Основные понятия и особенности организации социального страхования

Социальное страхование – важнейший элемент государственной социальной политики. Фонды социального страхования создаются по определенным правилам и преследуют цель компенсации рисков в пределах законодательно установленных нормативов. Способы формирования страховых фондов, определение их размеров и достаточности зависит от целей и задач государственной социальной политики.

Объектами социального страхования выступают имущественные интересы граждан, связанные с компенсацией потерь вследствие наступления социальных рисков. В концепции развития страхования в России приоритетная роль отводится обязательному социальному страхованию.

Предметом социального страхования выступают риски связанные с воспроизводством населения, такие как: потеря трудового дохода в связи с невозможностью трудоустройства; временная нетрудоспособность в случае болезни, травмы, беременности и родов, ухода за больными членами семьи; постоянная нетрудоспособность вследствие инвалидности или старости; потеря дохода семьи в случае смерти кормильца для иждивенцев и пр.

Финансовую база социальных гарантий общества составляет национальный доход, и преобладающая часть социальных фондов создается в результате его перераспределения.

Современная наука представлена разными аспектами теории и практики социального страхования. В ряду работ отечественных ученых заслуживает внимание исследование А.К. Шихова, в котором на основе принципиально нового теоретико-методологического подхода к раскрытию природы социального страхования он обосновывает важнейшие связанные с ней научные категории: социального и социально-страхового интереса, материального уровня и качества жизни граждан и др. Как подчеркивает автор, в отношении природы социального страхования, в современной науке существует ряд теоретико-методологических подходов, из которых можно выделить три основных.

Суть первого подхода к определению природы социального страхования заключается в обосновании возникновения данного страхования исходя из трудовых отношений в условиях рыночной экономики, базирующейся в основном на частной собственности на средства производства. По мнению представителя этой позиции В.Г. Павлюченко, это по существу отношения между наемным трудом и капиталом, воспроизводящиеся в повторяющихся циклах производства. Рабочая сила наемного работника является здесь специфическим товаром, а стоимость этого товара – это стоимость товаров, услуг, жизненных средств, необходимых человеку для поддержания нормальной жизнедеятельности. При невозможности участия работника в трудовой деятельности (вследствие болезни, травмы, инвалидности, безработицы и др.) возникает состояние материальной необеспеченности работника (его семьи). Такая угроза (риск) неучастия в трудовой деятельности и материальной необеспеченности является не частным делом (и риском) только отдельного работника.

В силу реализации отдельных видов деятельности, как неотъемлемых звеньев совокупного общественного труда, указанные риски приобретают общественный характер. Вследствие этого возникает необходимость солидарных действий участников производства по обеспечению воспроизводства рабочей силы в момент реализации риска материальной необеспеченности.

При втором теоретико-методологическом подходе к определению природы социального страхования авторы исходят из общности страховой теории (в основном представленной в гл.48 ГК РФ и Законом РФ “Об организации страхового дела в РФ“), согласно которой страхование обусловлено наличием страховым риском и специфических признаков социального страхования. К последним они, в частности, относят: а) обязательный характер; б) цель – страховая защита трудовых ресурсов; в реализация принципа коллективной солидарности; г) не всегда денежная форма социального обеспечения; д) подведомственность органам социального страхования.

Сторонники третьего теоретико-методологического подхода в определении природы социального страхования исходят в основном из социальной политики государства, считая при этом социальное страхование как механизм (или форму) реализации этой политики, обеспечивающей социальную защиту населения.

Исследуя влияние на социальное страхование доктрин и концепций естественного и позитивного (законодательно установленного) права, правового государства, гражданского общества и социальной справедливости, В.Д. Роик, основываясь на определении цели страхования немецкого учёного Адольфа Вагнера (середина ХIХ в.), делает вывод:

Понятия “публичная потребность“ и “социальная солидарность“ являются краеугольным камнем основания социального страхования, так как обосновывают:

- “публичная потребность“ – обязательный (по закону) характер участия в нём всех работодателей и самозанятых работников;

- “социальная солидарность“ – механизмы перераспределения средств, связанных с социальными рисками во времени (заблаговременное резервирование части заработной платы застрахованных“;

Нет оснований возражать автору в том, что данные понятия являются важными составляющими организационно-экономического механизма обязательного социального страхования. Но и они, по нашим, далее обоснованным, представлениям, не определяют природу социального страхования.

Во всех указанных теоретико-методологических подходах к определению природы социального страхования имеются конструктивные элементы, имеющие значение для совершенствования системы социального страхования.

Обязательное социальное страхование состоит из:

1. Централизованно организованной и осуществляемой государством формы обязательного страхования включающей:

Обязательное пенсионное страхование (включая профессиональные пенсии);

Обязательное медицинское страхование;

Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и другие виды обязательного социального страхования.

2. Децентрализованно организованной формы обязательного социального страхования, организуемой и осуществляемой лицами, указанными в законах, и включающей:

Обязательное государственное страхование жизни и здоровья государственных служащих;

Обязательное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним категорий граждан;

Обязательное страхование жизни и здоровья работников опасных профессий;

Обязательное личное страхование пассажиров.

Добровольное социальное (личное) страхование состоит из:

1. Корпоративно-коллективной формы социального (личного) страхования, предоставляемого его видами:

- Добровольное страхование работодателями своих работников по договорам:

- Медицинского страхования; страхования от несчастных случаев на производстве;

- Страхования негосударственных пенсий;

- Страхование жизни с выплатой аннуитетов;

- Медицинского страхования при деловых поездках за рубеж;

- Страхования иных объектов.

2. Индивидуальной формы социального (личного) страхования, предоставляемого его видами:

- Добровольное страхование отдельными гражданами своих имущественных интересов по договорам:

- страхование жизни, в том числе с выплатой аннуитетов;

- медицинского страхования;

- страхование от несчастных случаев;

- страхование негосударственных пенсий;

- медицинского страхования при поездках за рубеж;

- страхования иных объектов.

С.Ю. Янова, например, считает, что “предметом социального страхования выступают основные социальные риски, угрожающие воспроизводству населения:

- временная нетрудоспособность в результате болезни, травмы, беременности и родов, ухода за членами семьи;

- постоянная нетрудоспособность в результате инвалидности и старости;

- потеря трудового дохода в связи с безработицей – невозможностью трудоустройства;

- потеря дохода семьи в случае смерти кормильца для иждивенцев;

- возникновение непредвиденных расходов в случае оплаты медицинских услуг, рождения и воспитания ребёнка, оплаты ритуальных услуг по погребению“

Субъектами социального страхования являются: граждане (индивидуумы), выступающие в качестве как застрахованных лиц, так и страхователей; организации (предприятия, фирмы, компании), субъекты РФ, муниципальные образования, осуществляющие функции страхователей при страховании своих работников (персонала администраций – для административно-территориальных образований) по видам обязательного и добровольного личного страхования (включая ОМС, пенсионное, социальное); государство – через уполномоченные выступать в качестве страхователей органы государственной власти и управления, которым выделяются из бюджета денежные средства для обязательного государственного страхования жизни, здоровья и имущества определённых категорий граждан, а также осуществляет законодательное обеспечение и регулирование страхования.

Под предметами страхования мы понимаем те или иные материальные ценности (блага, включая финансовые средства, доходы) и нематериальные ценности (включая жизнь, здоровье, трудоспособность, конституционные права и другие нематериальные блага) физических лиц, которые обеспечивают им необходимые (или достаточные, ожидаемые) материальные, социально-экономические, правовые и политические условия существования и развития (т.е. определённый материальный уровень, качество жизни и социальное положение) и потому оберегаемые или сохраняемые, восстанавливаемые (либо улучшаемые) при нанесении им вреда.

Объектами социального страхования являются имущественные и неимущественные интересы граждан – застрахованных лиц (выгодоприобретателей), которые защищаются при наступлении страхового случая, в том числе путём возмещения или компенсации причиненного таким случаем вреда либо оплаты и предоставления разного вида услуг в натуральной форме, обеспечивающих им сохранение, восстановление или улучшение материального уровня, качества их жизни и/или социального положения.[5]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: