Анализ проделанной работы

В нашей школе работа психолога выстраивалась в систему на протяжении 6 лет и до сих пор развивается и совершенствуется. Цель работы психологическое сопровождение учащихся.

По-прежнему остается актуальной задача изучения личности и состояния нервно-психического здоровья школьников с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Обучение будет личностно-ориентированным и эффективным, если оно опирается на:

· знания о направленности личности: потребностях, мотивации, интересах, идеалах, целях, мировоззрении в целом;

· индивидуально-типологические особенности личности: темперамент, характер;

· возрастные особенности развития личности школьников.

Поэтому очень важен систематический мониторинг психолого-педагогического статуса ученика с точки зрения его актуального состояния и перспектив развития (см. примерное перспективное планирование на 2009-2010 уч. год)

Введение констатирующего и прогностического мониторинга психолого-педагогического статуса учащихся в повседневную практику позволяет определить актуальное психическое развитие учащегося и перспективы его развития, составить психолого-педагогический прогноз образования ученика.

Весь проводимый психологом цикл работ можно условно разделить на несколько взаимозависимых этапов:

· 1 этап – планово-прогностический. Он предполагает планирование деятельности психологической службы с учетом генеральной линии работы школы в текущем учебном году. В процессе анализа работы за прошедший период выстраиваются направления деятельности в текущем году, психологическая тематика родительских собраний, классных часов.

· 2 этап – информационно – аналитический. Этот этап включает все виды диагностических, исследовательских мероприятий, ориентированные на составляющие учебного процесса. Они таковы:

1. Составляющая «Учеба» - характеризует компоненты интеллектуальной деятельности учащегося;

2. Составляющая «Друзья» - характеризует отношения в классе по типу симпатий-антипатий, статусную позицию учащихся в таких видах общения, как учебное и внеклассное;

3. Составляющая «Я» - выясняет динамику самосознания, структуру и отношение личности к собственному «Я»;

4. Составляющая «Дом» - характеризует детско-родительские отношения;

5. Составляющая «Профиль и профессия» - определяет степень подготовленности учащегося к выбору будущей профессии.

В рамках данной составляющей с целью оказания помощи в формировании личностного - профессионального плана старшеклассников проводится следующая работа:

8 класс – при выявлении запросов учащихся проводится диагностическое исследование с использованием следующих методик:

· ДДО Е.А.Климов – методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова «человек – природа», «человек – техника», «человек – человек», «человек – знак», «человек – художественный образ»;

· «Карта интересов» автор Голомшток – позволяет изучить сферу интересов учащегося (в школе имеется компьютерный вариант).

9 класс – с целью изучения особенностей профессионально-значимых качеств и выбора выбора профиля обучения:

· «Профиль» модификация «Карты интересов» Г.В.Резапкина;

· Опросник профессиональных склонностей Л.Йоваши модификация Г.В.Резапкиной.

10 класс – определение личностных качеств и профессиональных предпочтений по запросу.

11 класс – углубленное профконсультирование с целью профессионального самоопределения учащихся.

· 3 этап – организационно – исполнительский. На этом этапе происходит подготовка и проведение запланированных мероприятий, также происходит наполнение кабинета методическим, диагностическим инструментарием.

· 4 этап – контрольно – оценочный. Он включает в себя количественную и качественную обработку исходного материала, полученного в результате диагностических исследований, сравнительный анализ данных. Составление отчетов о проведенном исследовании. Далее происходит возврат к планово прогностическому этапу. Такой подход к организации школьной психологической службы во многом определяет ее успешность и полезность.

Благодаря сравнительному анализу результатов исследований мы имеем свою статистическую базу данных по различным методикам, следовательно, у нас есть основания для накопления банка данных о развитии отдельного ученика или возрастной группы в динамике, что позволяет выстраивать наиболее вероятный образовательный прогноз отдельного учащегося, класса или всей параллели. Банк данных об индивидуальных психологических особенностях учащихся школы оформляется в виде их индивидуальных психолого-педагогических представлений. Такое представление заполняется по запросу на ученика первого класса после периода его адаптации к школе по результатам плановой диагностики учебной мотивации и функциональной школьной зрелости. В нем содержится информация о характере мотивации, уровне произвольных процессов, некоторые характеристики личности. Содержание карты пополняется в течение обучения ребенка в школе и по мере его участия в плановых групповых либо углубленных индивидуальных исследованиях, а также персональных консультациях.

Эта информация не лежит мертвым грузом. Ее анализ позволяет проводить превентивную (психопрофилактическую) работу с педагогами, родителями.

Классные руководители получают отчет о проведенной диагностике, что позволяет им дополнить уже сложившийся психологический портрет ребенка новыми чертами, а также информацию о том, с какими результатами и в какой форме они могут ознакомить ученика.

На тематических выступлениях, на родительских собраниях родители знакомятся с результатами психолого-педагогической диагностики. Они имеют возможность задать любые вопросы, при необходимости прийти на индивидуальную консультацию.

Моя методическая тема на следующий год: «Использование новых психолого-педагогических технологий в реализации компетентностного подхода в образовании в современных условиях».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: