В конце 50-х – начале 60-х годов падали темпы экономического развития. Для руководства страны была очевидной необходимость продолжения экономических реформ.
Преобразования коснулись сельского хозяйства. В марте 1965 г. были введены твердые планы закупок сельхозпродукции на несколько лет вперед. Увеличивались надбавки к действующим закупочным ценам на скот. Колхозы переводились на прямое банковское кредитование.
Осенью 1965 г. начала осуществляться экономическая реформа в промышленности. В реформу были вложены некоторые принципы рыночной экономики (прибыль, хозрасчет). Процесс перехода промышленности на систему хозрасчета был завершен к концу восьмой пятилетки. В процессе осуществления реформы развернулось слияние мелких предприятий с крупными.
Восьмая пятилетка (1966-1970) была временем наиболее стабильного развития послевоенной экономики. На рубеже 70-х начале 80-х годов начали проявляться серьезные диспропорции в структуре промышленности СССР. Приоритетное развитие получили отрасли тяжелой индустрии, прежде всего оборонная. Была сделана попытка перевести промышленность на путь интенсивного развития. Однако намеченные планы по внедрению новой техники и росту производительности труда выполнены не были. Реформы середины 60-х годов не остановили нарастания трудностей в развитии сельского хозяйства.
|
|
Периодически повышались заготовительные цены на зерновые культуры, картофель, молоко. Для улучшения управления агросферой были созданы Государственный агропромышленный комитет, а на местах – районные агропромышленные объединения. Новые управленческие структуры не улучшили положения дел в земледелии и животноводстве. Объем валовой продукции сельского хозяйства сокращался.
На рубеже 70-80-х годов значительно ухудшились условия народно-хозяйственного развития. Уменьшение рождаемости населения привело к сокращению притока трудовых ресурсов. Неблагоприятная экономическая конъюнктура сложилась на мировом рынке. Резко упали цены на нефть – важнейший предмет советского экспорта. Параллельно с государственной появилась так называемая теневая экономика. Ее развитию сопутствовали беззакония и коррупция.
Успешнее других шло решение жилищных проблем. К началу 80-х годов почти 80% семей имели отдельные квартиры. В 70-х – начале 80-х годов резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Это тяжело отразилось на условиях жизни сельского населения. Значительно отставало от города обеспеченность селян медицинскими и детскими дошкольными учреждениями.
Это время часто называют «двадцатилетием упущенных возможностей», «брежневской эпохой». Главенствующее место в новом руководстве страной в период с 1964 по 1982 гг. занимали три человека:
|
|
1. Л.И. Брежнев - Генеральный секретарь ЦК КПСС и председатель Президиума Верховного Совета СССР;
2. А.Н. Косыгин, Председатель Совета Министров СССР (в октябре 1980 г. его сменил Н.А. Тихонов);
3. М.А. Суслов, в ведении которого находилась идеологическая работа.
Пришедшая к власти «команда» Брежнева не имела единой позитивной программы деятельности. После критики в адрес Хрущева на Пленуме ЦК в октябре 1964 г. за непродуманные реформы, нарушение коллегиальности руководства, частую смену кадров с трибуны был выдвинут лозунг «стабильности». Достаточно быстро стало ясно, что в политическом плане он означал:
- отказ от радикальных перемен (прекращение дальнейших попыток демократизации общества и партии, свертывание критики «культа личности» Сталина и пр.);
- укрепление существующей общественно-политической системы (тоталитарного режима, обязательным элементом которого является культ личности вождя – в данном случае Брежнева);
- «тихую реставрацию» ряда элементов сталинизма (практику политических процессов, преследование инакомыслящих, и пр.).
При внешнем спокойствии и единодушии в руководстве шла борьба различных групп, представлявших интересы определенных структур. В этой ситуации Брежнев вплоть до тяжелой болезни (1976 г.) проявлял качества лидера, будучи, по выражению одного из наблюдавших его журналистов, «беспощадным человеком со стальными кулаками, хотя и в бархатных перчатках». В результате тонкой закулисной борьбы Брежнева один за другим его соратники по смещению Хрущева без особого шума оказываются на пенсии или явно на второстепенных постах (Семичастный, Шелепин, Воронов, Подгорный, Шелест и др.). В начале 80-х гг. из тех, кто пришел с Брежневым к власти, на политической арене остались лишь Андропов и Устинов.
«Выбывших» заменили люди, лично близкие Брежневу и особенно знакомые ему по работе в Днепропетровске («днепропетровская мафия» - А. Кириленко и К. Черненко, ставшие секретарями ЦК и членами Политбюро; Н. Щелоков – министр МВД; Д. Кунаев – 1-й секретарь ЦК компартии Казахстана и др.). Реальное управление в партии сосредоточилось в Политбюро ЦК КПСС. Узкая группа олигархов во главе с Брежневым решала все важнейшие вопросы. Под родственников Брежнева и его окружения создавались не только посты, но и целые министерства. Протекционизм, кумовство, семейственность проникали в самые высокие инстанции.
Естественными спутниками этих процессов явились:
Невиданных размеров коррупция.
Теневая экономика.
Сращивание деятелей теневой экономики с представителями номенклатуры – формирование организованной преступности – мафии (особенно в Средней Азии, Кавказе и Москве). Партийные, советские, хозяйственные руководители, пользуясь доверием Брежнева и его окружения, а так же практически отсутствием контроля «снизу», чувствовали себя полновластными хозяевами «своих» республик, регионов, заводов и пр.
Рост преступности (особенно взяточничества и хищения). Наиболее пораженными этими видами преступления оказались торговля, сфера услуг.
Превращение членства в партии в необходимое условие для служебного продвижения, приобщения к партийной номенклатуре.
Падение престижа власти.
Распространения пьянства.
Интриги, чинопочитание, угодничество.
Зачастую решения высших партийных органов имели приоритет над законами. Таким образом, в «обществе развитого социализма» корпоративные интересы номенклатуры полностью возобладали над государственными и общественными интересами.
В области идеологии началась тихая ревизия решений XX съезда партии и последующих либеральных тенденций в сфере теории. Проблемы нарастали и усугублялись, но не было разработано конкретных и эффективных мер по их разрешению. На очередных съездах КПСС очень громко говорилось о мнимых успехах и достижениях СССР, создавался иллюзорный мир показательного благополучия. Выступавшие на съездах, соревновались в славословиях политике КПСС и ее руководству.
|
|
Особенно пышные эпитеты с начала 70-х гг. доставались Л.И. Брежневу. Происходило как бы во зрождение культа личности, но уже в виде фарса.
В октябре 1977 г. была принята новая, 4-ая по счету советская Конституция – «Конституция развитого социализма». 6-я статья Конституции юридически оформила монопольное положение КПСС в советской политической системе, определив партию как «руководящую и направляющую силу общества, ядро его политической системы». КПСС в соответствии с решениями XXV съезда определялась теперь как партия всего народа, оставаясь по своей природе якобы партией рабочего класса. Был выдвинут тезис о полном и окончательном решении национального вопроса, о формировании «новой исторической общности - советского народа». Тезис об общенародном государстве, конституционно оформленный в 1977 г. был не более чем декларацией.
Попытка приостановить дальнейшее развитие негативных процессов в советском обществе была предпринята уже после смерти новым Генеральным секретарем ЦК КПСС Андроповым, который руководил страной 15-ть месяцев (ноябрь 1982 – февраль 1983). Как сторон Решительные меры Андропова перепугали старую политическую элиту, которая боялась потери руководящих постов, но встряхнули страну, вызвали симпатии к энергичному руководителю, породили в обществе надежды на перемены к лучшему. Однако скорая смерть Ю.В. Андропова в марте 1984 г., который не оставил политического завещания, вновь породила в стране острый кризис и породила в обществе апатию.ник укрепления системы Андропов приступил к ее модернизации с помощью чрезвычайных административных мер (которые часто выходили за рамки конституционных мер).
|
|
В феврале 1984 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал полностью недееспособный К.У. Черненко, на избрании которого настояло консервативное большинство Политбюро во главе с маршалом Устиновым. Избрание прошло в жесткой борьбе с Горбачевым и поддерживавшими его Громыко, Воротниковым, Алиевым и Соломенцевым. При Черненко возобновились практически все процессы, которые были характерны для периода правления Брежнева.