Физкультура при высокой степени близорукости (свыше 6 диоптрий)

Людям с высокой степенью близорукости не рекомендуются занятия спортом, но желательно выполнять ежедневно утреннюю гигиеническую гимнастику продолжительностью 8 – 10 мин. с включением в комплекс специальных упражнений для тренировки наружных и внутренних мышц глаз. Людям с близорукостью высокой степени нежелательны упражнения типа прыжков и соскоков, опорные прыжки через снаряды, кувырки и стойка на голове, упражнения на верхних рейках гимнастической стенки, прыжки с подкидного мостика, а также упражнения, требующие длительного напряжения зрения (продолжительная стрельба).

14) Способы дозировки нагрузки в лечебной гимнастике.

При применении ЛФК у детей со зрительной патологией необходимо, с учетом специфических особенностей их психического и физического развития, соблюдать общепринятые дидактические принципы:

1. Индивидуализация в методике и дозировке физических упражнений в зависимости от первичного дефекта и вторичных отклонений в развитии.

2. Системность воздействия с обеспечением определенного подбора упражнений (с учетом состояния зрения) и последовательности их применения.

3. Регулярность воздействия. Регулярное применение физических упражнений обеспечивает развитие функциональных возможностей организма, приобретение необходимого запаса представлений о предмете, движении или упражнении у слепых и слабовидящих детей. Эти образы в дальнейшем становятся основой для формирования понятий. Установлено, что сохранность представлений зависит от остроты зрения.

4. Длительность применения физических упражнений. Коррекция нарушенных функций и основных систем организма возможна только при длительном и упорном повторении физических упражнений. Имеются многочисленные факты, свидетельствующие, что образы памяти слепых и слабовидящих при отсутствии подкреплений обнаруживают тенден­цию к распаду. Даже небольшие промежутки времени (1-3 месяца) отрицатель­но сказываются на их представлениях (А.Г. Литвак, 1985). Быстрое забывание усвоенного материала объясняется не только недостаточным количеством по­вторений, но и недостаточной значимостью объектов и обозначающих их поня­тий, о которых незрячие могут получить только вербальные знания.

5. Нарастание физической нагрузки в течение учебного года. Необходимо учесть, что у многих детей в каникулярный период наблюдается снижение двигательной ак­тивности.

6. Разнообразие и новизна в подборе и применении физических уп­ражнений (10-15 % упражнений обновляются, а 85-90 % повторяются, для за­крепления ранее приобретенных умений и навыков) учитывая, что запоминание у слабовидящих точных и простых движений требует 8-10 повторений, в то время как у нормально видящих сверстников -6-8 повторений. Умеренность воздействия физических упражнений. Используется умеренная, но более продолжительная или дробная физическая нагрузка, учитывающая ограничения при некоторых заболеваниях и быструю утомляемость детей с нарушенным зрением.

7. Соблюдение цикличности. Чередование выполнения физических уп­ражнений с отдыхом (упражнения для глаз, упражнения на обучение правиль­ному дыханию, релаксация, сюжетно-ролевые игры и т.д.). Этот принцип необ­ходим для предупреждения и профилактики переутомления. Нужно помнить, что у детей с патологией зрения утомление наступает быстрее, чем у нормально видящих сверстников.

8. Всестороннее воздействие с целью совершенствования нейрогуморального механизма регуляции и развития адаптации организма.

9. Учет возрастных особенностей (функциональных, физиологических, развитие мышечного аппарата глаза) детей младшего школьного возраста, а также учет специфических особенностей развития ребенка со зрительной недостаточностью.

15) Методы и методики лечебной гимнастики..

Круг средств физкультуры и спорта, которые можно рекомендовать лицамс близорукостью средней степени, сужен по сравнению с теми, у кого миопия слабой степени. Они могут заниматься некоторыми видами спорта лишь при неосложненной близорукости — бегом на средние и длинные дистанции, спортивной ходьбой, плаванием, парусным спортом, художественной гимнастикой, гимнастикой по программе III – II спортивных разрядов, городошным спортом, лыжными гонками. Заключение о возможности занятии даже названными видамиспорта должен сделать окулист. Важно помнить о том, что следует избегать упражнений с резкими движениями головы. Поэтому наклоны туловища вперёд лучше выполнять в положении сидя на полу.Методика выполнения и комплексы утренней гимнастики для лиц с близорукостью слабой степени в полной мере могут использоваться и теми у кого имеется миопия средней степени. Однако общую нагрузку каждый должен регулировать сам, изменяя исходные положения, облегчая или усложняя упражнения, уменьшая или увеличивая амплитуду движений в зависимости от самочувствия. Включения в утреннею гимнастику специальных лечебных упражнений обязательно.

16) Специальные упражнения с описанием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: