Практические задания. 1. Произведите письменный анализ текста в соответствии со схемой

1. Произведите письменный анализ текста в соответствии со схемой.

Схема анализа:

I. Подготовительный этап.

1. Какая цель стояла перед Сашей?

2. Перечислите мотивы: а) побуждающие гимнаста к принятию решения (положительные) и б) противодействующие этому (отрицательные).

3. Имела ли место борьба мотивов в процессе принятия решения, и
если да, то чем она завершилась (до попытки Володи и после нее)?

4. Какое решение и план его выполнения наметил Саша?

II. Исполнительный этап.

5. Назовите; а) трудности личного характера («субъективные») и б)
трудности деятельности («объективные»), которые не сумел преодолеть гимнаст.

6. Укажите приемы (средства), способствующие проявлению волевых усилий использованные гимнастом в процессе преодоления трудностей (во
время настройки на попытку и в момент исполнения сальто).

7. Возникала ли борьба мотивов в момент исполнения сальто?

III. Оценочный этап.

8. Чем характеризовалась личная позиция гимнаста в оценке совершенного действия?

9. В чем выразилась общественная значимость достигнутых результатов в самоотчете гимнаста?

Текст для анализа «Первая самостоятельная попытка».

Гимнасты уже 7 тренировок разучивали соскок «сальто назад прогнувшись» с перекладины в облегченных условиях — с использованием подвесного пояса для страховки. В итоге они овладели правильной техникой упражнения и добились достаточно стабильного приземления. Сегодня тренер предложил выполнить сальто самостоятельно, без пояса. Наступил момент осуществления давней мечты Саши: окончательно овладеть этим красивым элементом. Случись это, тренер похвалил бы его. И ребята, с которыми он учился в институте, были бы приятно удивлены его смелостью. К тому же, чтобы стать перворазрядником, нельзя обойтись без этого элемента.

Но выполнение сальто без пояса для страховки не лишено риска. Стоит опустить руки позже, чем следует, и тебя занесет на перекладину, больно стукнешься голенями о ее упругую сталь и упадешь головой вниз. Хорошо, если попадешь в «объятия» тренера... «Ну и гимнаст!» — подумают. А если руки отпустишь преждевременно, то улетишь дальше матов, не перевернувшись до конца. Тогда прощай тренировки, а может быть, и... перед мысленным взором Саши промелькнуло неуправляемое тело, стремительно летящее и грузно падающее на пол далеко от страхующих. У него перехватило дыхание, учащенно забилось сердце, по спине пробежал холодок, он почувствовал страх.

Первым подошел к снаряду Володя и выполнил сальто без грубых ошибок. Страхующие ловко сопроводили Володю к фазе полета и помогли приземлиться.

— Молодец! — невольно вырвалось у Саши. «Страховка надежная,— подумал он,— упасть не дадут. Я подготовлен не хуже. Почему же я боюсь? Нет, должен сделать. Главное — вовремя отпустить руки».

У Саши возникла целая гамма переживаний: заговорило спортивное самолюбие («я же не слабее»), стало отчетливым желание не отстать («мы еще поборемся»), как-то по-новому осознавался долг перед тренером («нельзя же его подвести»). Слившись в одно целое, эти чувства и мысли оттеснили переживание страха. Нет, оно не исчезло вовсе, но стало слабее, чуть мягче, каким-то обычным...

Саша трезво взвесил свои возможности и пришел к выводу: буду стараться отпустить руки так, как было в лучших попытках с поясом для страховки. Если отпущу руки чуть раньше, согнусь в пояснице: скорость вращения увеличится, и приземление будет точно на ноги. Если же, наоборот, произойдет задержка, посильнее прогнусь в полете и этим постараюсь избежать заноса на перекладину.

Гимнаст взял себя в руки и начал настраиваться на подход. Запретив себе думать о каких-либо неблагоприятных последствиях, воспроизвел в уме все детали упражнения, акцентируя внимание на его ведущих звеньях. Как бы со стороны глядя на самого, себя, он несколько раз подряд совершил подготовительные действия, перешел в свободный полет, перевернулся и приземлился на маты. При этом момент отрыва рук от перекладины фиксировал привычным «on!».

Саша вскочил в упор на перекладину, хорошо вышел в стойку на руках и начал обратное круговое движение. Приближаясь к нижней вертикали, гимнаст слегка согнулся в тазобедренных суставах, потом резко разогнулся, сделав отмах ногами назад, мощным хлестообразным движением послал ноги и все тело вперед-вверх и отпустил руки от перекладины. Он высоко взлетел и начал переворачиваться. Но вдруг по каким-то не видимым со стороны причинам согнул тело в пояснице и ноги в коленях. Вращение не в меру ускорилось. Гимнасту грозил «перекрут» и падение на спину. Неудачное приземление предупредили страхующие.

Что же произошло? Как рассказал Саша, во время выполнения подготовительных движений у него непроизвольно возникли колебания. В голове быстро чередовались слова: «делать — не делать, делать — не делать...» Положение стало критическим. Нечто подобное было с ним как-то раньше. По аналогии с тем случаем он прибегнул к привычному средству: намеренно привлек внимание к выполняемым движениям (заставил себя контролировать каждое действие) и «включил» словесное сопровождение («раз-и-два... on!»). Таким образом он сумел ослабить влияние отрицательных побуждений и вовремя отпустить руки. Но страх, хотя его и удалось приглушить, все-таки сказался.

— В фазе полета, показавшейся мне очень долгой, я смутно огцущал свои движения и момент вращения. Сознание прорезала мысль: «Не перевернет», и я, очевидно, расслабился.

Выслушав замечания тренера, Саша отошел в сторону. Переживания заполнили его сознание. С одной стороны, он испытывал радость одержанной над собой победы. Сказал: надо броситься — и бросился. Ему это удалось с первой попытки, несмотря на то, что чувство страха просочилось наружу в момент исполнения. Тренер сказал, что первая половина сальто получилась на уровне лучших попыток с поясом для страховки. Саше было приятно сознавать, что он оправдал надежды своего наставника и показал на что способен товарищам, с которыми тренировался. Пройдет немного времени, он выучит сальто и будет защищать честь коллектива своего курса на институтских соревнованиях. Он выступит в новом качестве — по первому разряду. Ребята скажут: не зря парень тренировался, добился-таки своего...

С другой стороны, Саша испытывал и огорчение. Он не сумел до конца одолеть страх и сохранить контроль за движениями. Из-за этого не удались фаза полета и приземление. Хорошо, что обеспечили страховку. В противном случае... и мышечное ощущение было не таким, как при выполнении сальто с поясом. Поэтому создалось лишь частичное и весьма схематичное представление о сальто, в нем недоставало многих деталей.

Как бы то ни было, но радость и огорчение, слившись в одно общее переживание, побуждали гимнаста к выполнению новых попыток.

2. К какому виду (волевое, импульсивное, автоматизированное) относятся описанные действия человека. Укажите, по каким признакам вы это определили? [11]

А) Во время Великой Отечественной войны на одном из участков фронта бойцы видели, как наш бомбардировщик совершил вынужденную посадку. Когда к нему подбежали, все члены экипажа лежали без признаков жизни. Окровавленный летчик сидел вцепившись в штурвал. Видно было, что последним движением руки он ударил по выключателю зажигания, чтобы остановить мотор и не вызвать пожара. Через несколько часов в госпитале летчик прошептал: «Задание выполнено…» - и вновь потерял сознание.

Б) В ряде исследований отмечалось, что если зажигание лампочки несколько раз сочетать с электрическим разряжением руки испытуемого, то через некоторое время он начинает отдергивать руку, как только зажигается лампочка, даже при отсутствии электрического разряжения.

В) В книге А.Ф.Федорова «Подпольный обком действует» рассказывается о группе советских людей, направляющихся в партизанский отряд и попавших в город во время бомбежки. Когда один из партизан, серьезный человек, увидел летящий низко самолет, и внезапно выхватил ручную гранату и замахнулся на самолет. Друзьям пришлось схватить товарища за руку.

3.Ниже приводятся описание различных волевых действий.[12] Укажите, какой этап (или этапы) волевого акта имеет место в каждом конкретном случае. Дайте обоснование своих ответов. Укажите, какие господствующие мотивы побуждали к во­левому действию Широслана в описанных случаях.

А). Однажды Гусейн и Широслан сильно поспорили. Широс­лан отказался прыгнуть на дно оврага.

«Ну, давай прыгнем! Вон на тот песок», —настаивал Гусейн. Высота «волчьей ямы» метров пять-шесть. Широслан молча отошел в сторону. «Боишься?» — наступал на него Гусейн. — «А зачем это нужно?» — спокойно возразил ему мальчик. (По Э. Ш. Натанзрн, 1965.)

Б). Ночью в сильную пургу Широслан помогал отцу перегонять отару овец с пастбища к селу. Овцы, учуяв хищников, не­ожиданно понеслись к обрыву. Мальчик не растерялся. Он бросился наперерез, хотя знал, что при столкновении с обезумев­шими от страха животными он мог сорваться в пропасть. Т я случилось. Но он. все, же успел у самого, обрыва «волчьей ямы» ударом посоха повернуть козла-вожака. Навестив Широслана в больнице, Гусейн не выдержал испросил:

-Что же ты тогда не прыгнул?

- А зачем?

- А в этот раз?

- Ну, в этот раз нужно было... (По Э. Ш. Натанзон, 1965.)

4. Укажите какая функция воли (регулирующая, стимулирующая, задерживающая) проявляется в каждой ситуации. Дайте обоснование своих ответов.[13]

А) Человеку страшно хочется пить. Он подходит к водоему, готов зачерпнуть водя и пить ее. Но ему говорят: «В этой воде обнаружен холерный эмбрион». Человек выливает воду и идет дальше.

Б) Во время воздушного боя летчик получил смертельную рану. В какое-то мгновение он понял, что если выпустит из рук штурвал самолета, погибнут все, кто там находится. И вот летчик продолжает управлять самолетом, благополучно сажает его, и тут же бессильно падает на пол кабины. Из самолета его выносят уже мертвым.

В) В очень жаркий день подросток М. работает на пришкольном участке. Ребята позвали его купаться. Хотя М. выглядел очень усталым и изнуренным, он отказался, объяснив, что решил доводить любое дело до конца.

Список литературы

1. Акимова М. К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников. Учет и коррекция. М., 2002

2. Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. М., 1990.

3. Батаршев А. В. Психодиагностика способности к общению, или Как
определить организаторские и коммуникативные качества личности. М, 1999.

4. Батаршев А. В. Психология индивидуальных различий: От темпера­мента к характеру и типологии личности. М., 2000.

5. Бурлачук Л. Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагно­стике. СПб., 1999.

6. Вяткин Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности. М., 1978.

7. Вяткин Б.А. Управление психологическим стрессом в спортивных
соревнованиях. М., 1981.

8. Грановская P.M. Темперамент//Грановская P.M. Элементы практи­ческой психологии. 3-е изд., изм. и доп. СПб., 1997.

9. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991.

10. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб., 2002.

11. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969.

12. Климов Е.А. Основы психологии. Практикум. М., 1999.

13. Купер К. Индивидуальные различия. М., 2000.

14. Левитов Н.Д. Психология характера. М., 1969.

15. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993.

16. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981.

17. Личко А.Е. Пспхопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1977.

18. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. 3-е изд. М., 1964.

19. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. М.-Воронеж, 1996.

20. Небылицын В. Д. Темперамент//Психологическое исследование индивидуальных различий. М., 1976.

21. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М.,
1966.

22. Немое Р. С. Психология: Учебник. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психо­логии. 4-е изд., доп. и перераб. М., 2000.

23. Немое Р. С. Психология: Учебник. В 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика.
Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 3-е изд., доп. и перераб. М., 2000.

24. Норакидзе В. Г. Темперамент личности и фиксированное «Я». Тбили­си, 1970.

25. Обозов Н. Н. Типы личности, темперамент и характер (Метод. посо­бие). СПб., 1998.

26. Особенности обучения и психического развития школьников 13—
17 лет (Педагогическая наука — реформе школы) / Под ред. И.В.Дубро­виной, Б.С. Круглова. М., 1988.

27. Петровский А. В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник. М., 1998.

28. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учеб.
пособие / Л. И. Вансовская, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др.; Под ред.
А.А.Крылова. СПб., 1997.

29. Практическая психология: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп./Под
ред. М. К.Тутушкиной. СПб., 1998.

30. Прохоров А.О., Васильева Т.Н. Связь черт характера и психических состояний педагогов //Вопросы психологии, №3, 2001.

31. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии
и типологии характера / Ред.- сост. Д. Я. Райгородский. Самара, 1997.

32. Психология индивидуальных различий: Тексты/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.Романова. М., 1982.

33. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. посо­бие. В 2 кн. 3-е изд., перераб. и доп. Кн. 1. Система работы психолога с детьми
разного возраста. М., 2000.

34. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. посо­бие. В 2 кн. 3-е изд., перераб. и доп. Кн. 2. Работа психолога со взрослыми.
Коррекционные приемы и упражнения. М., 2000.

35. Русалов В, М. О природе темперамента и его месте в структуре инди­видуальных свойств человека// Вопросы психологии. 1985. №11.

36. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность. М.,1984.

37. Смирнов Б.Н. Психологическая характеристика темперамента//Практические занятия по психологии: Учеб. пособие/Под ред. Д.Я.Бог­данова, И.П.Волкова. М., 1989.

38. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. Ростов н/Д., 1999.

39. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982

40. Теплое Б. М. Психология индивидуальных различий//Теплов Б. М.
Избранные труды: В 2 т. Т. 1. М., 1985. Теплое Б. М., Небылицын В.Д. Изучение основных свойств нервнойсистемы и их значение для психологии индивидуальных различий/Воп­росы психологии. 1963. № 5.

41. Цуканов Б. И. Фактор времени и природа темперамента // Вопр. пси­хологии. 1988. №4.

42. Щукин М.Р. Некоторые типологически обусловленные различия в
протекании ориентировочной и исполнительской деятельности при усво­ении начальных трудовых умений//Типологические исследования по пси­хологии личности и по психологии труда: Сб. ст./Под ред. B.C. Мерлина.
Пермь, 1964.

Учебное издание


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: