Метод романтизма. Романтическое мироощущение. Романтизм как литературное направление

Исторические, философские, политические истоки романтизма начала XIX в. Возникновение термина, постепенное наполнение его содержанием. Определение романтизма. Периодизация.

Основные тенденции развития немецкого романтизма. Ранний романтизм и йенский кружок романтиков: Новалис: основные жанры. Философия и эстетика, фрагмент и жанр, «Ученики в Саисе» - взаимосвязь явлений, цель познания. «Генрих фон Офтердинген» (жанр, концепция мира и человека, герой-странник, принцип познания, образ «голубого цветка», символика, романтическая ирония). Ф. Шлегель: концепция искусства, творчества, романтической иронии, гротеска, личности художника, синэстетизм. «Люцинда» как воплощение эстетических и философских идей автора. Л.Тик: идеализация средневековья. «Странствия Франца Штернбальда» как отражение эстетических концепций автора. «Белокурый Экберт» - идея единства мироздания, проблема рока, романтическая ирония, роль фантастики. В.Г. Ваккенродер: иероглифический язык искусства, концепция музыки, двойственность творческой личности и самого искусства. Ф. Гельдерлин: философские, эстетические и этические концепции, связь с Гегелем, искусством 18 века и античностью. Отражение в лирике тем единства природы и человека, любви и творчества. Гейдельбергский кружок романтиков: Г. фон Клейст (тема рока, бессмысленности, непредсказуемости бытия, жестокости как преобладающего свойства человека, гибели прекрасного и благородного, новая концепция любви, конфликты трагедий «Семейство Проффенштейн», «Пентиселея» и новелл «Землетрясение в Чили», «Найденыш». Изображение обыденности в «Разбитом кувшине»), А. фон Арним (вмешательство темных сил в жизнь человека, подавление добра механическими существами, связь «Изабеллы Египетской» с народной сказкой, изменение жанра литературной сказки по сравнению с йенским периодом), К. Брентано (власть тайных сил, относительность добра и зла, чести и бесчестия – «Рассказ о честном Касперле и прекрасной Аннерль», социальный мотив в рассказе), А. фон Шамиссо («Удивительная история Петера Шлемиля» - нравственная идея в романтизме, роль двоемирия и двойничества, трансформация отношения к науке). Поздний романтизм. Э.Т.А. Горфман. Идея универсальной личности, роль музыки и творчества, двоемирие, фантастика, гротеск, романтическая ирония («Кавалер Глюк», «Золотой горшок», «Дон Жуан» и др.). Эволюция мировоззрения и творческого метода.

Английский романтизм. Исторические и культурные условия появления. Периодизация

Творчество У. Блейка - предвосхищение идей и форм английского романтизма. Тираноборчество, воображение, мифология, особое восприятие демонизма. " Озерная школа ": У. Вордсворт: концепция творчества и творческой личности, представления о связи человека и природы, проблема воображения и рассудка, народные типы в лирических балладах; С.Т. Кольридж: первичное и вторичное воображение, «Старый моряк» - новый тип поэмы с преобладающим лирическим началом, своеобразие композиции, контраст, тема преступления и искупления, неосознанные действия человека, тайные силы мира. Ужасное как возвышенное. Живописность. «Кристабель» - мир, подвластный неуправляемым жестоким силам. «Кубла Хан» - живописность, тема дьявола; Р. Саути: развитие тенденций народной баллады в поэмах, христианская проблематика поэм, демоническое как безнравственное; творчество Д. Китса: концепция личности поэта и творчества («Гомер», письма). «Ода греческой вазе» - соотношение искусства и действительности, проблема правды и красоты. «Ода соловью» - романтическое томление, тема смерти, реальное и ирреальное. Творчество П.Б.Шелли: лирика; своеобразие поэтической формы и становление эстетических взглядов; бунтарская поэзия Шелли – «Королева Маб», проблема романтического героя в «Освобожденном Прометее»; социальные идеи в поэзии Шелли, философско-эстетическая основа трагедии «Ченчи». Дж.Г.Байрон: формирование мировоззрения, периодизация творчества, лирика, «байронический герой», его особенности и своеобразие, Байрон в Англии и России. В.Скотт: лирика, связь баллад с народным творчеством; специфика историзма, соединение частной жизни с развитием общеста. История и современность. Концепция личности в романах В.Скотта. Своеобразие композиции. Связь романов Скотта с готтическим романом.

Французский романтизм. Философские и социальные истоки. Периодизация. Ранний французский романтизм: Ф.Р. Шатобриан (психологическая новелла «Рене»), Ж. де Сталь («Коринна» - зависимость темперамента от географических широт, предвосхищение стендалевского изображения эволюции чувств, тема женской эмансипации), Б. Констан («Адольф»). Творчество А. де Ламартина: лирика, особенности образной системы, тема поэта и поэзии; и А. де Виньи: исторический роман «Сен Мар», трагическое мироощущение поэзии – «Смерть волка». Поздний французский романтизм: психологический и социальный роман Ж. Санд, «Исповедь сына века» А. де Мюссе. Творчество В.Гюго. Предисловие к драме «Кромвель» - манифест прогрессивного романтизма. Битва за романтизм на французской сцене («Эрнани»). Романное творчество писателя. Специфика историзма романа В.Гюго. "Собор Парижской Богоматери". Социальная проблематика и романтическое противостояние добра и зла в романе «Отверженные», человек и природа в романе «Труженики моря». Лирика. Экзотизм и политические мотивы. Гюго в России.

Датский романтизм. Национальная литературная традиция – основа романтизма в Дании. Воздействие немецкого и английского романтизма. Становление национальной формы литературной сказки в творчестве Х.К.Андерсена. Философское содержание и фантастика в произведениях. Мировое значение творчества Андерсена.

Славянские литературы. А. Мицкевич - основоположник польского романтизма. Венгерский романтизм. Творчество Ш. Петефи - вершина венгерской поэзии. Тема поэта, революции, человеческих страданий в лирике Петефи. Фольклорные мотивы. Художественное мастерство поэта.

Американский романтизм. Роль романтизма в развитии литературы США, связь с процессом становления американского самосознания. Хронологические границы американского романтизма. Периодизация. В. Ирвинг - представитель раннего этапа американского романтизма, создатель романтической новеллы. Дж. Ф. Купер Вклад писателя в создание американского романа. Г.У. Лонгфелло. Особенности поэтического творчества. Э.По. Особенности мировоззрения, эстетические концепция писателя. Поэтическое новаторство. Новеллистическое искусство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: