Перспективные подходы в психотерапии и психологической коррекции расстройств поведения у подростков

Одним из приоритетных и эффективных когнитивно-по­веденческих приемов коррекции агрессивного девиантного поведения, часто приводящего к правонарушениям, считает­ся тренинг социальных умений. К нему прибегают в случае добровольного желания клиента избавиться от агрессивных паттернов поведения, обучиться сдержанности. По данным Р. Бэрон и Д. Ричардсон (1999), тренинг социальных уме­ний при агрессивном поведении заключается в следующих процедурах:

1) моделирование, предполагающее демонстрацию ли­цам, не имеющим базовых социальных умений, при­меров адекватного поведения;

2) ролевые игры, предлагающие представить себя в си­туации, когда требуется реализация базовых умений, что дает возможность на практике проверить модели поведения, которым испытуемые обучились в процес­се моделирования;

3) установление обратной связи — поощрения позитив­ного поведения («позитивное подкрепление»);

4) перенесение навыков из учебной ситуации в реальную жизненную обстановку.

Одним из перспективных подходов в психотерапии и психологической коррекции расстройств поведения у подростков является также «терапия реальностью», раз­работанная в рамках когнитивно-поведенческого направ­ления.

Созданная в 1960-е годы У. Глассером (р. в 1926 г.) тера­пия реальностью изначально предназначалась для психо-коррекционной работы с молодыми правонарушителями. Основное назначение концепции — обучение подростка ответственному и реалистичному поведению в контексте ре­альности.

Основные положения концепции. Терапия реальностью У. Глассера (Glaser, Zunin, 1976) исходит из того, что пове­дение человека обусловлено его собственными решениями, а также учитывает некоторые позиции психодинамического подхода, поскольку автор концепции начинал как психоана­литик. У. Глассер полагает, что человек — самодетермини­рующееся существо, обладающее основными психологиче­скими потребностями: принадлежности, достоинства, свободы. Человек — безусловно, субъект собственной жиз­ни, субъект мира, который он создает для самого себя.

Отсюда — первое положение концепции: личность сама выбирает свою позицию — жертвы или деятеля.

Второе положение: личность сама выбирает желаемый мир и желаемое поведение, осуществляя постоянный кон­троль над ними.

Третье положение: успешность персонализации и пози­тивная личностная направленность — условие личностного здоровья.

Другие положения подчеркивают акцент на личной от­ветственности, снижение значимости прошлого и выражен­ности реакции переноса (трансфера) в психологическом консультировании и психотерапии (психолог/психотера­певт не должен играть роль отца или матери в работе с под­ростками).

Цели психологической помощи. Главное — помочь кли­енту стать рассудительным и эмоционально устойчивым. Частные цели — достижение личностной независимости, по­вышение уровня самосознания и разработка плана личност­ного совершенствования.

Позиция психотерапевта/психолога. Определяется как близкая к позиции учителя; требуются также вполне опре­деленные профессиональные качества: сенситивность, эмпа-тичность, способность быть требовательным и служить мо­делью поведения.

Позиция клиента. Терапия реальностью исходит из того, что изначально поведение клиента, как правило, неадекват­но, нереалистично и безответственно. Но именно поведение становится предметом внимания, анализа и коррекции. При этом как бы реализуется допущение, что в действительности клиент желает добиться удовлетворения основных потреб­ностей, но использует неадекватные способы. Поэтому важ­ным моментом выступает обеспечение принятия клиентом ответственности за свое поведение (вопросы типа: «Что ты делаешь, чтобы вызвать у себя волнение?»). Ожидается так­же, что клиент возьмет на себя определенные обязательства в совместной работе с психотерапевтом (психологом).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: