Представители терапии реальностью используют в качестве основного инструмента последовательную реализацию семи этапов (шагов) совместной с клиентом-подростком работы, которые в совокупности обеспечивают достижение психолого-педагогических целей.
1. Установить отношения с клиентом. Это означает уметь выслушать и проявить эмпатию и искреннюю заботу.
2. Отойти от проблем прошлого и основное внимание уделить поведению клиента в текущий момент.
3. Поощрять клиента к оцениванию его поведения. Важный момент здесь — помочь выяснить, помогает или мешает клиенту то, что он делает.
4. Помочь в поиске альтернативных способов действий и выработке плана. План должен быть прост, ясен, конкретен (что, когда, где, как).
5. Взять обязательство о выполнении плана. (Конечно, план должен быть реалистичным, т. е. выполнимым.)
6. «Отказ в принятии извинений» (т. е. психотерапевт/психолог поощряет клиента не искать оправдания своего поведения, а предпринимать конкретные усилия для решения проблемы).
7. Быть жестким при необходимости, но избегать использования наказаний. И, главное, ни в коем случае не отказываться от клиента, от работы с ним.
Предполагается, что эти семь этапов являются способом реализации основных целей психотерапии: развития ответственности, самоконтроля и позитивного поведения.
Концепция предназначена преимущественно для работы с трудными подростками. Она применяется также в работе с заключенными. Однако в последнее время концепция терапии реальностью находит все более широкое использование в первую очередь там, где требуется краткосрочное, но эффективное психотерапевтическое вмешательство. При этом сфера его приложения весьма широка: от суицидологических центров и военных госпиталей до школ, систем семейного консультирования, подготовки менеджеров и различных центров психологической помощи.
Обращает на себя внимание явно выраженный эклектический характер концепции, в которой сочетаются экзистенциалистские понятия и принципы (ответственность, достоинство), психодинамические (потребность в любви), когнитивистские идеи о структуре и способах субъективного конструирования представлений о мире, а также бихевиоральные средства обусловливания поведения.
Большая роль отводится личной оценке клиентом собственного поведения, которая, в сущности, есть не что иное, как интериоризация внешней социально-приемлемой нормы. Таким образом, данная концепция наиболее применима для систем образования, социальной защиты и даже пенитенциарных учреждений.