Техники психологического консультирования в рамках терапии реальностью

Представители терапии реальностью используют в каче­стве основного инструмента последовательную реализацию семи этапов (шагов) совместной с клиентом-подростком ра­боты, которые в совокупности обеспечивают достижение психолого-педагогических целей.

1. Установить отношения с клиентом. Это означает уметь выслушать и проявить эмпатию и искреннюю заботу.

2. Отойти от проблем прошлого и основное внимание уделить поведению клиента в текущий момент.

3. Поощрять клиента к оцениванию его поведения. Важ­ный момент здесь — помочь выяснить, помогает или мешает клиенту то, что он делает.

4. Помочь в поиске альтернативных способов действий и выработке плана. План должен быть прост, ясен, конкретен (что, когда, где, как).

5. Взять обязательство о выполнении плана. (Конечно, план должен быть реалистичным, т. е. выполнимым.)

6. «Отказ в принятии извинений» (т. е. психотера­певт/психолог поощряет клиента не искать оправдания сво­его поведения, а предпринимать конкретные усилия для ре­шения проблемы).

7. Быть жестким при необходимости, но избегать исполь­зования наказаний. И, главное, ни в коем случае не отказы­ваться от клиента, от работы с ним.

Предполагается, что эти семь этапов являются способом реализации основных целей психотерапии: развития ответ­ственности, самоконтроля и позитивного поведения.

Концепция предназначена преимущественно для работы с трудными подростками. Она применяется также в работе с заключенными. Однако в последнее время концепция те­рапии реальностью находит все более широкое использова­ние в первую очередь там, где требуется краткосрочное, но эффективное психотерапевтическое вмешательство. При этом сфера его приложения весьма широка: от суицидологи­ческих центров и военных госпиталей до школ, систем се­мейного консультирования, подготовки менеджеров и раз­личных центров психологической помощи.

Обращает на себя внимание явно выраженный эклек­тический характер концепции, в которой сочетаются эк­зистенциалистские понятия и принципы (ответствен­ность, достоинство), психодинамические (потребность в любви), когнитивистские идеи о структуре и способах субъективного конструирования представлений о мире, а также бихевиоральные средства обусловливания пове­дения.

Большая роль отводится личной оценке клиентом собст­венного поведения, которая, в сущности, есть не что иное, как интериоризация внешней социально-приемлемой нор­мы. Таким образом, данная концепция наиболее применима для систем образования, социальной защиты и даже пени­тенциарных учреждений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: