К семинарскому занятию по разделу «Гигиена детей и подростков»

1. Гигиена детей и подростков. Определение. Задачи. Методы.

2. Принципы нормирования в гигиене детей и подростков.

3. Основные направления (разделов) «Гигиены детей и подростков».

4. Характеристика методов исследований в «Гигиене детей и подростков». Методики и связь с другими дисциплинами.

5. Основные закономерности роста и развития детей и подростков.

6. Неравномерность темпа роста развития детей и подростков. Возрастные периоды.

7. Хронологический и биологический возраст. Замедленный и ускоренный типы индивидуального развития.

8. Не одновременность роста и развития отдельных органов и систем.

9. Половые различия, биологическая надёжность функциональных систем и организма, роль наследственности и среды, как закономерность роста и развития детей и подростков.

10. Акселерация роста и развития организма, её проявления.

11. Причины акселерации.

12. Акселерация как проявление секулярного трендера, её гигиеническое значение.

13. Понятия: ретардация, децелерация. Проявления.

14. Возрастные анатомо-физиологические особенности различных систем и органов в предшкольном периоде (до 3 лет). Возможные заболевания, их профилактика.

15. Возрастные анатомо-физиологические особенности систем и органов в дошкольном периоде (3-7лет). Возможные заболевания, их профилактика.

16. Возрастные анатомо-физиологические особенности систем и органов в младшем школьном возрасте (7-10лет). Возможные заболевания, их профилактика.

17. Возрастные анатомо-физиологические особенности систем и органов в среднем (11-14лет) и старшем школьном возрасте (15-17лет). Возможные заболевания, их профилактика.

18. Нарушение и заболевания в связи анатомо-физиологическими особенностями при воздействии неблагоприятных факторов (нарушение осанки, юношеская гипертония, миопия и др.). Меры профилактики.

19. Физическое развитие детей и подростков (определение). Необходимые признаки для оценки.

20. Методика антропометрических измерений.

21. Соматоскопические признаки для оценки физического развития, их характеристика.

22. Физиометрические признаки. Их характеристика.

23. Методы оценки физического развития.

24. Современное состояние физического развития детей и подростков.

25. Комплексная оценка физического развития.

26. Здоровье детей и подростков. Определяющие признаки здоровья. Классификация.

27. Гигиенические основы физического воспитания. Профилактика гиподинамии.

28. Основные принципы физического воспитания. Средства и формы.

29. Медицинские осмотры – основа назначения и дозировки физических упражнений. Группы физического воспитания.

30. Временные и постоянные ограничения и противопоказания к занятиям физической культурой. Профилактика травм и перетренированности.

31. Закаливание детей и подростков. Средства. Принципы. Методики.

32. Виды деятельности и детей и подростков. Нормирование. Утомление. Усталость. Физиологические методики определения работоспособности учащихся.

33. Переутомление, его профилактика. Сон, его физиологическая сущность.

34. Физиолого-гигиенические основы режима дня. Динамический стереотип.

35. Бюджет времени. Характеристика его компонентов.

36. Гигиенические аспекты проблемы «школьной зрелости».

37. Гигиенические рекомендации к организации учебного процесса в дошкольных, школьных учреждениях.

38. Профессиональная ориентация подростков. Медико-биологическое направление. Его аспекты. Задачи.

39. Сущность и принципы врачебно-профессиональной консультации. Группы профессий по условиям труда. Противопоказания.

40. Организация политехнического обучения детей и подростков.

41. Гигиенические требования к размещению, планировке, оборудованию и содержанию детских школьных учреждений.

42. Гигиенические требования к размещению, планировке, оборудованию и содержанию детских дошкольных учреждений. Принципы групповой и индивидуальной изоляции.

43. Гигиенические требования к мебели и оборудованию детских учреждений. Подбор и размещение.

44. Требования к учебным пособиям и техническим средствам обучения, к детским игрушкам.

45. Роль медицинских работников детских учреждений в организации оздоровительной работы среди детей и подростков. Формы и методы работы.

Литература:

1. Программа по гигиене с основами экологии человека и гигиеной детей и подростков (для студентов педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений).- М.: Всероссийский учебно-научно-методический Центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию. – 1999. – 32с.

2. Гигиена /Под ред. акад. РАМН Г.И.Румянцева. – М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2000.-608с.

3. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека, под редакцией Ю.П.Пивоварова. – 2-е изд., М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999.-423с.

4. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: Учебник. – М.: Медицина, 2001. – 384с.

5. Материалы для подготовки к квалификационному экзамену по медико-профилактическим специальностям. О40303 “Общая гигиена” / под ред. В.Г.Маймулова. – СПб.: СПб.ГМА, 2000.-268с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: