8. Луноход
Ведущий встает на четвереньки, ползет и говорится — луноход пи-пи-один». Кто-то смеется, тогда ведущий говорит ему:«Ты — луноход пи-пи-два». Тот должен тоже встать на четвереньки и ползти за ним, далее — следующий, кто засмеется. После окончания игры проводится обсуждение: подростки рассказывают о том, как им удавалось сдерживать себя.
9. Мысли — чувства — поведение
— Как возникают чувства? Происходит какое-то событие, мы думаем о нем (мысли), приходят чувства, затем мы как-то реагируем на произошедшее (поведение, действия). Скажите, что из перечисленного зависит от нас? Вот, например, пошел дождь. Это событие, мы не выбираем его. Какие чувства вызвал у вас дождь? У кого-то радость, у кого-то грусть, а у кого-то досаду и раздражение. Событие не влечет за собой точно определенные, одинаковые чувства, все чувствуют по-разному. Учитель не спросил вас на уроке. Один счастлив: он не знал задания; другому обидно: он хорошо подготовился; третий завидует: Машу вот спросили...; а четвертый злится: учитель специально не спросил меня. Значит, не конкретное событие вызывает чувства, а отношение к этому событию, наши мысли. Итак,
Событие — мысли о нем — чувства — наше поведение.
— Не всегда мы отличаем одно от другого, поэтому сейчас давайте потренируемся. Я буду читать фразы, кидать мячик кому-то из вас, а вы будете говорить, о чем идет речь в произнесенной фразе — о мыслях, чувствах или поведении?
1. Ты мечтаешь о летних каникулах.
2. Ты быстро мчишься вниз с горы на велосипеде.
3. Ты огорчаешься оттого, что отец пообещал, но забыл взять тебя к себе в гости.
4. Ты приходишь в ярость оттого, что вместо ожидаемой четверки получил двойку.
5. Ты пытаешься решить, пойти в кино или поиграть с друзьями.
6. Ты плачешь оттого, что друг поссорился с тобой.