Одним из приоритетных и эффективных когнитивно-поведенческих приемов коррекции агрессивного девиантного поведения, часто приводящего к правонарушениям, считается тренинг социальных умений. К нему прибегают в случае добровольного желания клиента избавиться от агрессивных паттернов поведения, обучиться сдержанности. По данным Р. Бэрон и Д. Ричардсон (1999), тренинг социальных умений при агрессивном поведении заключается в следующих процедурах:
1) моделирование, предполагающее демонстрацию лицам, не имеющим базовых социальных умений, примеров адекватного поведения;
2) ролевые игры, предлагающие представить себя в ситуации, когда требуется реализация базовых умений, что дает возможность на практике проверить модели поведения, которым испытуемые обучились в процессе моделирования;
3) установление обратной связи — поощрения позитивного поведения («позитивное подкрепление»);
4) перенесение навыков из учебной ситуации в реальную жизненную обстановку.
Одним из перспективных подходов в психотерапии и психологической коррекции расстройств поведения у подростков является также «терапия реальностью», разработанная в рамках когнитивно-поведенческого направления.
|
|
Созданная в 1960-е годы У. Глассером (р. в 1926 г.) терапия реальностью изначально предназначалась для психо-коррекционной работы с молодыми правонарушителями. Основное назначение концепции — обучение подростка ответственному и реалистичному поведению в контексте реальности.
Основные положения концепции. Терапия реальностью У. Глассера (Glaser, Zunin, 1976) исходит из того, что поведение человека обусловлено его собственными решениями, а также учитывает некоторые позиции психодинамического подхода, поскольку автор концепции начинал как психоаналитик. У. Глассер полагает, что человек — самодетерминирующееся существо, обладающее основными психологическими потребностями: принадлежности, достоинства, свободы. Человек — безусловно, субъект собственной жизни, субъект мира, который он создает для самого себя.
Отсюда — первое положение концепции: личность сама выбирает свою позицию — жертвы или деятеля.
Второе положение: личность сама выбирает желаемый мир и желаемое поведение, осуществляя постоянный контроль над ними.
Третье положение: успешность персонализации и позитивная личностная направленность — условие личностного здоровья.
Другие положения подчеркивают акцент на личной ответственности, снижение значимости прошлого и выраженности реакции переноса (трансфера) в психологическом консультировании и психотерапии (психолог/психотерапевт не должен играть роль отца или матери в работе с подростками).
|
|
Цели психологической помощи. Главное — помочь клиенту стать рассудительным и эмоционально устойчивым. Частные цели — достижение личностной независимости, повышение уровня самосознания и разработка плана личностного совершенствования.
Позиция психотерапевта/психолога. Определяется как близкая к позиции учителя; требуются также вполне определенные профессиональные качества: сенситивность, эмпа-тичность, способность быть требовательным и служить моделью поведения.
Позиция клиента. Терапия реальностью исходит из того, что изначально поведение клиента, как правило, неадекватно, нереалистично и безответственно. Но именно поведение становится предметом внимания, анализа и коррекции. При этом как бы реализуется допущение, что в действительности клиент желает добиться удовлетворения основных потребностей, но использует неадекватные способы. Поэтому важным моментом выступает обеспечение принятия клиентом ответственности за свое поведение (вопросы типа: «Что ты делаешь, чтобы вызвать у себя волнение?»). Ожидается также, что клиент возьмет на себя определенные обязательства в совместной работе с психотерапевтом (психологом).