Содержание торгово-технологического процесса в магазине предполагает наличие соответствующих групп работников для выполнения тех или иных операций этого процесса (приемки, подготовки к продаже, продажи и т.д.).
В зависимости от выполняемых функций работников магазина можно подразделить на категории.
1. Административно-управленческий персонал (директора, заведующие отделами и секциями, товароведы, экономисты, бухгалтеры и т.д.).
2. Торгово-оперативный персонал:
а) непосредственно связанный с обслуживанием покупателей (продавцы, кассиры-контролеры, заведующие секциями и их заместители);
б) обеспечивающие обслуживание покупателей (товароведы, товароведы-бракеры, кладовщики).
в) связанные с обслуживанием, но не осуществляющие продажу (администраторы торговых залов, консультанты, декораторы).
3. Оперативно-вспомогательный персонал (фасовщики, рубщики мяса и т.д.).
4. Технический персонал (механики холодильных установок, мастера по обслуживанию кассового и весоизмерительного оборудования, слесари и т.д.).
5. Вспомогательный персонал (уборщики, грузчики, дворники и т.п.).
В зависимости от специальности работники подразделяются: на специалистов — экономисты, товароведы, бухгалтеры и т.п.; продавцов — продавцы продовольственных или непродовольственных товаров, продавцы-консультанты, продавцы мелкой розницы.
По уровню квалификации работники подразделяются по квалификационным категориям (продавец I, II, III категории, экономист I, II категории, ведущий, главный экономист и т.д.).
По полу и возрасту работники делятся на мужчин до 30 лет, 30—60 лет, свыше 60 лет; женщин до 30 лет, 30—55 лет, свыше 55 лет.
По отношению к собственности работники магазинов могут быть разделены на:
работников-собственников его имущества;
наемных работников.
По характеру трудовых отношений работники подразделяются на:
постоянных;
временных (сезонных, по контракту).
Квалификационные характеристики всех категорий работников содержатся в Квалификационных справочниках, утверждаемых Советом Министров Республики Беларусь.
Управление персоналом магазина может быть:
линейным (однозвенным);
многозвенным.
Линейное управление магазином предполагает подчинение всех' работников одному руководителю — директору (заведующему) магазином. Применяется для небольших магазинов, где нецелесообразно создание дополнительных организационных структур (секций, отделов и т.п.),
При многозвенной системе управления выделяются секции во главе с заведующим. Руководство коллективом осуществляется заведующими секциями. Это — двухзвенная система. При создании других структурных подразделений, отделов — мно-грзвенная система управления магазином, характерная для крупных розничных предприятий (универмагов, домов торговли, крупных специализированных магазинов).