Программа курса «История зарубежной литературы. 19 век. Реализм» (5 семестр)

Введение. Реализм. Временные границы и периодизация развития реализма. Исторические и культурные истоки явления. Развитие науки как основа метода. Связь с романтизмом и реализмом 18 века. Концепция прекрасного, принципы отражения и типизации. Основные представители.

Реализм во Франции 1830-1840-х годов. Время появления. Политическая обстановка. Роль романтических исторических и психологических романов в формировании реалистического искусства Франции. Основные темы и писатели. Роль романа во французском реализме. Стендаль. Философия, этика и эстетика писателя. Политические воззрения. Тема Италии в творчестве Стендаля. «Красное и черное» - смысл названия, связь с реальными событиями, хронотоп, тема Наполеона, принципы создания главных героев. Оноре де Бальзак. Эстетика писателя. Предисловие к «Человеческой комедии», «Этюд о Бейле» как фундамент творчества Бальзака. Объединение романов в циклы, основы циклов. Идейно-тематическое содержание романов «Гобсек», «Отец Горио», «Евгения Гранде», «Шагреневая кожа» и др.; концепция человека у Бальзака; система образов, приемы создания характера, концепция мира у Бальзака, предметный мир в романах. Проспер Мериме. Условия формирования личности. Периодизация творчества. Концепция истории и нравственности в романе «Хроника времен Карла 1Х». Мистификации Мериме. Новеллистика П.Мериме: композиция психологической новеллы, система образов и социальная среда, связь героя со средой, лейтмотивы и символика, изменения в методе от ранней новеллы к поздней (на материале новелл «Маттео Фальконе», «Кармен», «Венера Илльская», «Локис», «Голубая комната», «Двойная ошибка», «Этрусская ваза»).

Английский реализм. Истоки: роль идей Ричардсона, Филдинга, Смоллета, Стерна и др. писателей 18 века. Основные представители и жанры. Роль романа воспитания. Герои английских реалистов. Ч.Диккенс. Истоки личности. Отношение к общественным институтам. Своеобразие метода, проблема юмора и сатиры, периодизация творчества. Романы 1830-1640-х годов: «Посмертные записки Пиквикского клуба». «Оливер Твист», жанр «рождественского рассказа». Проблематика «Американских записок». «Домби и сын» как значительное явление первого периода творчества. Творчество 1850-1860-х годов («Тяжелые времена», «Дэвид Копперфилд», «Холодный дом», «Крошка Доррит»). Причины перехода юмора в сатиру. «Большие ожидания» как соединение жанра романа воспитания с жанром романа социально-психологического. Диккенс в России. У.Теккерей. Политические воззрения. Видение мира живописцем и литератором. Ранние рассказы и романы, «Книга снобов» как этапы формирования метода автора. «Ярмарка тщеславия» - хронотоп, проблематика, жанр, система образов, композиция, своеобразие объективности повествования.

Французская литература середины Х1Х века. Изменение политической ситуации. Демократизация литературы и литературного героя. Новое представление о прекрасном. «Парнасцы»: принципы эстетики Ш.Бодлер. Политические и эстетические воззрения. «Цветы зла» - смысл названия, композиция, тематика циклов, человек и мир, способы создания «интеллектуальной поэзии». Г.Флобер. Философия, этика и эстетика, концепция истории, отношение к политическим событиям. Представление о счастье. «Госпожа Бовари» - смысл названия, хронотоп, проблематика, композиция, новый тип героя, роль подтекста и символики.

Немецкая литература середины Х1Х века. Политическая ситуация в стране. Романтизм как непременная составляющая немецкого реализма. Причины преобладания поэзии и драмы в литературе данного периода. Эстетика Гегеля. Г.Бюхнер: полифония в новелле «Ленц»; конфликты, композиция, дискуссии и их сущность в драме «Смерть Дантона». Творчество Бюхнера и современное искусство. К.Гуцков. «Уриэль Акоста»: конфликт, романтическая напряженность в развитии сюжета и силе воспроизводимых страстей, исторические источники и прототипы. Ф.Геббель. Эстетика и политические воззрения. Ф.Геббель – создатель психологической драмы Х1Х века: «Мария Магдалина», «Юдифь», «Гиг и его кольцо».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: