджетного периода ведётся структурными подразделениями – центрами ответственности предприятия (объектами планирования);

– поступление от центров ответственности соответствующим управленческим службам (субъектам планирования), таким как ПЭУ, ФЭУ, УКС, ОТиЗ, планово-аналитический отдел, соответствующей информации о ходе выполнения бюджетного задания;

– анализ текущей информации о выполнении бюджета управленческими службами и подготовка рекомендаций высшему руководству (первому вице-президенту по экономике) по корректировке оперативной деятельности в разрезе различных центров ответственности.

Основные принципы реализации контроля исполнения бюджета:

1. Принцип темпоральности определяет, что контроль исполнения бюджета осуществляется множественно и параллельно во времени на базе соответствующего отчётным интервалам информационного обеспечения.

2. Принцип объективности предъявляет требования системности и целостности к информационному обеспечению, на базе которого осуществляется контроль исполнения бюджета. Априори целостной системой учёта хозяйственных операций на предприятии является бухгалтерский учёт.

3. Принцип сравнимости обусловливает необходимость однозначной идентификации хозяйственных операций и их параметров, что естественно включает требование наличия единого бюджетного классификатора, таблиц соответствия регистров бухгалтерского и бюджетного учёта, а также систему согласования информации в параллельных контурах учёта.

4. Принцип ответственности – принцип персональной ответственности руководителей структурных подразделений при формировании, утверждении и последующего исполнения бюджета в рамках компетенций определённых регламентом.


Сейчас читают про: