Рассмотрение бюджетов

Проекты республиканского и консолидированного бюджета страны, бюджетов областей и города Минска на предстоящий финансовый год и предложения по сбалансированию бюджетов вносятся соответственно на рассмотрение правительства и местных исполнительных и распорядительных органов.

После рассмотрения правительством проекты республиканского и консолидированного бюджетов на очередной финансовый год представляются на рассмотрение президента страны.

Президент, как правило, до 1 октября, вносит в парламент проект закона о бюджете, к которому прилагаются:

- пояснительная записка;

- основные направления бюджетной политики;

- проект консолидированного бюджета;

- основные показатели взаимоотношений республиканского с местными бюджетами;

- оценка ожидаемого исполнения республиканского и консолидированного бюджетов за текущий год;

- прогнозные расчеты по доходам и расходам республиканского бюджета;

В случае необходимости изменений в законодательные акты по налогообложению Президент вносит проекты соответствующих законом до внесения или вместе с проектом бюджета.

Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете Республики Беларусь» на очередной финансовый год устанавливаются и утверждаются следующие основные показатели:

1) превышение доходов над расходами, предельный размер дефицита по республиканскому бюджету, бюджетам областей и города Минска, внутренние и внешние источники финансирования дефицита республиканского бюджета;

2) распределение доходов между республиканским и местными бюджетами и нормативы отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в бюджеты областей и города Минска;

3) доходы республиканского бюджета в общей сумме и по видам платежей в бюджет в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь;

4) расходы республиканского бюджета в общей сумме и по видам в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь;

5) перечень республиканских целевых программ, финансирование которых в планируемом финансовом году предусмотрено из средств республиканского бюджета;

6) объем ассигнований на государственные капитальные вложения в отраслевом разрезе, финансирование которых в планируемом финансовом году предусмотрено из средств республиканского бюджета;

7) перечень защищенных статей;

8) размер оборотной кассовой наличности по республиканскому бюджету (максимальный размер оборотной кассовой наличности не может превышать объема расходов, равного двухнедельному фонду заработной платы, финансируемому из бюджета).

9) Закон о республиканском бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год и решения местных Советов депутатов об утверждении соответствующих бюджетов должны быть приняты в установленном порядке до 1 января очередного финансового года. Утверждение местных бюджетов производится после утверждения соответствующих вышестоящих бюджетов. Со стадиями рассмотрения и утверждения бюджета тесно связано понятие бюджетной инициативы – права вносить определенные изменения в проект бюджета.

Важной составляющей в бюджетном процессе является исполнение бюджета. Процесс исполнения бюджета включает получение утвержденных доходов, осуществление бюджетного финансирования и контроль.

Исполнение республиканского и местных бюджетов осуществляется на основании закона о республиканском бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год, иных нормативных актов Республики Беларусь и решений местных Советов депутатов в соответствии с бюджетной росписью республиканского и местных бюджетов, утвержденных в порядке, установленном законодательством республики Беларусь. Бюджетная роспись представляет собой документ, конкретизирующий бюджетные поступления и назначения в течение всего года и на более короткий период (квартал).

Исполнить бюджет по доходам означает мобилизовать все предусмотренные законом ресурсы и распределить их по уровням бюджетной системы. Оно включает перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета, распределение регулирующих доходов, возврат излишне уплаченных в бюджет сумм, ведение учета и составление отчетности по доходам.

Исполнить бюджет по расходам означает финансирование учреждений и мероприятий в соответствии с бюджетным законодательством.

Сбор, хранение и распределение бюджетных средств осуществляет путем кассового исполнения бюджета. Бюджеты всех уровней системы исполняются на основе принципа единства кассы – то есть все поступления и назначения осуществляются через единый счет. Существуют три формы кассового исполнения – казначейская, банковская и смешанная (банковско-казначейская). В Беларуси применялась с 1993 года смешанная форма – по доходам банковская, по расходам казначейская, а с 2006 года – казначейская.

Казначейство организует оперативное исполнение бюджета по расходам, регулирует отношения между бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами, делает краткосрочный прогноз государственных финансовых ресурсов, обслуживает государственный долг.

Обеспечивают исполнение соответствующих бюджетов правительство, местные исполнительные и распорядительные органы в соответствии с бюджетной росписью по кварталам.

Средства республиканского и местных бюджетов аккумулируются на соответствующих счетах Министерства финансов и местных финансовых органов, которые обеспечивают учет всех операций по исполнению соответствующих бюджетов. Право юридических лиц на расходование бюджетных ассигнований, предусмотренных им в текущем финансовом (бюджетном) году, прекращается по окончании счетного периода. При этом неиспользованные бюджетные средства на счетах в установленном порядке перечисляются ими в доход соответствующего бюджета.

В процессе исполнения бюджетов Министерство финансов и местные финансовые органы имеют право вносить изменения в квартальные назначения и в статьи расходов соответствующих бюджетов в пределах утвержденных годовых ассигнований по разделам и подразделам функциональной бюджетной классификации и ведомственной классификации расходов бюджета.

В течение финансового (бюджетного) года в доходную и расходную части бюджета могут вноситься изменения законом Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, решениями местных Советов депутатов в пределах утвержденного бюджета и предоставленных им прав. Увеличение или уменьшение объема доходов и расходов республиканского бюджета производится Парламентом Республики Беларусь или по его поручению Президентом Республики Беларусь, местных бюджетов – соответствующими местными Советами депутатов. В случае принятия актов законодательства Республики Беларусь или решений местных Советов депутатов, вызывающих увеличение расходов или уменьшение доходов нижестоящих бюджетов, этим бюджетам возмещаются средства из вышестоящих бюджетов.




double arrow
Сейчас читают про: