Гражданская оборона

Гражданская оборона (ГО) — составная часть оборонных мероприятий Республики Беларусь по подготовке к защите и по защите населения, материальных и историко-культурных ценностей на территории Республики Беларусь от опасностей, возникающих (возникших) при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Объекты ГО — защитные сооружения, пункты управления, специализированные складские помещения для хранения средств ГО, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для выполнения мероприятий ГО.

Средства ГО — средства оповещения, связи и управления, радиационной, химической, биологической и медицинской защиты, жизнеобеспечения населения и иные материальные средства, аварийно-спасательная и другая техника, оборудование и приборы, служебные животные, предназначенные или привлекаемые для выполнения мероприятий ГО.

ГО организуется по административно-территориальному и отраслевому принципам.

Подготовка государства к ведению ГО осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом совершенствования средств вооруженной борьбы и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий.

Ведение ГО осуществляется в соответствии с планами ГО, которые вводятся в действие на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях полностью или частично с момента объявления войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Республики Беларусь военного положения.

Основные задачи ГО, касающиеся организаций здравоохранения:

– обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий;

– подготовка руководящего состава органов управления и сил ГО;

– создание и поддержание в постоянной готовности органов управления и сил ГО, средств и объектов ГО, резервов материальных ресурсов;

– предоставление населению средств индивидуальной защиты;

– оказание медицинской помощи населению, пострадавшему при ведении военных действий;

– обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению;

– санитарная обработка населения, обеззараживание территорий, техники, зданий и других объектов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению.

Органы управления ГО:

1. В мирное время:

– на республиканском уровне — Министерство по ЧС;

– территориальном — областные и Минское городское управления МЧС;

– местном — районные (городские) отделы по ЧС областных и Минского городского управлений МЧС, работники сельских и поселковых исполнительных комитетов, обеспечивающие выполнение мероприятий ГО;

– отраслевом и объектовом — структурные подразделения (работники) республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, других организаций, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени, обеспечивающие выполнение мероприятий ГО.

2. В военное время — штабы ГО.

Начальником штаба ГО Республики Беларусь является Министр по ЧС; штаба ГО республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, — один из заместителей руководителя соответствующего органа, организации; штаба ГО области (г. Минска) — начальник областного (Минского городского) управления МЧС; штаба ГО района (города) — начальник районного (городского) отдела по ЧС областного (Минского городского) управления МЧС.

Силы ГО состоят:

– из служб ГО;

– гражданских формирований ГО;

– сети наблюдения и лабораторного контроля ГО.

Основные полномочия в области ГО. Президент Республики Беларусь определяет единую государственную политику в области ГО, утверждает план и вводит в действие план ГО Республики Беларусь, утверждает правовые акты в области ГО, осуществляет иные полномочия.

Совет Министров Республики Беларусь обеспечивает проведение единой государственной политики в области ГО; осуществляет руководство гражданской обороной; принимает нормативные правовые акты в области ГО; определяет перечень средств ГО и порядок оснащения ими органов управления и сил ГО, порядок подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области ГО, а также порядок обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий; организует разработку и обеспечивает выполнение государственных программ в области ГО и т. д.

МЧС реализует единую государственную политику в области ГО, разрабатывает проект плана ГО Республики Беларусь, осуществляет разработку и принятие нормативных правовых актов и иных правовых актов в области ГО, а также согласование правовых актов других государственных органов в данной сфере и т. д.

Другие республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, в пределах своей компетенции обеспечивают создание отраслевых органов управления и сил ГО, их оснащение и готовность к выполнению мероприятий ГО; реализуют отраслевые планы ГО, согласованные с Министерством по ЧС; обучают своих работников и работников подчиненных им организаций способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий; организуют и проводят аварийно-спаса-тельные и другие неотложные работы; используют отраслевые и объектовые резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС при выполнении мероприятий ГО и др.

Санитарные формирования ГО. Они являются гражданскими формированиями ГО специального назначения и создаются для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС в мирное и военное время.

Санитарные формирования — санитарные звенья (4 человека), санитарные дружины (от 2 до 5 звеньев), которые создаются в республиканских органах государственного управления и других организациях из расчета одно санитарное звено на каждые 50–100 работников. В организациях здравоохранения санитарные формирования не создаются.

Приказом руководителя организации в санитарные формирования зачисляются граждане Республики Беларусь: мужчины в возрасте от 18 до
60 лет; женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, а также зачисленных в воинские формирования, передаваемых при мобилизации в Вооруженные Силы, лиц, занимающих должности врачебного и среднего медицинского персонала, инвалидов, беременных женщин и женщин, имеющих детей
до 3 лет.

Санитарные формирования ГО оснащаются средствами индивидуальной защиты, спецодеждой, фонарями и знаками отличия, а также медицинским имуществом: сумка санитара на каждого члена звена, лямка санитарная, носилки санитарные, шина проволочная длиной 80 и 120 см, по одной на звено (в санитарной дружине + по 1 наименованию на каждое звено).

Основными задачами санитарных формирований являются:

– оказание первой медицинской помощи пострадавшим, их вынос и погрузка на транспортные средства для эвакуации в лечебные учреждения;

– проведение санитарно-гигиенических, противоэпидемических и иных мероприятий;

– осуществление ухода за пострадавшими и больными;

– проведение санитарно-просветительной работы среди населения.

Руководители санитарных формирований проходят обучение ежегодно по месту работы и один раз в 3 года в подразделениях МЧС. Персонал санитарных формирований проходит обучение ежегодно по месту работы.

Таким образом, ГСЧС и ГО в Республике Беларусь — это целостная система, объединяющая республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные, районные, городские исполнительные и распорядительные комитеты, организации. Эта система действует как в мирное, так и в военное время. Координацию деятельности отраслевых и территориальных подсистем ГСЧС и ГО осуществляет МЧС. Важная роль в деятельности ГСЧС и ГО отводится здравоохранению Республики Беларусь.

В Республике Беларусь создана система подготовки руководящих работников к действиям в ЧС, система мониторинга ЧС, оповещения о наступлении (угрозе) ЧС. Изучение действий в ЧС введены в учебные программы школ, средних и высших учебных заведений.


МЕДИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВАРИЙ
НА ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ И РАДИАЦИОННО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ. ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ОБСТАНОВКИ
ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Несмотря на развитие различных технологий, в том числе направленных на обеспечение безопасности, угроза поражения населения в XXI в. радиоактивными и токсичными веществами увеличивается. Так, в мире число крупных химических аварий удваивается каждые 10 лет, что обусловлено увеличением количества химически опасных объектов (ХОО). Кроме того, в мире значительно увеличилось количество радиационно опасных объектов (РОО), наибольшую опасность из них представляют ядерные боеголовки и энергетические ядерные реакторы (всего в мире в 30 странах действует 442 реактора). Особую опасность может представлять терроризм на данных объектах или с использованием отравляющих или радиоактивных веществ. Например, в Японии террористы использовали композиции на основе зарина (в 1994 г. пострадало около 200 человек, из них погибло 7, в 1995 г. пострадало более 5000 человек, из них погибло 12).

Опасность ХОО и РОО значительно увеличивается при размещении их в или рядом с крупными городами. Например, при катастрофе на ХОО в индийском городе Бхопале погибло более 3000 человек, а количество пострадавших было до 250 тыс. человек.

Землетрясения в Японии в марте 2011 г. только подтверждают актуальность организации предупреждения и ликвидации последствий аварий и катастроф на РОО и ХОО.

Химически опасные объекты, краткая характеристика
и классификация аварийных химически опасных веществ
(сильнодействующих ядовитых веществ). Основные особенности возникающих на химически опасных объектах аварий
и катастроф, их медико-тактическая характеристика

Химическая авария — непланируемый и неуправляемый выброс (пролив, россыпь, утечка) опасных химических веществ, вызывающих отрицательное действие на человека и окружающую среду.

Наиболее вероятны химические аварии с выбросом химически опасных веществ, самых распространенных на промышленных объектах. Так, на территории бывшего СССР из общего числа химических аварий 20 % произошло с аммиаком, 18 % — с кислотами, 13 % — с хлором, 7 % — с ртутью, 6 % — с фенолом. При этом основными причинами являлись отказ оборудования (около 58 % случаев), ошибки операторов (38 %), ошибки при проектировании производств (6 %).

К опасным производственным объектам относятся те, на которых получают, используют, перерабатывают, хранят, транспортируют, уничтожают вещества со средней смертельной дозой при введении в желудок менее 200 мг/кг; при нанесении на кожу менее 400 мг/кг включительно; со средней смертельной концентрацией в воздухе менее 2 мг/л.

На территории Республики Беларусь находится 341 ХОО. По статистике до 50 % аварий происходят при перевозке ядовитых веществ железнодорожным транспортом. Железнодорожным транспортом через территорию Республики Беларусь ежемесячно перевозится от 400 до 1500 вагонов и цистерн с химически опасными веществами.

Из тысяч используемых в нашей стране химических веществ многие представляет опасность для здоровья и жизни людей. Прежде всего, это относится к СДЯВ. Термин СДЯВ распространен в документах МЧС РБ и МО РБ. В промышленной токсикологии к СДЯВ относят те вещества, смертельная доза которых для человека не превышает 100 мг/кг. Для
документов МЗ Республики Беларусь наиболее распространен термин АХОВ — вещества, применяемые на хозяйственных объектах, которые при выбросе (проливе) могут приводить к заражению окружающей среды и вызывать массовые поражения людей и животных.

По степени потенциальной опасности ХОО делятся на 4 степени:

– I степень (в зону возможного химического заражения (ВХЗ) попадает более 75 тыс. человек) — Гродно, Новополоцк.

– II степень (в зону ВХЗ попадает от 40 до 75 тыс. человек) — Гомель, Рогачев, Волковыск, Слоним, Новогрудок, Борисов, Слуцк.

– III степень (в зону ВХЗ попадает менее 40 тыс. человек) — Лида, Молодечно, Светлогорск, Мозырь, Солигорск, Минск, Могилев, Бобруйск, Орша, Жодино, Заславль, Сморгонь.

– IV степень — зона поражения не выходит за пределы промплощадки или санитарно-защитной зоны.

При химических авариях воздействие токсичных веществ на человека может быть однократным или повторяющимся, прямым или опосредо-ванным.

Всего на территории Республики Беларусь в зонах возможного химического заражения в границах административно-территориальных единиц может оказаться более 2,3 млн человек, в том числе около 200 тыс. человек работающей смены ХОО.

Аварии на ХОО классифицируются по следующим признакам:

– масштаб распространения СДЯВ;

– поражающие свойства СДЯВ;

– продолжительность воздействия СДЯВ;

– степень химической опасности.

По масштабам выделяют: локальные (до 10 пострадавших), местные (от 10 до 50), региональные (от 50 до 500), республиканские (более 500), трансграничные аварии (зона загрязнения выходит за пределы Республики Беларусь).

В химических отраслях экономики аварии делят на 2 категории: I категория, когда требуется помощь от вышестоящих организаций и II категория, когда организация может самостоятельно ликвидировать последствия аварии.

По степени химической опасности выделяют:

– аварии 1-й степени химической опасности — возможны массовые поражения не только производственного персонала, но и населения, проживающего (работающего) вблизи аварийного объекта;

– аварии 2-й степени — возможны массовые поражения производственного персонала;

– химически безопасные аварии — образуются локальные очаги заражения СДЯВ, не представляющие опасности для производственного персонала ХОО и населения.

В результате аварий на ХОО могут возникнуть зоны химического заражения и химического распространения. Зоной химического заражения называется площадь, в пределах которой проявляется поражающее действие СДЯВ. В зоне химического заражения могут быть выделены ее составляющие: зона смертельных токсодоз (на внешней границе зоны 50 % людей получают смертельную токсодозу), зона поражающих токсодоз (на внешней границе зоны 50 % людей получают поражающую токсодозу) и зона дискомфорта или пороговая зона (на внешней границе зоны 50 % людей испытывают дискомфорт; начальные симптомы поражения не приводят к потере работоспособности людей).

Зона распространения СДЯВ — площадь химического заражения воздуха за пределами района аварии, создаваемая в результате распространения облака СДЯВ по направлению ветра и ограниченная изолинией средних пороговых значений токсодозы.

Медико-тактическая характеристика СДЯВ. Аварийная опасность химических веществ определяется специальным перечнем, в котором более 30 показателей.

По степени воздействия на организм вредные вещества подразделяют на 4 класса опасности:

– 1-й класс — вещества чрезвычайно опасные;

– 2-й — вещества высоко опасные;

– 3-й — вещества умеренно опасные;

– 4-й — вещества малоопасные (прил. 7).

Степень опасности СДЯВ во многом зависит от физических и химических свойств. Чем больше плотность вещества относительно плотности воздуха, тем оно больше задерживается около поверхности земли, а следовательно, более опасно. Чем меньше температура кипения и плавления, тем больше летучесть СДЯВ и тем более оно опасное и менее стойкое. Растворимые в воде СДЯВ создают большую угрозу заражения водоисточников. Жирорастворимые СДЯВ, как правило, легко проникают через кожу.

Очаги поражения СДЯВ в зависимости от продолжительности заражения местности и времени проявления поражающего действия делят на
4 вида (прил. 8):

1. Очаги поражения нестойкими быстродействующими веществами.

2. Очаги поражения нестойкими медленнодействующими веществами.

3. Очаги поражения стойкими быстродействующими веществами.

4. Очаги поражения стойкими медленнодействующими веществами.

Каждый вид очага поражения СДЯВ имеет свои особенности, которые необходимо учитывать по организации медицинской помощи пораженному населению.

Для очага поражения с быстродействующими веществами характерно:

– одномоментное (минуты, десятки минут) поражение большого количества людей;

– преобладание тяжелых поражений;

– быстрое развитие интоксикации;

– дефицит времени у органов здравоохранения для быстрой ликвидации медицинских последствий химической аварии;

– необходимость оказания эффективной медицинской помощи в самом очаге поражения и на этапах эвакуации в короткие сроки (решающее значение приобретает само- и взаимопомощь);

– немедленная эвакуация пораженных из очага поражения в один рейс.

Для очага поражения с медленнодействующими веществами характерно:

– постепенное развитие интоксикации, на протяжении нескольких часов;

– наличие некоторого резерва времени для налаживания работы здравоохранения с учетом сложившейся обстановки;

– необходимость проведения мероприятий по активному выявлению пораженных среди населения;

– эвакуация пораженных в несколько рейсов, по мере их выявления.

В зависимости от преимущественного синдрома токсического действия на организм СДЯВ подразделяют на следующие группы:

1. Вещества с преимущественно удушающим действием (треххлористый фосфор, хлорид серы, хлорпикрин, хлор, фосген, метилизоцианид).

2. Вещества преимущественно общеядовитого действия (динитрофенол, окись углерода, синильная кислота, этиленхлоргидрин, этиленфторгидрин).

3. Вещества, обладающие удушающим и общеядовитым действием (акрилонитрил, окислы азота, сернистый ангидрид, сероводород).

4. Вещества, действующие на проведение и передачу нервного импульса (нейротропные яды): ФОС, сероуглерод, аммиак.

5. Метаболические яды с алкилирующей активностью (этиленоксид, бромистый метил, хлористый метил, диметилсульфат).

6. Вещества, извращающие обмен веществ (диоксин).

7. Вещества, обладающие удушающим и нейротропным действием (аммиак).

Ликвидация медико-санитарных последствий химических аварий. Осуществление мероприятий по прогнозированию и ликвидации медико-санитарных последствий химических аварий базируется на токсиколого-гигиенических критериях опасности химических веществ:

– токсичности (средняя пороговая доза, средняя смертельная доза
и т. д.);

– способности химических веществ к быстрому распространению и созданию высоких, опасных для жизни и здоровья людей уровней аварийного загрязнения (летучесть, растворимость, стойкость вещества, способность к созданию высокой концентрации и др.);

– путях поступления химических веществ в организм человека (ингаляционный, кожный, пероральный);

– скорости развития патологических нарушений (различают вещества быстрого и замедленного действия);

– других показателях, обусловливающих опасность химических веществ (способность воспламенения, самовоспламенения, способность взрываться и способность к образованию токсичных веществ при определенных условиях).

Основными принципами организации медицинской помощи пораженным СДЯВ являются:

1) оказание в максимально короткий срок первой помощи в очаге поражения;

2) быстрейшая эвакуация пораженных из зараженной зоны;

3) приближение к очагу поражения медицинских сил и средств;

4) проведение санитарной обработки пораженных стойкими СДЯВ;

5) оказание специализированной медицинской помощи в лечебных учреждениях и лечение до окончательного исхода.

Химические аварии имеют ряд особенностей, влияющих на организацию и проведение лечебно-эвакуационных мероприятий:

– чрезвычайное многообразие токсичных веществ и связанных с их воздействием токсических эффектов;

– возможность появления большого количества пораженных в течение короткого промежутка времени, которым необходимо оказать неотложную медицинскую помощь в кратчайшие сроки после воздействия СДЯВ;

– необходимость проведения санитарно-токсикологической разведки в очаге поражения; обязательное использование средств защиты;

– проведение полной или частичной санитарной обработки;

– особенности развертывания и работы медицинских формирований в очаге поражения.

Многообразие токсичных веществ затрудняет их индикацию (требуются специальные методы исследования и реактивы), диагностику отравлений (симптоматика интоксикаций многих токсичных веществ совпадает), при этом разные токсические вещества обладают разными механизмами интоксикации и различными химическими свойствами. Поэтому пока неустановлен конкретный источник интоксикации, необходимо проводить универсальные дезинтоксикационные мероприятия, а с момента индикации токсичного вещества — специальную антидотную терапию, если она возможна.

Чем большее количество людей попадает в зону поражения при химической аварии, тем больше количество пораженных. Следовательно, необходимо размещать ХОО вдали от крупных населенных пунктов, устанавливать достаточную санитарную зону, учитывать «розу ветров».

Необходимо оказывать неотложную медицинскую помощь в кратчайшие сроки после воздействия СДЯВ. Это обусловлено тем, что СДЯВ — это химически высокоактивные вещества, которые вызывают быстрое нарушение обменных процессов в организме. Известно, что наиболее эффективной является специализированная медицинская помощь, оказанная пораженным в течение первых двух часов после отравления. Поэтому одним из основных принципов организации оказания медицинской помощи при химических авариях является развертывание медицинских формирований вблизи зоны заражения (на безопасном расстоянии) и использование большого количества врачебно-сестринских бригад.

В настоящее время используется значительное количество методик прогнозирования распространения СДЯВ при химических авариях. Однако эти методики несовершенны, обстановка может резко измениться, поэтому необходимо периодически уточнять фактическую обстановку. Информация о наличии и количестве СДЯВ, границах зоны химического заражения может поступать от автоматических химических индикаторов и анализаторов ХОО, должностных лиц ХОО, подразделений МЧС и радиационной химической биологической защиты (РХБЗ) МО и т. д. Важную роль отводят проведению санитарно-токсикологической разведки (санитарно-химический контроль). Для ее проведения могут использоваться медицинские формирования, создаваемые на базе санитарно-эпидемиологических организаций здравоохранения.

Оценка степени загрязненности окружающей среды проводится методами экспресс-анализа токсичных веществ на месте с помощью портативных приборов, переносных и подвижных лабораторий и путем отбора проб воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов и смывов с поверхности стен, полов, стекол жилых зданий. Отобранные пробы доставляются в стационарную лабораторию для дальнейшего исследования, уточнения и подтверждения данных экспресс-анализа веществ. Выбор аналитической аппаратуры и комплектация переносных и подвижных лабораторий определяется предполагаемым перечнем СДЯВ. Одним из перспективных средств определения степени и границ загрязнения местности, а также поиска людей является применение беспилотных летательных аппаратов, оборудованных специальной аппаратурой (газоанализаторы, дозиметры, телекамера и инфракрасная камера и др.).

К очагу химического загрязнения разведывательному подразделению следует подходить с наветренной стороны вблизи вероятной границы загрязнения по заранее составленным маршрутам. При этом определяется наличие и состав токсичных веществ на обследуемой территории. При контроле степени загрязнения следует обращать внимание на участки вероятного скопления химических веществ (подвалы, колодцы, плохо проветриваемые помещения и т. п.) и места возможного укрытия населения.

До отправки разведывательного подразделения в зону химического заражения необходим инструктаж личного состава. Нужно определить предельное время пребывания данного подразделения в загрязненной зоне, использование средств индивидуальной защиты, способы дегазации, первоочередные мероприятия, порядок передачи информации и эвакуации пораженных.

Необходимо помнить, что пораженные или загрязненные СДЯВ могут представлять опасность для окружающих, поэтому они нуждаются в проведении полной или частичной санитарной обработки.

При стойких или неизвестных СДЯВ все пораженные считаются нуждающимися в проведении санитарной обработки, а персонал медицинских формирований (аварийно-спасательные подразделения) должен использовать индивидуальные средства защиты как органов дыхания, так и кожи. По мере получения информации о СДЯВ, его свойствах, при выяснении малой стойкости вещества защита может быть отменена.

При загрязнении нестойкими СДЯВ прибывшие из очага обычно не представляют опасности для окружающих. Однако при попадании большого количества даже нестойких и малотоксичных СДЯВ на кожу или одежду необходимо проведение санитарной обработки.

Необходимо помнить о возможности вторичного поражения СДЯВ как самих пораженных, так и медперсонала, поэтому отделение санитарной обработки развертывается в стороне от других отделений с учетом направления ветра. Транспорт обрабатывается (дегазационные жидкости, смывание водой, десорбирующие средства и др.), носилки, на которых доставляли пораженных, проветриваются, одежду пораженных обрабатывают дегазационными жидкостями, десорбирующими средства или проветривают. Загрязненные повязки, салфетки собирают в емкости с крышкой. По окончании работы медперсонал должен сам подвергаться санитарной обработке.

При проведении полной санитарной обработки (помывка с заменой одежды) тяжело пораженные моются отдельно от остальных, им выделяются сетчатые носилки, медицинский персонал.

Медицинские формирования развертываются поблизости от зоны химического заражения с наветренной стороны. Необходимо предусмотреть готовность к перемещению медицинских формирований в связи с изменением зоны химического поражения.

Особенностью медицинской сортировки при химической аварии является высокая вероятность появления большого количества нуждающихся в санитарной обработке и неотложной медицинской помощи.

Необходимо оказывать медицинскую помощь пораженным на месте как можно быстрее и в полном объеме, затем в максимально сжатые сроки следует направлять в стационар. Оптимальным является госпитализация в токсикологический центр. В больницы, находящиеся поблизости от зоны химического заражения, необходимо как можно быстрее направить медицинские формирования (предпочтение отдается специализированным токсикологическим, терапевтическим, реанимационным бригадам).

Специализированная помощь пораженным должна начинаться еще на догоспитальном этапе. Она включает антидотную терапию, симптоматическое лечение, выведение токсичных веществ из организма. Под неотложной помощью следует понимать комплекс лечебных мероприятий, направленных на детоксикацию (очищение желудочно-кишечного тракта, гемосорбция, гемодиализ, перитонеальный диализ, плазмоферез и т. п.), ликвидацию нарушений жизненно важных функций.

Приоритетными задачами специализированных медицинских формирований в районе химической аварии являются:

– разработка рекомендаций по защите людей в зоне аварии;

– оценка степени загрязнения людей, техники и территории, их нуждаемости в проведении специальной обработки;

– разработка рекомендаций по эвакуации пораженных и лиц, находящихся в зоне аварии;

– оценка состояния здоровья персонала аварийного предприятия и населения, попавшего в зону химического загрязнения;

– разработка рекомендаций по режиму работы аварийно-спасатель-ных и специализированных формирований и санитарно-гигиенический контроль за их функционированием;

– прогноз развития санитарно-гигиенической обстановки в районе аварии и определение характера, последовательности и объема санитарно-гигиенических и других мероприятий с расчетом соответствующих сил и средств;

– гигиеническая оценка пригодности и безопасности источников питьевого водоснабжения и продуктов питания;

– санитарный контроль за утилизацией загрязненных отходов и захоронением умерших.

Оценка обстановки и прогнозирование ЧС. Прогноз ЧС — это определение вероятности ЧС и масштабов его последствий.

Для прогнозирования и оценки обстановки используются:

– специальные компьютерные программы на основе собранной первичной информации о состоянии окружающей среды в момент аварии (катастрофы);

– базы данных на основе справочного материала по уже произошедшим ЧС;

– математические модели распространения химического загрязнения (экспресс-прогноз, долгосрочный прогноз). Данные прогнозы уточняются по мере поступления новых данных о зоне ЧС.

Расчет возможного количества пораженных от СДЯВ можно произвести по формуле:

Кп = Пп · Пн · К э · К з,

где Кп — количество пораженных; Пп — площадь поражения СДЯВ, км2; Пн — плотность населения или персонала ХОО (количество людей на 1 км2) в зоне химического заражения (количество населения и персонала ХОО — это справочные данные; средняя плотность населения Республики Беларусь составляет 48 чел./км2); К э — коэффициент эффективности отравляющего вещества (зависит от токсичности и концентрации СДЯВ, путей поражения и др.; устанавливается справочным методом (с помощью специальных таблиц)); К з — коэффициент защиты (зависит от наличия в зоне химического заражения индивидуальных и коллективных средств защиты, обученности персонала и населения пользования ими).

При нахождении людей в очаге поражения СДЯВ на открытой местности без противогаза почти 100 % населения (персонала) могут получить разной степени тяжести поражения. При полной обеспеченности противогазами потери не превышают 10–12 %. Однако и в этом случае потери возможны за счет несвоевременного надевания, неисправности противогаза или неумения пользоваться им.

Площадь возможного заражения для первичного облака СДЯВ, площадь зоны фактического заражения, глубина зоны химического заражения,эквивалентное количество вещества в первичном облаке рассчитываются по специальным формулам (прил. 9).

Структура пораженных при химической аварии (катастрофе) зависит отконкретных условий аварии (количество выбросов СДЯВ, их токсичность, количество пораженных, наличие в достаточном количестве средств защиты, их эффективность, обученность персонала ХОО и населения использованию средств защиты и т. д.). За основу можно взять данные 241 аварий на территории СНГ на ХОО. Количество пораженных составило 2300 человек, из них легкой степени — 1386 человек (60 %), средней
и тяжелой степени — 809 (35 %), смертельные поражения — 105 (5 %). Силы и средства здравоохранения привлекались к ликвидации последствий ЧС в 131 (54 %) случаев.

Коэффициент соответствия или проблематичности ЧС для органов управления и организаций здравоохранения при планировании и осуществлении медицинского обеспечения населения при ЧС определяется по формуле:

где К с — коэффициент соответствия или проблематичности ЧС для органов управления организаций здравоохранения; Кп — количество пораженных; Влэо — интегрированные показатели возможностей территориального здравоохранения по выполнению мероприятий лечебно-эвакуационного обеспечения пострадавшего населения в данной ЧС.

Ситуация считается катастрофической, если коэффициент соответствия возможностей территориального здравоохранения по лечебно-эвакуа-ционному обеспечению населения составляет более 1, проблематичной — от 0,5 до 1 и непроблематичной — меньше 0,5.

Радиационно опасные объекты. Основные поражающие
факторы при радиационных авариях. Медико-тактическая характеристика аварий на радиационно опасных объектах

Радиационная безопасность населения — состояние защищенности настоящего и будущих поколений людей от вредного воздействия ИИ.

Ионизирующее излучение (ИИ) — излучение, которое создается при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков.

Источник ионизирующего излучения (ИИИ) — устройство или радиоактивное вещество, испускающее или способное испускать ионизирующее излучение.

Санитарно-защитная зона — территория вокруг ИИИ, на которой уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный основной предел дозы облучения для населения. В санитарно-защитной зоне запрещается постоянное и временное проживание людей, вводится режим ограничения хозяйственной деятельности и проводится радиационный контроль.

Радиационная авария — потеря управления ИИИ, вызванная неисправностью, повреждением оборудования, неправильными действиями персонала, стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей или радиоактивному загрязнению окружающей среды сверх установленных норм.

В зависимости от происхождения различают естественный и техногенно измененный радиационный фон. Для Республики Беларусь в среднем природный радиационный фон составляет 0,15–0,25 мкЗв/ч (микрозиверт в час).

В Республики Беларусь установлены следующие пределы доз облучения от ИИИ:

1. Для населения средняя годовая эффективная доза равна 1 мЗв или эффективная доза за период жизни (70 лет) — 70 мЗв. В отдельные годы допустимы большие значения эффективной дозы при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 1 мЗв.

2. Для работников (персонала) средняя годовая эффективная доза равна 20 мЗв или эффективная доза за период трудовой деятельности
(50 лет) — 1 Зв. Допустимо облучение в размере годовой эффективной дозы до 50 мЗв при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 20 мЗв.

При ликвидации или предотвращении аварии только в случае необходимости спасения людей и (или) предотвращения их облучения допускается облучение персонала выше установленных пределов. При этом для
ликвидации допускаются только мужчины старше 30 лет и лишь при их добровольном письменном согласии после информирования о возможных дозах облучения и риске для здоровья. Если планируется облучение в эффективной дозе до 100 мЗв в год, то они допускаются к ликвидации аварии только с разрешения территориальных органов санитарно-эпидемиологи-ческой службы, а облучение в эффективной дозе до 200 мЗв в год только с разрешения республиканского органа санитарно-эпидемиологической службы МЗ.

Основными принципами обеспечения радиационной безопасностипри практической деятельности являются:

– принцип нормирования — непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех ИИИ;

– принцип обоснования — запрещение всех видов деятельности по использованию ИИИ, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного превышающим естественный радиационный фон облучением;

– принцип оптимизации — поддержание на достижимо низком уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого ИИИ.

При радиационной аварии обеспечение радиационной безопасности населения основываетсяна следующих принципах:

– уровни вмешательства должны обеспечивать предотвращение ранних и ограничение поздних медицинских последствий облучения;

– предполагаемые мероприятия по ликвидации последствий радиационной аварии должны приносить больше пользы, чем вреда;

– виды и масштаб деятельности по ликвидации последствий радиационной аварии должны быть реализованы таким образом, чтобы польза от снижения дозы ИИ была максимальной.

Радиационная безопасность обеспечивается:

– проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактическо-го, агротехнического, воспитательного и образовательного характера;

– осуществлением республиканскими органами государственного управления, другими организациями и гражданами мероприятий по соблюдению требований нормативных и технических правовых актов в области обеспечения радиационной безопасности;

– информированием населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности;

– обучением населения в области обеспечения радиационной безопасности.

По уровню ЧС, связанные с авариями на РОО, подразделяются на локальные (до 10 пострадавших), местные (от 10 до 50), региональные (от 50 до 500), республиканские (более 500), трансграничные (зона загрязнения выходит за пределы Республики Беларусь).

К основным источникам загрязнения окружающей среды радиоактивными веществами относятся производственные предприятия, добывающие и перерабатывающие сырье, содержащие радиоактивные вещества (РВ), ядерные объекты, радиохимические заводы, научно-исследовательские институты и другие объекты.

Наиболее опасными ИИИ и радиоактивного заражения являются аварии на ядерных объектах, прежде всего на АЭС.

Аварии на АЭС. В соответствии с решением Международного агентства по атомной энергетике установлены 7 баллов аварийных ситуаций на АЭС: 1 балл — незначительные происшествия; 2 балла — происшествия средней тяжести; 3 балла — серьезные происшествия; 4 балла — аварии в пределах АЭС; 5 баллов — аварии с риском для окружающей среды;
6 баллов — тяжелые аварии; 7 баллов — глобальные (крупные) аварии.

Крупнейшие аварии на АЭС: Англия (Уиндекейл, 1957 г., 6 баллов), США (Три-Майл-Айланд, 1979 г., 5 баллов), СССР (Чернобыль, 1986 г.,
7 баллов), Япония (Фукусима-1, 2011 г., 7 баллов).

Вблизи государственной границы Республики Беларусь размещаются четыре атомные электростанции (Игналинская, Чернобыльская, Ровенская и Смоленская). Кроме того, в ближайшие годы планируется ввод в эксплуатацию и белорусской АЭС. Данные объекты являются источниками возможного загрязнения радиоактивными веществами территории нашей страны.

В случаях аварий на АЭС радиоактивное загрязнение может происходить без разрушения активной зоны (парогазовое облако выбрасывается на расстояние до 200 м, продолжительность до 20 мин, преобладают радиоактивные изотопы ксенон, криптон, йод), а также с ее разрушением (выброс продуктов деления из реактора на высоту 2–3 км, продолжительность выброса от несколько суток до окончания герметизации реактора, выбрасывается большое количество различных радиоактивных изотопов).

Поражающими факторами радиационных аварий являются ИИ, ударная волна (при наличии взрыва при аварии); тепловое воздействие и воздействие продуктов сгорания (при наличии пожаров при аварии). Вне
объекта аварии поражающим фактором является ИИ вследствие радиоактивного загрязнения окружающей среды.

Медицинские последствия радиационных аварий. Любая крупная радиационная авария сопровождается двумя видами возможных медицинских последствий: радиологическими последствиями, которые являются результатом непосредственного воздействия ИИ, и различными расстройствами здоровья, вызванными социальными, психологическими и другими факторами нерадиационной природы.

Радиологические последствия различаются по времени их проявления: ранние (не более месяца после облучения) и отдаленные, возникающие по истечении длительного срока (годы) после радиационного воздействия.

Последствия облучения организма человека заключаются в разрыве молекулярных связей; изменении химической структуры молекул; образовании химически активных радикалов, обладающих высокой токсичностью; нарушении структуры генетического аппарата клетки. В результате происходят различные мутагенные изменения, злокачественные новообразования, наследственные заболевания и т. д.

Отдельные ткани и органы наиболее чувствительны к радиационному воздействию, поэтому при определении эффективной дозы для них вводят взвешивающие коэффициенты (прил. 10).

Одним из последствий ИИ может быть лучевая болезнь.

Особенности радиационной защиты населения. Предупреждающие мероприятия радиационной защиты населения:

– разрабатываются и внедряются режимы радиационной безопасности;

– создаются и эксплуатируются системы радиационного контроля;

– разрабатываются планы действий по предупреждению и ликвидации радиационных аварий;

– накапливаются и содержатся в готовности средства коллективной и индивидуальной защиты, йодной профилактики и дезактивации;

– обучение населения, персонала РОО, личного состава аварийно-спасательных сил к действиям в условиях радиационных аварий.

Мероприятия радиационной защиты населения при аварии:

– раннее обнаружение факта радиационной аварии и оповещение о ней;

– выявление радиационной обстановки и организация радиационного контроля;

– установление и поддержание режима радиационной безопасности;

– обеспечение населения, персонала, участников ликвидации последствий аварии необходимыми средствами индивидуальной защиты, при необходимости на ранней стадии аварии проводится йодная профилактика;

– укрытие населения в убежищах и противорадиационных укрытиях;

– санитарная обработка;

– проведение дезактивации;

– эвакуация или отселение населения из зон, в которых уровень загрязнения или дозы облучения превышают допустимые для проживания населения.

Радиационный контроль в условиях аварии проводится для соблюдения допустимого времени пребывания людей в зоне аварии, контроля доз облучения и уровней радиоактивного загрязнения.

Режим радиационной безопасности обеспечивается установлением особого порядка доступа в зону аварии, зонированием района аварии, проведением аварийно-спасательных работ, осуществлением радиационного контроля в зонах и на выходе в «чистую» зону и др.

Средства индивидуальной защиты (изолирующие средства защиты кожи, а также средства защиты органов дыхания и зрения) защищают человека в основном от внутреннего облучения. Для защиты щитовидной железы взрослых и детей от воздействия радиоактивных изотопов йода в течение первых 7 дней после аварии проводится йодная профилактика (прил. 11).

Защиту от внешнего облучения могут обеспечить только защитные сооружения с хорошими экранирующими свойствами, которые должны оснащаться фильтрами-поглотителями. Временные укрытия населения до проведения эвакуации могут обеспечить практически любые герметизированные помещения.

Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31 августа 2006 г. № 41/67 установлены следующие защитные мероприятия для населения при радиационных авариях (табл. 4).

Таблица 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: