Общие и специфические закономерности нормального и отклоняющегося развития

Как уже упоминалось, специальная психология изучаем протекает процесс психического развития в неблагопрм ных условиях, пытаясь соотнести параметры после/ с характеристиками генеза психики. Само влияние на гоприятных условий оценивается через то, как ведут j законы развития, в какой степени они остаются неиз| ными, а в какой меняются.

Специальная психология, изучая протекание процесса! хического развития в особых условиях, выделяет, как! отмечалось, три группы закономерностей. Прежде всего! общие закономерности, характеризующие как нормаль! так и нарушенное развитие, определяющие их главные] ты. Кроме того, выделяются так называемые модальш специфические закономерности, или особенности, ти| ные для всех или нескольких видов нарушенного ра И, наконец, выделяются модально специфические зам мерности, т. е. особенности развития, характерные то! для какого-то одного вида дизонтогенеза. Последний Г закономерностей изучается в рамках отдельных отра| специальной психологии.

Характеризуя общие, или главные закономерности пс| ческого развития, следует подчеркнуть, что развитие f но, прежде всего, с позитивными качественными из ниями, появление которых знаменует очередную фаз)!


1 1 вдию этого процесса. Процесс развития необратим и не прерывен. Кроме того, общим законом развития являете: механизм иерархизации — соподчинения. Более молодые ] более совершенные функции включают в свой состав, под чиняют себе более «старые», тем самым, создавая услови: для взаимного развития.

Еще одной важной стороной развития является его нерав момерность, или гетерохронность. В этом отношении зако ном нормального развития следует считать сочетания не pain юмерности со своевременностью формирования тех ил иных структур. В психологии разновременность формиро иапия разных сторон психики называется сензитивным периодами.

Кроме всего сказанного, необходимо упомянуть, что пси хика не только представляет собой внутренний регулято внешней предметной деятельности, но и сама может развр ваться только в условии этой деятельности. При этом все |да указывается, что развитие психики осуществляется недущем для данного возраста виде деятельности.

Процесс психического развития можно рассматривать кг направленный и спонтанный. Первый представляет собс процесс изменений в психике ребенка под влиянием об} чения и называется функциональным генезом. Спонтанш развитие — это изменение в процессе самонаучения путе подражания.

Резюмируя сказанное, мы можем дать самое общее опр< деление психического развития как процесса поступател ных, непрерывных, необратимых качественных изменеш и отражении внешнего и внутреннего мира (в параметр, его полноты, точности, глубины, взаимосвязанности, ц лостности и т. п.), обеспечивающих все более эффекти ную саморегуляцию внешней предметной и внутренш психической деятельности, а также повышающих их р |ультативность в плане усвоения социально-историческ ГО опыта.



 

ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Помимо общих, существуют и специфические законок ности, представляющие собой не какой-то особый закономерностей, а лишь особую форму существовав проявления главных законов развития, их специфичес^ ответную реакцию на неблагоприятные условия.

Модально неспецифические закономерности изучены | далеко недостаточно. К их числу можно отнести свойстш ное для всех форм дизонтогенеза замедление скорости г| ема и переработки поступающей информации, характер! не только для нарушенных анализаторных систем, что в^ не естественно, но и для сохранных. Практически для групп детей с отклонениями в развитии типично, хотя! разной степени и по разным причинам, снижение ур<Щ познавательной активности, что дополнительно заме; развитие познавательных процессов. Многие ученые 01 чают бедность запаса представлений и знаний об окр> щей действительности. Сказанное отнюдь не означает! при разных формах дизонтогенеза страдает адекватнк отражения окружающего мира. Изменяется лишь стег! полноты и точности отражения. Помимо этого, для раз! групп детей с отклонениями в развитии вполне характе! разнообразные формы речевых нарушений и затруднен] формировании процесса речевого опосредования, что Г зывается на темпах формирования высших психичес| функций. В связи с этим вполне естественно то, что для Г групп дизонтогенеза характерны трудности в сфере o6j ния в разной степени и по разным причинам.

Общее моторное и психомоторное развитие оказыва^ нарушенным при разных формах дизонтогенеза. В ис| дованиях последних лет показано, что в основе отставя в развитии моторной сферы могут лежать не только перя ные нарушения двигательного анализатора, но и недоел ки формирования и оперирования пространственна представлениями. Моторные нарушения сказываются темпах развития навыков и умений, а также на формир^ нии разных форм деятельности — игровой, учебной, довой и др.


I [.' мл 9. ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ____________

Кроме того, как отмечается разными исследователями, дл; многих групп детей с отклонениями в развитии характеры; определенная диспропорция между образной и вербальное сферами психики.

Наконец, весьма распространенным явлением в случая: нарушенного развития могут быть разнообразные деформа ции социальной ситуации развития, проявляющейся в не правильных стилях воспитания. Нельзя не отметить, что подавляющем большинстве случаев для детей с нарушени ями в развитии характерно проявление различных депри вационных симптомов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: