ОП ГСЧС МЗ является составной частью ГСЧС и предназначена:
– для организации и осуществления работы по защите государственных организаций здравоохранения от ЧС;
– предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
– подготовки к проведению мероприятий ГО в системе здравоохранения.
ОП ГСЧС имеет 4 уровня: республиканский, территориальный, местный и объектовый.
Каждый уровень имеет координирующие органы, органы управления по ЧС, силы и средства, информационно-управляющую систему и резервы материальных ресурсов (прил. 4).
ОП ГСЧС включает Министерство здравоохранения Республики Беларусь, управления здравоохранения облисполкомов (комитет по здравоохранению Мингорисполкома), государственные организации, подчиненные МЗ, и государственные организации здравоохранения, подчиненные местным исполнительным и распорядительным органам (звенья ОП ГСЧС).
Основные задачи ОП ГСЧС:
– организация и оказание медицинской помощи населению, пострадавшему при ЧС;
– обеспечение готовности сил и средств ОП ГСЧС для оказания медицинской помощи населению, пострадавшему при ЧС;
– координация работ по эвакуации пострадавших из зон ЧС;
– сбор, обобщение, анализ и представление органам управления по ЧС данных о пострадавших в зонах ЧС;
– организация функционирования отраслевых элементов информационно-управляющей системы ГСЧС;
– организация и осуществление прогнозирования, оценки и контроля за санитарно-эпидемической обстановкой в республике и в зонах ЧС, разработка и осуществление противоэпидемических мероприятий;
– проведение наблюдения, анализа, оценки состояния, прогнозирование эпидемии и инфекционных заболеваний людей;
– создание, восполнение и освежение в государственных организациях здравоохранения резервов лекарственных средств, медицинской техники и изделий, донорской крови и ее компонентов, резервов материальных ресурсов, необходимых для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
– обеспечение готовности государственных организаций здравоохранения к проведению йодной профилактики при угрозе или возникновении радиационных аварий на объектах использования атомной энергии;
– поддержание в постоянной готовности сил и средств наблюдения и контроля, входящих в сеть наблюдения и лабораторного контроля ГО;
– организация и осуществление мер по подготовке к проведению мероприятий ГО в системе здравоохранения;
– методическое обеспечение, участие в подготовке, координация и контроль деятельности гражданских формирований ГО;
– участие в разработке методических основ обучения, подготовке населения к оказанию медицинской помощи пострадавшим при ЧС;
– осуществление мероприятий по социальной защите работников государственных организаций здравоохранения, непосредственно участвовавших и пострадавших при оказании медицинской помощи в ЧС;
– прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий ЧС с участием МЧС Республики Беларусь;
– международное сотрудничество в пределах своей компетенции в области защиты населения и территорий при ЧС.
Координирующие органы ОП ГСЧС:
– на республиканском уровне — комиссия по ЧС МЗ;
– территориальном — комиссии по ЧС управлений здравоохранения облисполкомов (комитета по здравоохранению Мингорисполкома);
– местном — комиссии по ЧС центральных больничных (амбулаторно-поликлинических) организаций здравоохранения;
– объектовом уровне — комиссии по ЧС государственных организаций здравоохранения (прил. 5).
Комиссию по ЧС МЗ возглавляет первый заместитель Министра здравоохранения Республики Беларусь, комиссии по ЧС на территориальном уровне — руководители управлений здравоохранения облисполкомов (комитета по здравоохранению Мингорисполкома), на местном и объектовом уровнях — руководители соответствующих организаций здравоохранения.
Рабочим органом комиссии по ЧС соответствующего уровня является орган управления по ЧС ОП ГСЧС данного уровня. При этом органами управления по ЧС ОП ГСЧС являются:
– на республиканском уровне — отдел организации медицинской защиты при ЧС МЗ;
– территориальном — секторы организации медицинской защиты при ЧС или отдельные работники управлений здравоохранения облисполкомов (комитета по здравоохранению Мингорисполкома);
– местном — заместители руководителей центральных больничных (амбулаторно-поликлинических) организаций здравоохранения;
– объектовом — заместители руководителей государственных организаций здравоохранения, начальники штабов ГО и (или) отдельно выделенные работники.
В целях организации устойчивого управления ОП ГСЧС органы управления по ЧС оснащаются соответствующими средствами связи и оповещения, сбора, обработки и передачи информации, необходимой оргтехникой, поддерживаемыми в постоянной готовности к использованию.
Оперативное управление и информационное обеспечение ОП ГСЧС осуществляются через информационно-управляющую систему, в состав которой входят дежурно-диспетчерские службы:
– Республиканского центра экстренной медицинской помощи (РЦЭМП);
– территориальных центров экстренной медицинской помощи (ТЦЭМП) и их филиалов;
– государственных организаций здравоохранения, оказывающих скорую (неотложную) медицинскую помощь.
Главные врачи организаций здравоохранения обязаны организовать передачу информации об авариях, катастрофах и ЧС (устно в течение
10 мин) в РЦЭМП и ТЦЭМП.
Силы и средства ОП ГСЧС:
– РЦЭМП;
– ТЦЭМП и их филиалы;
– государственные организации здравоохранения, оказывающие скорую (неотложную) медицинскую помощь;
– санитарно-эпидемиологические организации здравоохранения;
– организации (центры, станции) переливания крови;
– другие государственные организации здравоохранения, предназначенные для оказания медицинской помощи населению, пострадавшему
при ЧС;
– медицинские формирования ОП ГСЧС (медицинские формирования);
– гражданские формирования ГО (прил. 6).
Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании режимов ОП ГСЧС, являются:
1) в режиме повседневной деятельности:
– обеспечение готовности государственных организаций здравоохранения и медицинских формирований к оказанию медицинской помощи населению, пострадавшему при ЧС;
– организация и осуществление контроля за санитарно-эпидемичес-кой обстановкой в Республике Беларусь;
– проведение наблюдения, анализа и оценки состояния и изменения источников ЧС (инфекционные заболевания людей и эпидемии), прогнозирование их возникновения в рамках системы мониторинга и прогнозирования ЧС;
– планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения Республики Беларусь, а также по повышению устойчивости функционирования ОП ГСЧС и ее звеньев при ЧС;
– совершенствование подготовки руководящего состава органов управления по ЧС, сил и средств ОП ГСЧС к действиям в ЧС;
– организация обучения работников государственных организаций здравоохранения способам защиты и действиям в ЧС;
– создание резерва лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения, донорской крови, ее компонентов и
лекарственных средств, полученных из донорской крови (плазмы), необходимых для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, а также резерва материальных ресурсов для ликвидации ЧС в государственных организациях здравоохранения;
– обеспечение готовности государственных организаций здравоохранения к проведению йодной профилактики при угрозе или возникновении радиационных аварий на объектах использования атомной энергии;
– организация мероприятий по предупреждению ЧС в государственных организациях здравоохранения;
– прогнозирование возможных медико-санитарных последствий различного вида и масштаба ЧС;
– поддержание в постоянной готовности сил и средств наблюдения и контроля, входящих в сеть наблюдения и лабораторного контроля ГО;
– методическое обеспечение, участие в подготовке, координация и контроль деятельности гражданских формирований ГО;
2) в чрезвычайном режиме:
– частичное или полное введение в действие отраслевого плана защиты населения и территорий от ЧС и (или) планов предупреждения и ликвидации ЧС государственных организаций здравоохранения;
– выдвижение оперативных групп в район ЧС;
– организация ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
– организация ликвидации ЧС в случае их возникновения в организациях здравоохранения;
– определение границ зоны ЧС медико-биологического характера и вынесение в пределах своей компетенции заключения о возможности пребывания населения на пострадавшей в результате ЧС территории;
– проведение наблюдения, анализа и оценки состояния и изменения источников ЧС (эпидемии и инфекционные заболевания людей), прогнозирование их возникновения в рамках системы мониторинга и прогнозирования ЧС;
– сбор, оценка и анализ информации о медико-санитарных последствиях ЧС;
– организация работ по обеспечению устойчивого функционирования ОП ГСЧС и ее звеньев при ЧС.
Номенклатуру и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС определяют создающие их органы и организации, исходя из
прогноза возможных ЧС природного и техногенного характера, планов предупреждения и ликвидации ЧС, по согласованию с МЧС. Порядок накопления, хранения, использования и восполнения указанных резервов устанавливается решениями органов, предприятий, учреждений и организаций, их создавших. Объектовые резервы размещаются, как правило, на территории организаций, их создающих.