Устройства

Бюджет страны представляет собой систему бюджетов. Особенности построения этой системы зависят главным образом от типа государственного устройства. Для унитарных государств характерна двухуровневая бюджетная система, включающая общегосударственный бюджет и местные бюджеты (Республика Беларусь). В федеративных государствах бюджетная система обычно состоит из центрального бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов (Российская Федерация).

Все бюджеты страны тесно взаимосвязаны и образуют бюджетную систему. Первый Закон Республики Беларусь «О бюджетной системе в Республике Беларусь» был принят в июне 1993 года, заменив действовавший с 1961 года Закон «О бюджетных правах Республики Беларусь и местных Советов народных депутатов Республики Беларусь». Этот закон впервые установил основные понятия бюджетной системы и принципы организации бюджетного устройства в республике, как самостоятельном независимом государстве.

Закон регламентировал порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней (республиканского и местных); источники формирования собственных доходов и принципы определения, а также основные статьи расходов бюджетов каждого уровня; требования и условия сбалансированности бюджетов; взаимоотношения бюджетов с другими элементами финансовой системы; установил основы формирования и содержания республиканского бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов; определил возможности и обязательства республики по согласованию бюджетно-финансовой политики с другими государствами и международными организациями, ответственность за нецелевое использование государственных средств. Его основные нормы и положения базировались главным образом на тех же принципах, которые применялись в бюджетном законодательстве бывшего СССР. Соответственно использовалась утверждаемая Правительством бюджетная классификация доходов и расходов, основанная только на их функциональных и ведомственных характеристиках. Тем не менее, законодательное закрепление основ функционирования бюджетной системы республики помогло систематизировать бюджетный процесс и, способствовало достаточно успешному применению бюджетно-налогового регулирования экономики в 1993–1998 годах. С середины 1998 года вступила в силу новая редакция Закона Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь».

В бюджетную систему Беларуси включаются республиканский и местные бюджеты. К местным бюджетам относятся бюджеты областей (Минска) и бюджеты районов. Бюджеты областей (Минска) включают областные бюджеты (городской бюджет Минска). В свою очередь, бюджеты районов включают районные бюджеты, бюджеты городов районного подчинения, поселков городского типа и бюджеты сельсоветов.

Совокупность бюджетов страны и ее административно-территориальных единиц называют консолидированным бюджетом (консолидированный бюджет Республики Беларусь включает республиканский бюджет, бюджеты областей и города Минска).

Бюджеты могут быть нижестоящими и вышестоящими. Вышестоящий бюджет – бюджет вышестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящей административно-территориальной единицы.

Бюджетная система Республики Беларусь как основное звено бюджетного устройства основывается на следующих принципах: единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность всех бюджетов, входящих в бюджетную систему Республики Беларусь.

Единство бюджетной системы обеспечивается единой законодательной базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, единой информационной базой данных, представлением необходимой статистической и бюджетной информации для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса.

Полнота бюджетов обеспечивается включением в них всех налогов, определенных законодательством Республики Беларусь, других обязательных платежей и иных поступлений, а также определением размера и порядка расходования денежных средств.

Реальность бюджетов обеспечивается финансированием расходов исходя из объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета.

Гласность бюджетов обеспечивается доведением до граждан через средства массовой информации хода обсуждения и принятия закона о республиканском бюджете Республики Беларусь, решений местных Советов депутатов о соответствующем местном бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.

Самостоятельность бюджетов как части бюджетной системы заключается в том, что утверждение республиканского бюджета осуществляется законом Республики Беларусь, местных бюджетов – решениями соответствующих местных Советов депутатов. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: