Бюджетный процесс – это регламентированная Конституцией, другими законодательными и нормативными актами деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.
Основными этапами бюджетного цикла являются составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов.
Финансовый (бюджетный) год – это период, в течение которого реализуется централизованный план государства. Его начало может не совпадать с началом календарного года и зависеть от национальных особенностей. Финансовый (бюджетный) год в Республике Беларусь устанавливается с 1 января по 31 декабря календарного года.
Счетный период включает финансовый (бюджетный) год и льготный период после его окончания, составляющий один месяц, в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в период исполнения бюджета за прошедший финансовый год.
Важность составления бюджета состоит в том, что именно на данном этапе определяются все его основные параметры.
|
|
Составление бюджета начинается с подготовки проектов бюджетов республиканского и местных бюджетов. Составление проектов бюджетов находится в исключительной компетенции правительства Республики Беларусь и соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов. Непосредственно составление проектов осуществляется Министерством финансов и финансовыми подразделениями исполнительных и распорядительных органов власти и управления.
Составление проекта бюджетов основывается на следующих документах и информации:
- отчеты об исполнении бюджетов за предыдущий год областных и минского городского исполнительных и распорядительных органов;
- отчет об исполнении консолидированного бюджета страны за предыдущий год, включающий отчеты об исполнении бюджетов областей и Минска;
- прогноз социально-экономического развития страны, ответственным разработчиком которого является Минэкономики (до 1 августа);
- основные направления денежно-кредитной политики на очередной год, разрабатываемые Национальным банком (до 1 августа);
- статистические данные для разработки, необходимые для разработки прогнозов социально-экономического развития, представляемые Министерством статистики и анализа Министерству финансов и местным исполнительным и распорядительным органам.
Министерством финансов и местными финансовыми органами на основании этих документов, а также с учетом изменений в налоговой политике определяются прогнозные показатели по доходам и расходам соответствующих бюджетов. Министерство финансов на основе проектов республиканского и бюджетов областей и Минска составляет проект консолидированного бюджета страны.
При составлении бюджета формируются его главные параметры – объем бюджета, источники доходов, структура расходов, величина дефицита и способы его финансирования.