Характеристика доходной части бюджета

Доходы бюджета – часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Доходы бюджета представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования централизованного фонда денежных средств государства. Доходы бюджета заключаются в различных платежах, уплачиваемых физическими и юридическими лицами. Доходы также могут принимать форму безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

Признаками доходов бюджета являются безвозмездность и безвозвратность. Доходы бюджета по экономическому признаку – это часть национального дохода государства. Состав и структура доходов бюджета в значительной степени определяется финансовой политикой государства.

Классификация доходов является систематизированной группировкой доходов республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций, основывающейся на нормативных правовых актах Республики Беларусь, определяющих источники их формирования.

Принято классифицировать доходы бюджетов различных уровней по трем признакам:

1) социально-экономическому;

2) порядку и условиям зачисления;

3) юридическим формам.

По социально-экономическому признаку доходы бюджета подразделяются на:

- доходы от хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности;

- доходы от граждан;

- доходы от внешнеэкономической деятельности;

- пошлины и прочие поступления, в том числе доходы от приватизации.

- По порядку и условиям зачисления доходы подразделяются на:

- закрепленные;

- регулирующие;

- собственные;

- заемные.

Закрепленные доходы – это доходы, которые направляются в то или иной бюджет в зависимости от принципов подчиненности и с учетом территориального признака поступления средств.

Регулирующие доходы – это доходы, которые в соответствии с решениями вышестоящих органов представительной власти расщепляются между вышестоящими и нижестоящими бюджетам. Распределение общегосударственных налогов и доходов между бюджетами начинается с установления нормативов отчислений от общереспубликанских налогов в местные бюджеты областей и г. Минска.

Закрепленные и регулирующие доходы – это собственные средства бюджета. Они устанавливаются законом.

В случае временной недостаточности собственных средств для финансирования запланированных расходов могут привлекаться заемные средства. Это процентные и беспроцентные ссуды, получаемые из других бюджетов, займы у коммерческих банков, государственные займы.

Классификация доходов состоит из групп, подгрупп, видов, разделов и подразделов доходов.

Классификация доходов по группам включает:

- налоговые доходы;

- взносы на государственное социальное страхование;

- неналоговые доходы;

- безвозмездные поступления.

Классификация доходов по подгруппам, видам, разделам и подразделам утверждается Министерством финансов Республики Беларусь.

Доходы республиканского и местных бюджетов при их утверждении предусматриваются по группам, подгруппам, видам и разделам классификации доходов.

Классификация доходов по подразделам применяется для детализации доходов в пределах разделов.

Налоговые доходы – поступления в виде налогов, установленных законодательством. Налоговые доходы – обязательные денежные платежи, взимаемые в бюджет и классифицируемые в зависимости от объекта налогообложения или в соответствии с источником возникновения налоговых обязательств.

В Республике Беларусь установлены республиканские налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы. Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь. К ним относятся: НДС, акцизы, налог на прибыль, налоги на доходы, подоходный налог с физических лиц, экологический налог, налоги с пользователей природных ресурсов, налоги на имущество, таможенные пошлины и таможенные сборы, другие сборы. Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с Налоговым кодексом и обязательные к уплате на соответствующих территориях. К ним относятся: транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении и сбор на содержание и развитие инфраструктуры города, налог с продаж товаров в розничной торговле, налог на услуги, сбор за осуществление торговли на территории г. Минска, сбор за владение собаками и (или) использование их в предпринимательской деятельности, сбор за осуществление строительства объектов на территории г. Минска, сбор за парковку (стоянку) в специально оборудованных местах.

Налоговая система Республики Беларусь представлена косвенными, смешанными и прямыми налогами и другими обязательными платежами в бюджет. С момента создания отечественной налоговой системы и до на­стоящего времени косвенные налоги играют значительную роль. Активное ис­пользование в отечественной практике этих налогов связано с необходимостью решения объективно возникающих задач по государственной поддержке отдельных отраслей и финансированию инфраструктуры, которые не могут быть решены иными средствами, кроме как за счет централизованных в рамках бюджета финансовых ресурсов. Косвенные налоги – это налоги на потребление, включаемые в цену продукции (товаров, работ, услуг) и занимающие значительный удельный вес в налоговой системе Республики Беларусь. В нынешних условиях усилен крен в сторону косвенных налогов, прежде всего, за счет удержания высоких ставок налога на добавленную стоимость, по­вышения акцизов, взимания налога с продаж, оборотных платежей с выручки. Они представлены НДС, акцизами, таможенными и другими платежами.

Необходимо отметить, что в течение ряда лет в республике взимались два отдельных налога: республиканский единый платеж и местные целевые сборы, относящиеся к оборотным платежам. Эти налоги уплачивались из выручки от реализации продукции и отличались налоговой базой и ставками. Так, базой для расчета республиканского платежа была сумма выручки за вычетом сумм налога с продаж, НДС и налога с продаж автомобильного топлива, а для местных целевых сборов – та же база только еще за вычетом суммы республиканского единого платежа. Другими отличиями были ставки налогов (соответственно 2% и 2,5%), которые ежегодно имели тенденцию снижения, а с 2006 года были отменены два местных целевых сбора. В перспективе планируется отмена оборотных платежей с выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг).

Также необходимо отметить налог с продаж, плательщиками которого являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю товарами через торговые и иные объекты в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Объектом налогообложения являются операции по реализации в розничной торговой сети товаров (за исключением социально значимых товаров по определенному перечню). Налоговая база определяется как выручка от реализации плательщиками товаров исходя из розничных цен без включения в них налога с продаж. Не подлежит налогообложению выручка от реализации товаров, облагаемая налогом на услуги. Налоговая ставка налога с продаж на товары, ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь и выпущенные в свободное обращение в Республике Беларусь, устанавливается в размере 5% налоговой базы. Сумма налога с продаж устанавливается как надбавка к цене реализуемых товаров с учетом налога на добавленную стоимость и исключается из выручки при исчислении налогов, сборов и иных платежей, уплачиваемых в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды.

К смешанным платежам в бюджет относят налоги и сборы, имеющие признаки как прямых (прямой объект налогообложения – например, земля), так и косвенных (включаются в себестоимость). Речь идет о платежах в бюджет, относимых на себестоимость продукции (товаров, работ, услуг) – ресурсные и социальные платежи.

Среди прямых налогов, которые взимаются непосредственно с доходов плательщиков в Республике Беларусь, имеют место налоги на доходы (прибыль), налог на недвижимость и другие платежи в бюджет. К налогам на доходы (прибыль) относятся налог на прибыль предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц. К другим прямым платежам в бюджет, относят налоги и сборы, уплачиваемые в соответствии с действующим законодательством, за счет чистой прибыли.

К обязательным платежам, уплачиваемым за счет других источников, относятся местные налоги и сборы, уплачиваемые за счет прибыли,остающейся в распоряжении предприятий (организаций).

Местные налоги и сборы вправе вводить на территории соответствующих административно-территориальных единиц областные, Минский городской Советы депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня.

Перечень местных налогов и сборов, которые вправе вводить местные Советы депутатов, ежегодно устанавливается законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год. В настоящее время это:

· налог с продаж товаров в розничной торговле (налоговые ставки устанавливаются в размере, не превышающем 5 процентов налоговой базы);

· налог на услуги (размер налоговых ставок не может превышать 5 процентов налоговой базы);

· целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района) (налоговые ставки не могут превышать 3 процентов прибыли (дохода), остающихся в распоряжении плательщика после уплаты налога на прибыль (для индивидуальных предпринимателей – подоходного налога);

· сборы с пользователей (налоговые ставки устанавливаются в зависимости от объекта налогообложения);

· сбор с заготовителей (налоговые ставки не могут превышать 5 процентов стоимости заготовленной продукции (грибы, ягоды и т. п.);

· курортный сбор (налоговые ставки не могут превышать 3 процентов стоимости курортной путевки).

При введении местных налогов и сборов местные Советы депутатов в соответствии с законодательством Республики Беларусь и законом о республиканском бюджете определяют плательщиков, объекты налогообложения, налоговые ставки, налоговый период, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты местных налогов и сборов, а также сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) по местным налогам и сборам, при введении сборов с пользователей определяют налоговую базу.

Местные Советы депутатов в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь могут устанавливать налоговые льготы по местным налогам и сборам.

Неналоговые доходы в общем смысле – имеют различную природу, но в основном они возникают как плата за оказанные государством услуги. Неналоговые доходы являются платежами, которые классифицируются по характеру их поступления в бюджет и включают в себя возмездные операции от прямого предоставления государством разных видов услуг и продажи товаров, доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности, поступления от некоммерческих и сопутствующих продаж товаров, чистая прибыль или проценты, получаемые от Национального банка и органов денежно-кредитного регулирования в виде эмиссионного дохода. Также к ним относят некоторые безвозмездные платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства, конфискации и все добровольные невозвратные текущие поступления из негосударственных источников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: