Программа курса

Введение. Цель и задачи курса. Б.И. Пуришев как создатель современного курса зарубежной литературы средних веков и эпохи Возрождения. Определение понятий «средние века», «эпоха Возрождения», их происхождение и трансформация.

Общая характеристика средневековой эпохи. Средневековая литература Европы – первая ступень развития европейской литературы.

Переход от античности к средневековью. Традиционное представление о гибели античной культуры под натиском варваров. Внутренний кризис античной культуры: мифологии, философии, социальных отношений; кризис античной литературы: эскейпизм и утрата общественно значимого содержания.

Литература раннего христианства. Новый Завет как источник этой литературы. Патристика. Восточные и западные отцы церкви. Жизнь и труды Августина Блаженного.

Судьба античного наследия в средние века. Латынь как связующая нить между античностью и средневековьем. Три линии развития литературы на латинском языке: светская поэзия и «Каролингское Возрождение», клерикальная литература, поэзия вагантов.

Фольклор и литература. В.Я. Пропп и М.М.Бахтин об их отличии. Литература раннего Средневековья. Героический эпос, его характерные черты. Ирландский эпос (уладский цикл: отражение в нем эпохи его возникновения, воплощение в образе Кухулина идеала ирландцев), исландский эпос («Старшая Эдда» и эпический материал «Младшей Эдды» Снорри Стурлусона. Мифологические дохристианские представления северных европейских народов), английская поэма «Беовульф», ее германское происхождение, поэтика памятника.

Литература зрелого Средневековья. Проблема соотношения фольклорного и литературного начал, проблема авторства памятников.

Героический эпос: французский («Песнь о Роланде»: споры о происхождении и природе памятника, фольклорная трансформация исторического события в поэме, особенности художественного мира), испанский («Песнь о моем Сиде»: идея Реконкисты, образ Сида и его отражение в европейском искусстве), немецкий («Песнь о Нибелунгах», его поэтика).

Куртуазная литература: лирика: поэзия трубадуров, образ Прекрасной Дамы, приоритет темы любви, жанры поэзии трубадуров; поэзия труверов и миннезингеров; роман: отличие от средневекового эпоса, понятие «авантюра», новая мотивация рыцарских подвигов, циклы средневековых романов.

Городская литература, система жанров, своеобразие содержания. Средневековая драматургия, жанровая система: литургическая драма, мистерия, миракль, моралите, фарс.

Литература Предвозрождения.

Италия: жизнь и творчество Данте Алигьери; Данте – последний поэт Средневековья и первый поэт эпохи Возрождения. Биография Данте Алигьери. «Новая жизнь» как первая европейская художественная автобиография и как комментированный поэтический цикл. Трактаты Данте «Об итальянском языке», «О монархии», «Пир». Отражение в их содержании и форме черт Предвозрождения. «Божественная комедия» как синтез средневекового мировоззрения и как предвестие Возрождения. Замысел поэмы, проблема жанра, роль мистических чисел в композиции поэмы и ее строфике. Четыре смысла «Божественной комедии».

Предвозрождение в Англии: жизнь и творчество Дж.Чосера; Предвозрождение во Франции: творчество Ф.Вийона.

Общая характеристика эпохи Возрождения. Отражение в понятии «Возрождение» представления об историческом развитии человечества. Гуманизм – идеология Ренессанса. Обращение к античности, соединение античного антропоцентризма со средневековой идеей равенства. Титаны Возрождения (живопись, архитектура, скульптура, литература)

Раннее Возрождение в Италии и Гуманизм. Ф.Петрарка – первый европейский гуманист. Биография Петрарки. Его поэтическое новаторство в «Книге песен», лирической исповеди поэта, гуманистические занятия Петрарки. Книга диалогов «О презрении к миру», раскрытие в ней душевных метаний Петрарки. Размышления о любви, славе, боге в трактате «О средствах против счастья и несчастья» и аллегорической поэме «Триумфы». Биография Боккаччо. Боккаччо – основоположник психологизма в европейской литературе (повесть «Фьяметта»). Дж.Боккаччо – создатель жанра новеллы. «Декамерон»: гуманистическая концепция мира и человека, оптимизм, комическое и трагическое, мозаическая композиция.

Северное Возрождение. Гуманизм в Германии и Нидерландах. Жизнь и творчество Эразма Роттердамского. Новый латинский перевод Библии, заложивший основы научной критики Библии. Крупнейшие памятники литературы Северного Возрождения: «Корабль дураков» С.Бранта, «Похвала Глупости» Э.Роттердамского, «Письма темных людей» У.Гуттена, К.Рубеана и Г.Буша, связь этих произведений с традициями народной смеховой культуры и гуманистическая сатира в них на современную действительность, церковников, схоластов.

Деятельность Мартина Лютера и начало Реформации. Публицистика Лютера и Томаса Мюнцера.

Народные книги о Тиле Уленшпигеле и докторе Фаусте, последующее развитие образов этих книг в мировой литературе.

Возрождение во Франции. Периодизация французского Возрождения, итальянское влияние на раннем этапе. «Гептамерон» М.Наваррской.

Жизнь и творчество Ф.Рабле. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль», история его создания, связь с народной смеховой культурой. Система образов. Композиция, гротеск в романе. Реабилитация плоти, свободное отношение к святыням. Раскованная стихия языка. Изложение теории гуманистического образования и воспитания. Отличие первых двух книг романа от последних трех. М.М.Бахтин о романе.

Поэзия «Плеяды». Творчество П.Ронсара. Разработка жанров оды, гимна, французского сонета, введение «ронсаровой строфы» (aabccb).

Мишель Монтень. «Опыты» как синтез идей эпохи Возрождения. Особенности жанра эссе. Характер образности, композиционная свобода, афористичность Монтеня.

Исторические судьбы Испании и Португалии в 15-17 вв. Завершение Реконкисты. Объединение Испании. Господство Испании и Португалии на море. Завоевание Америки. Возрождение в Испании и Португалии. Литература 15 в. (Сантильяна, Манрикеи др.) Литература 16 в. (Жиль Висенте, Лопе де Руэда, Луис Камоэнс, Матео Алеман).

Сервантес. Жизненный и творческий путь. Общая характеристика творчества, роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». История создания, автор и герой, образы Санчо Пансы и Дульсинеи Тобосской, второй том романа, история его появления. Статья И.С.Тургенева «Гамлет и Дон Кихот». Значение романа Сервантеса для дальнейшего развития жанра романа в мировой литературе.

Возрождение в Англии. Ранний этап: Т.Мор «Утопия». Защита в книге социальной справедливости, изображение идеального общественного устройства. Развитие традиций Платона. «Утопия» Мора как источник жанра утопии в новой европейской литературе. Продолжение утопической традиции в романе Ф.Бэкона «Новая Атлантида».

Высокое Возрождение в Англии: расцвет поэзии, создание кружка поэтов «Ареопаг» (Ф.Сидни, Э.Спенсер; английский ренессансный роман и ренессансная драматургия.

У.Шекспир. Биография. Художественный мир Шекспира. Шекспир – поэт (поэмы, сонеты). Жанры шекспировской драматургии. Комедии Шекспира, их художественные особенности. «Великие трагедии» Шекспира: «Гамлет» - источники сюжета, характер конфликта, образ Гамлета, его трактовка у Гете, Белинского, Тургенева, Выготского, Пинского; «Отелло» - источники сюжета, характер конфликта, образ Отелло, тема ревности; «Король Лир» - эксперимент короля Лира, его мотивы, образы дочерей Лира, параллельная сюжетная линия – Глостер и его сыновья; «Макбет» - трансформация титанической личности в образе Макбета, образ леди Макбет, роль фантастического начала. Шекспироведение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: