Программа курса «История зарубежной литературы XVII- XVIII вв.» (3 семестр)

Введение. Общая характеристика западноевропейской литературы XVII века. Основные направления: барокко (концепция мира и человека в искусстве барокко, национальные разновидности барокко) и классицизм (концепция мира и человека в классицизме, нормативность эстетики, гражданственность), система жанров. Судьба ренессансного реализма в новых исторических условиях. Проблема термина.

XVII век – «золотой век» искусства Испании. Ренессансный реализм в испанской литературе. Лопе де Вега: эстетические взгляды писателя, типы комедий. Школа Лопе де Веги. Тирсо де Молина, драма «Севильский озорник, или Каменный гость» - появление образа Дон Хуана как мирового художественного персонажа. Творчество Кальдерона – вершина литературы барокко. Связь Кальдерона с традицией Лопе де Вега. Религиозная идея и ее воплощение в драме «Поклонение кресту». Концепция жизни и человека в религиозно-философской драме «Жизнь есть сон». Поэзия барокко: Луис Гонгора и гонгоризм. Судьба плутовского романа в испанской литературе. Консептизм как испанская форма литературы барокко (Кеведо, Грасиан).

Французская литература XVII века. Черты барокко в прециозной литературе (Д`Юрфе, М.де Скюдери, Вуатюр). Проблемы «бытового реализма» и деятельность либертенов (Сирано де Бержерак, Сорель, Скаррон, Фюретьер). Развитие принципов классицизма от Малерба до Буало. Творчество П.Корнеля («Сид», «Гораций»), Ж.Расина («Андромаха», «Федра»). Жан-Батист Мольер – великий реформатор комедии: биография Мольера; периодизация творчества; раннее творчество писателя, усвоение опыта народного французского театра и итальянского театра масок; первые попытки преобразования комедии и споры вокруг мольеровской комедии «Школа жен»; расцвет творчества Мольера, разоблачение антинародного засилья церкви в «Тартюфе», развращенного дворянства в «Дон Жуане», критика невежества буржуа в «Мещанине во дворянстве»; «Мизантроп» как образец классицистической «высокой комедии Басни Лафонтена. Афоризмы Ларошфуко. «Спор древних и новых». Сказки Ш.Перро и их место в литературе XVII века.

Английская литература XVII века. Литературная борьба в предреволюционные годы. Черты барокко в творчестве Джона Донна. Метафизическая школа и «поэзия кавалеров». Революция в Англии и творчество Д.Мильтона. Поэма «Потерянный рай». Особенности художественного метода Мильтона. Образ Сатаны и его роль в раскрытии идеи поэмы. Английская литература конца XVII века (Бэньян, Бетлер, Драйден, Конгрив) и переход к литературе эпохи Просвещения.

XVIII век в мировом литературном развитии. Судьба аристократической культуры: рококо, его стилевые признаки. Просвещение как ведущая линия развития европейской культуры XVIII века. Культ Разума и Знания. Разум и Чувство. Литературные направления Просвещения: просветительский классицизм, просветительский реализм, сентиментализм. Основные жанры просветительской литературы.

Английская литература XVIII века. Творчество Д.Дефо. Роман «Робинзон Крузо». Место романа в мировой приключенческой литературе. Идейно-художественное своеобразие романа. Творчество Дж.Свифта: «Сказка о бочке» как сатира на религию и духовенство; «Путешествия Гулливера» как сатирическое, памфлетно-аллегорическое изображение социальной действительности. Роман Свифта и жанр памфлета. Гротеск в романе. Творчество Г.Филдинга, сатирика, драматурга, публициста. Полемика Филдинга с Ричардсоном. «История Тома Джонса, найденыша» - реалистическая картина английской действительности XVIII века. Ричардсон – зачинатель психологического направления в английской литературе XVIII века. Сентиментализм. Поэзия Д.Томсона, Э.Юнга, Т.Грея. Л.Стерн и его роль в подготовке психологического романа XIX века Биография Роберта Бернса. Место поэта в истории английской культуры. Основные темы и проблемы в творчестве поэта. Народность поэзии Р.Бернса.

Своеобразие любовной лирики, пейзажная лирика. Переводы произведений Р.Бернса на русский язык.

Французская литература XVIII века. Историческая миссия французских просветителей. Творчество Вольтера: философские, политические, эстетические взгляды, своеобразие драматургии, поэма «Орлеанская девственница», философские повести, Дидро - организатор и вдохновитель энциклопедистов, идейно-художественное своеобразие произведений «Монахиня», «Племянник Рамо», «Жак-фаталист», Руссо: политические, философские взгляды, педагогические идеи в романе «Эмиль, или О воспитании». «Юлия, или Новая Элоиза» и жанр сентименталистского романа в письмах. «Исповедь» Руссо. Вольтер, Дидро, Руссо и Россия.

Немецкая литература XVIII века. Состояние немецкой культуры до Лессинга. Лессинг – основоположник Просвещения в Германии. Эстетические взгляды и художественное творчество Лессинга. Литература «Бури и натиска»: оценка античности, Шекспира, Руссо. Черты историзма и народности в эстетике Гердера. Ранние драмы Шиллера. Лирика Гете. Роман «Страдания юного Вертера». «Веймарский классицизм»: Гете и Шиллер - содружество и полемика. «Фауст» Гете. История создания, художественное своеобразие, композиция, прологи, путь исканий Фауста. Фауст и трагедия Маргариты. «Фауст» Гете как синтез художественных исканий в XVIII веке. Гете и русская литература.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: