Проекты республиканского и консолидированного бюджета страны, бюджетов областей и города Минска на предстоящий финансовый год и предложения по сбалансированию бюджетов вносятся соответственно на рассмотрение правительства и местных исполнительных и распорядительных органов.
После рассмотрения правительством проекты республиканского и консолидированного бюджетов на очередной финансовый год представляются на рассмотрение президента страны.
Президент, как правило, до 1 октября, вносит в парламент проект закона о бюджете, к которому прилагаются:
- пояснительная записка;
- основные направления бюджетной политики;
- проект консолидированного бюджета;
- основные показатели взаимоотношений республиканского с местными бюджетами;
- оценка ожидаемого исполнения республиканского и консолидированного бюджетов за текущий год;
- прогнозные расчеты по доходам и расходам республиканского бюджета;
В случае необходимости изменений в законодательные акты по налогообложению Президент вносит проекты соответствующих законом до внесения или вместе с проектом бюджета.
|
|
Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете Республики Беларусь» на очередной финансовый год устанавливаются и утверждаются следующие основные показатели:
1) превышение доходов над расходами, предельный размер дефицита по республиканскому бюджету, бюджетам областей и города Минска, внутренние и внешние источники финансирования дефицита республиканского бюджета;
2) распределение доходов между республиканским и местными бюджетами и нормативы отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в бюджеты областей и города Минска;
3) доходы республиканского бюджета в общей сумме и по видам платежей в бюджет в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь;
4) расходы республиканского бюджета в общей сумме и по видам в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь;
5) перечень республиканских целевых программ, финансирование которых в планируемом финансовом году предусмотрено из средств республиканского бюджета;
6) объем ассигнований на государственные капитальные вложения в отраслевом разрезе, финансирование которых в планируемом финансовом году предусмотрено из средств республиканского бюджета;
7) перечень защищенных статей;
8) размер оборотной кассовой наличности по республиканскому бюджету (максимальный размер оборотной кассовой наличности не может превышать объема расходов, равного двухнедельному фонду заработной платы, финансируемому из бюджета).
9) Закон о республиканском бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год и решения местных Советов депутатов об утверждении соответствующих бюджетов должны быть приняты в установленном порядке до 1 января очередного финансового года. Утверждение местных бюджетов производится после утверждения соответствующих вышестоящих бюджетов. Со стадиями рассмотрения и утверждения бюджета тесно связано понятие бюджетной инициативы – права вносить определенные изменения в проект бюджета.
|
|
Важной составляющей в бюджетном процессе является исполнение бюджета. Процесс исполнения бюджета включает получение утвержденных доходов, осуществление бюджетного финансирования и контроль.
Исполнение республиканского и местных бюджетов осуществляется на основании закона о республиканском бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год, иных нормативных актов Республики Беларусь и решений местных Советов депутатов в соответствии с бюджетной росписью республиканского и местных бюджетов, утвержденных в порядке, установленном законодательством республики Беларусь. Бюджетная роспись представляет собой документ, конкретизирующий бюджетные поступления и назначения в течение всего года и на более короткий период (квартал).
Исполнить бюджет по доходам означает мобилизовать все предусмотренные законом ресурсы и распределить их по уровням бюджетной системы. Оно включает перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета, распределение регулирующих доходов, возврат излишне уплаченных в бюджет сумм, ведение учета и составление отчетности по доходам.
Исполнить бюджет по расходам означает финансирование учреждений и мероприятий в соответствии с бюджетным законодательством.
Сбор, хранение и распределение бюджетных средств осуществляет путем кассового исполнения бюджета. Бюджеты всех уровней системы исполняются на основе принципа единства кассы – то есть все поступления и назначения осуществляются через единый счет. Существуют три формы кассового исполнения – казначейская, банковская и смешанная (банковско-казначейская). В Беларуси применялась с 1993 года смешанная форма – по доходам банковская, по расходам казначейская, а с 2006 года – казначейская.
Казначейство организует оперативное исполнение бюджета по расходам, регулирует отношения между бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами, делает краткосрочный прогноз государственных финансовых ресурсов, обслуживает государственный долг.
Обеспечивают исполнение соответствующих бюджетов правительство, местные исполнительные и распорядительные органы в соответствии с бюджетной росписью по кварталам.
Средства республиканского и местных бюджетов аккумулируются на соответствующих счетах Министерства финансов и местных финансовых органов, которые обеспечивают учет всех операций по исполнению соответствующих бюджетов. Право юридических лиц на расходование бюджетных ассигнований, предусмотренных им в текущем финансовом (бюджетном) году, прекращается по окончании счетного периода. При этом неиспользованные бюджетные средства на счетах в установленном порядке перечисляются ими в доход соответствующего бюджета.
В процессе исполнения бюджетов Министерство финансов и местные финансовые органы имеют право вносить изменения в квартальные назначения и в статьи расходов соответствующих бюджетов в пределах утвержденных годовых ассигнований по разделам и подразделам функциональной бюджетной классификации и ведомственной классификации расходов бюджета.
В течение финансового (бюджетного) года в доходную и расходную части бюджета могут вноситься изменения законом Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, решениями местных Советов депутатов в пределах утвержденного бюджета и предоставленных им прав. Увеличение или уменьшение объема доходов и расходов республиканского бюджета производится Парламентом Республики Беларусь или по его поручению Президентом Республики Беларусь, местных бюджетов – соответствующими местными Советами депутатов. В случае принятия актов законодательства Республики Беларусь или решений местных Советов депутатов, вызывающих увеличение расходов или уменьшение доходов нижестоящих бюджетов, этим бюджетам возмещаются средства из вышестоящих бюджетов.
|
|