double arrow

Бюджета

Расходы бюджета, являясь компонентом общей финансовой категории – бюджет представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения на основе которых происходит процесс выделения и использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

Экономическая сущность расходов проявляется в многообразии их видов, что обусловлено целым рядом факторов. Среди них: природа и функции государства, уровень социально-экономического развития страны, административно-территориальным устройством государства и др. Каждый вид расходов имеет количественную и качественную характеристики. Количественная характеристика расходов позволяет определить их величину, а качественная – их назначение.

Специфика общественного назначения бюджетных расходов заключается в обеспечении финансирования государственной деятельности: экономической, управленческой, социальной и других функций государства. Структура расходов государственного бюджета, их содержание формируются под воздействием множества факторов. Важнейшими из них выступают уровень развития производительных сил и производственных от ношений, конкретная экономическая и социальная ситуация. Существенное влияние оказывают финансовая политика государства, выбранные приоритеты развития общества и методы реализации намечаемых задач. Общим для расходов бюджетов всех стран является их главное назначение – обеспечить выполнение государством его внутренних и внешних функций.

То есть государство выполняет свои функции либо непосредственно через систему органов государственного управления, либо через принадлежащие ему учреждения, предприятия и организации.

Расходы государства могут производиться в виде финансирования отдельных учреждений, мероприятий и путем предоставления ссуд и кредитов. Основным видом осуществления бюджетных расходов остается бюджетное финансирование, т.е. безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств из бюджета определенного уровня для осуществления государственной деятельности. Безвозмездность и безвозвратность финансирования являются его основными признаками, отличающимися от выделения ссуд и кредитов. Принцип безвозмездности и безвозвратности бюджетного финансирования предполагает, что выделяемые на общегосударственные цели и нужды средства не нуждаются в обязательном их возмещении.

Однако принцип не означает отсутствия контроля за рациональным использованием средств со стороны государства. По рядок управления бюджетными средствами должен способствовать развитию экономики и культуры, повышению производительности труда и росту национального дохода.

По общественному назначению расходы государства могут быть подразделены на следующие группы: экономические: на социальные нужды; управление: военные: на внешнеэкономическую деятельность: создание государственных запасов и резервов.

При этом каждый из данных видов расходов присутствует в бюджете любого государства, а по выделяемым объемам финансирования можно говорить о приоритетах государственного экономического и социального развития.

Так, например, экономические расходы используются с целью государственного регулирования экономики и направлены в сферу материального производства. По их величине можно судить о степени государственного вмешательства в экономические процессы. При этом расходы на государственное регулирование экономики рассматриваются по функциональному и отраслевому признакам и осуществляются практически во всех отраслях и сферах материального производства. Почти во всех бюджетах предусматривается государственная поддержка нерентабельных, но имеющих социальную значимость, производств: городское благоустройство, сельское хозяйство, железнодорожный транспорт, связь, и прочие традиционные виды национальных промыслов.

Расходы на социальные нужды обеспечивают в первую очередь финансирование непроизводственной сферы: образование, здравоохранение, культуру, искусство. При этом особое значение имеют проводимая государством социальная политика, финансирование социальных учреждений и программ, выделение социальной помощи малоимущим и нетрудоспособным слоям населения. Также здесь можно отметить и то, что расходы бюджета на социальные нужды имеют не только социальное, но и экономическое значение, так как представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы, обеспечивают физическое и духовное здоровье нации и служат вложениями в человеческий капитал.

Расходы на управление обеспечивают основную функцию государства – управление – и предусматривают обеспечение содержания органов государственного и муниципального управления, правопорядка, судебной власти. Много внимания уделяется расходам на содержание и обслуживание внутреннего и внешнего государственных долгов.

Военные расходы включают расходы на национальную оборону и относятся к важнейшим государственным расходам, создающим национальную и государственную безопасность. Это расходы на содержание армии, научно-исследовательские разработки в области обороны, создание и закупку военной техники и другие расходы, прямо или косвенно обеспечивающие военную мощь государства.

Следующая категория расходов – это расходы на внешнеэкономическую деятельность, предусматривающие осуществление мероприятий и финансирование программ по межгосударственному сотрудничеству: содержание дипломатических представительств, консульств, участие в международных общественных организациях, выставках, прочих международных мероприятиях, культурных и научных связях.

Расходы на создание государственных запасов и резервов предусматриваются на случай непредвиденных обстоятельств, стихийных бедствий, военных действий и являются обязательной статьей расходов государственного бюджета.

Также помимо данной классификации расходов, может применяться и такая, где они подразделяются на текущие и капитальные расходы.

Текущие расходы представляют собой часть расходов бюджетов, обеспечивающих текущее финансирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.

Капитальные же расходы бюджетов представляют ту часть расходов бюджетов, которая связана с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности.

Здесь стоит обратить внимание на то, что именно капитальные расходы обеспечивают инновационные и инвестиционные расходы на проведение капитального ремонта, закупку оборудования, техническое перевооружение и др. Для их оптимизации в качестве регулирования бюджета необходимо, прежде всего, опираться на ряд факторов, к которым можно отнести:

• концентрацию бюджетных средств в соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития республики;

• определения величины расходов, исходя из финансового обеспечения принятых государством обязательств, с учетом уровня дефицита консолидированного бюджета, не превышающего 1% ВВП;

• поэтапную консолидацию ресурсов внебюджетных и целевых фондов в бюджете, отказ от целевого статуса;

• унификацию бюджетных законодательств Республики Беларусь и Российской Федерации.

Также считаем необходимо проводить следующие мероприятия:

• переход к финансированию государственных целевых программ (жилищное строительство, компенсация населению ущерба от обесценивания вкладов и др.) из неэмиссионных источников:

• оптимизация субсидирования из бюджета транспорта, строительства, жилищно-коммунального и сельского хозяйства, энергетики и газоснабжения, а также других отраслей реального сектора экономики;

• пересмотр платных услуг в непроизводственной сфере при одновременной рационализации сети и сокращении числа бюджетных учреждений и контингента;

• совершенствование системы предоставления льгот и привилегий путем реформирования государственной адресной помощи.

 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: