double arrow

Основные категории работников магазина и их классификация

Содержание торгово-технологического процесса в магазине предполагает наличие соответствующих групп работников для выполнения тех или иных операций этого процесса (приемки, подготовки к продаже, продажи и т.д.).

В зависимости от выполняемых функций работников ма­газина можно подразделить на категории.

1. Административно-управленческий персонал (директора, заведующие отделами и секциями, товароведы, экономисты, бухгалтеры и т.д.).

2. Торгово-оперативный персонал:

а) непосредственно связанный с обслуживанием покупате­лей (продавцы, кассиры-контролеры, заведующие секциями и их заместители);

б) обеспечивающие обслуживание покупателей (товароведы, товароведы-бракеры, кладовщики).

в) связанные с обслуживанием, но не осуществляющие про­дажу (администраторы торговых залов, консультанты, декора­торы).

3. Оперативно-вспомогательный персонал (фасовщики, руб­щики мяса и т.д.).

4. Технический персонал (механики холодильных устано­вок, мастера по обслуживанию кассового и весоизмерительного оборудования, слесари и т.д.).

5. Вспомогательный персонал (уборщики, грузчики, дворни­ки и т.п.).

В зависимости от специальности работники подразделя­ются: на специалистов — экономисты, товароведы, бухгалтеры и т.п.; продавцов — продавцы продовольственных или непродо­вольственных товаров, продавцы-консультанты, продавцы мел­кой розницы.

По уровню квалификации работники подразделяются по квалификационным категориям (продавец I, II, III категории, экономист I, II категории, ведущий, главный экономист и т.д.).

По полу и возрасту работники делятся на мужчин до 30 лет, 30—60 лет, свыше 60 лет; женщин до 30 лет, 30—55 лет, свыше 55 лет.

По отношению к собственности работники магазинов мо­гут быть разделены на:

работников-собственников его имущества;

наемных работников.

По характеру трудовых отношений работники подразде­ляются на:

постоянных;

временных (сезонных, по контракту).

Квалификационные характеристики всех категорий работ­ников содержатся в Квалификационных справочниках, утвер­ждаемых Советом Министров Республики Беларусь.

Управление персоналом магазина может быть:

линейным (однозвенным);

многозвенным.

Линейное управление магазином предполагает подчинение всех' работников одному руководителю — директору (заведую­щему) магазином. Применяется для небольших магазинов, где нецелесообразно создание дополнительных организационных структур (секций, отделов и т.п.),

При многозвенной системе управления выделяются секции во главе с заведующим. Руководство коллективом осуществля­ется заведующими секциями. Это — двухзвенная система. При создании других структурных подразделений, отделов — мно-грзвенная система управления магазином, характерная для крупных розничных предприятий (универмагов, домов торгов­ли, крупных специализированных магазинов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: